Гардероб

В здоровом теле – здоровый дух: история бренда ASICS

ASICS – это, пожалуй, один из самых знаменитых спортивных брендов сегодня. Официально его история началась в 1977 году, однако на самом деле родился он гораздо раньше – в 1949 году. Но тогда он имел совершенно другое название – Onitsuka Tiger. Столь долгая история существования бренда не могла обойтись без взлётов, падений, громких успехов и сомнений. И обо всём этом далее и пойдёт речь.

Всё начинается с идеи

На дворе вторая половина 40-х годов ХХ века. Мир только-только пережил одну из самых страшных войн в истории человечества и всё ещё оценивал её разрушительные последствия. Тем временем в японском городке Кобе молодой, но не по годам мудрый Кихачиро Оницука оценивает другой ущерб, который нанесла война. Речь о молодом поколении, которое никак не могло восстановиться и вновь ощутить твёрдую почву под ногами, вновь поверить в то, что будущее есть и оно вполне светлое.

Оницука хотел предложить молодым людям Японии нечто, что сделает их повседневную жизнь осознанной, дисциплинирует их, поможет восстановиться не только духом, но и телом. И решить все эти проблемы мог спорт. Кихачиро решает, что вернуть оптимизм людям, воодушевить их, дать какую-то цель смогут такие простые вещи, как бег и баскетбол. Беспризорников, оставшихся без родителей, трудных подростков, юношей и девушек, чья молодость пришлась на столь страшные времена, можно было бы увлечь спортом, воспитать им.

Но, несмотря на внешнюю простоту идеи, сложностей тут хватало. Ведь Кихачиро хотел охватить всю молодёжь не только своего городка, но в перспективе всей Японии (патриот, что тут ещё скажешь). И тогда Оницука решается на смелый и немного безрассудный шаг. Он открывает в Кобе производство спортивной обуви. Такое решение помогало убить сразу нескольких зайцев: во-первых, японцы получали бы дешёвую, но при этом качественную и удобную спортивную обувь для своих занятий, во-вторых, новое производство давало и новые рабочие места для тех, кто нуждался в этом, и, в-третьих, стильная и популярная спортивная обувь делала спорт более привлекательным в глазах подростков и молодых людей.

Так, в 1949 году появляется фабрика Onitsuka Ltd, специализацией которой становится выпуск брендированных моделей кроссовок, продажа которых ведётся только на территории Японии.

Кихачиро Оницука

Тигриные полоски

Философия самого Кихачиро, которой он руководствовался на протяжении всей своей жизни, стала основой философии и его личного бренда: «Anima Sana In Corpore Sano», что означает в переводе на русский «В здоровом теле – здоровый дух» (это в будущем ещё сыграет свою роль в истории бренда). Естественно, в реальности такая философская концепция несколько расширилась и стала звучать, как «Воспитание молодёжи через спорт».

В начале 50-х годов в Японии возросла популярность такого вида спорта, как баскетбол. Оницука не хотел упускать такую отличную возможность предложить японцам специальную обувь для этой игры. Но просто кроссовок было недостаточно, они должны были быть уникальными, чтобы завоевать любовь и почитание покупателей.

Тогда Оницука решает создать такие кеды, которые бы хорошо цеплялись к любой поверхности (что важно для игры в баскетбол), но при этом были бы лёгкими, комфортными. Сказано – сделано. Onitsuka разрабатывают особую модель кед с подошвой, фактура которой напоминала щупальца осьминога. Покрытая сплошь присосками, подмётка настолько хорошо сцеплялась с поверхностью, что некоторые тестировщики признавались, что иногда не могли ноги от пола оторвать. Несмотря на это, эта подошва стала настоящим прорывом в спортивной индустрии. Сила сцепления была несколько снижена, а производство кроссовок было поставлено на поток.

Новинка взбудоражила умы покупателей, постепенно продажи компании росли, и нужно было предпринимать следующий шаг. Onitsuka выпускают следующую модель кроссовок, они получают название Bashu. Этот силуэт примечателен тем, что на его подошве впервые появилась тигриная голова. Эти кроссовки стали настолько популярными, что бренд поспешил сменить своё название и превратился в Onitsuka Tiger.

Ассортимент бренда начал постепенно расширяться. Вскоре в нём появилась отдельная линейка обуви, предназначенная для игры в волейбол. Для её производства использовались только самые передовые технологии тех лет. Например, первая модель волейбольных кроссовок от Onitsuka Tiger, выпущенная в 1951 году, имела подмётку из вулканизированной резины и особую полоску вдоль боковой части силуэта, которая помогала надёжно зафиксировать стопу.

Далее коллекция Onitsuka Tiger пополнилась беговой обувью. После войны бег на длинные дистанции был не слишком популярен, поэтому бренд решил сделать упор не на массового покупателя, а на марафонцев и профессиональных бегунов. В середине 50-х годов появляется силуэт Ekiden Marup с закруглённым носком.

Кстати, именно с беговыми кроссовками связан первый значимый успех Onitsuka Tiger в профессиональном спорте. Знаменитый марафонский чемпион Абебе Бикила из Эфиопии до 1960 года выходил на старт, бежал и побеждал исключительно босиком, уверяя, что найти идеальную обувь для себя он не может. И вот, наконец, в 1960 году он обувается в кроссовки Magic Runner, выпущенные Onitsuka Tiger. Фишкой этой модели было множество вентиляционных отверстий, помогавших выводить излишки влаги и охлаждать стопу во время активного движения. Никаких мозолей и дискомфорта. Именно в кроссовках Magic Runner Абебе станет первым темнокожим африканским спортсменом, победившим на Олимпийских играх.

Onitsuka Tiger Magic Runner

В 1960-е годы бренд начинает активно внедрять в производство синтетическую кожу. Такой шаг позволил Onitsuka Tiger охватить массового покупателя (благодаря более низкой цене) и внедрить новейшие технологии. Уже в 1966 году более 70% бегунов Бостонского марафона были обуты в Onitsuka Tiger. В эти же годы марка начинает активно внедрять кроссовки, имеющие сменные шипы, чтобы каждый спортсмен мог модифицировать обувь под свои запросы и для разных соревнований.

В конце 1960-х годов бренд выпускает беговые кроссовки Marup Nylon SP, которые внезапно станут культовыми среди японских подростков и молодёжи. В начале 1970-х годов эти кроссовки стали чуть ли не неотъемлемой частью школьной формы, а вышедшая следом модель бутс Bomber долгие годы считалась эталоном игровой обуви в принципе (а её популярность успела распространиться за пределы Японии и появиться на многих зарубежных рынках).

Для всех руководителей марки становится очевидным, что пора расширять своё влияние. Тогда бренд Onitsuka Tiger начинает смотреть в сторону Америки, ведь именно американский рынок (после азиатского) является одним из самых массовых.

Битва за Corsair

Но так просто, конечно же, привезти кроссовки Onitsuka Tiger в Америку было нельзя. Руководство решает «прощупать почву» и понять, как им лучше расширить своё влияние за рубежом. При этом на них сам выходит Фил Найт, энтузиаст бега, будущий основатель Nike. Позже Фил связывается с беговым экспертом и по совместительству своим университетским тренером Биллом Бауэрманом, который помогает собрать для марки «ценную информацию» о том, как обстоят дела со спортивной обувью в США. В будущем Бауэрман будет разрабатывать для «Тигра» и концепты спортивных моделей.

Вскоре Найт и Бауэрман решают предложить Onitsuka Tiger сотрудничество. Совместно они разрабатывают и выпускают особый силуэт, который получает название Corsair. Фактически, именно “Корсары” стали масштабным дебютом Onitsuka Tiger на американском рынке.

Onitsuka Tiger Corsair

Новинка стала настоящим прорывом и началом нового поколения беговой обуви. Двухслойная амортизация, межподошва из EVA, небольшой каблук-подъём, стабилизированный задник – если присмотреться к большинству современных беговых моделей, то можно заметить, что в них до сих пор используются технологии, придуманные некогда Onitsuka Tiger и Бауэрманом.

Однако в 1972 году столь плодотворное сотрудничество будет нарушено. Между японцами и американцами вклинивается созданный Биллом Бауэрманом и Филом Найтом бренд Blue Ribbon Sports (будущий Nike). И вот предприимчивый молодой бизнесмен и беговой эксперт (он же тренер) решают, что в общем-то Corsair и его концепт принадлежат ему. Они «переделывают» (а на самом деле просто перевыпускают) “Корсары” и дают им новое название – Cortez. Эти кроссовки набирают какую-то феноменальную популярность и, естественно, Onitsuka Tiger снести такого оскорбления и наглости не смогли.

Nike Cortez

«Тигр» прославил Nike на весь мир. О том, что молодой бренд буквально украл разработки Onitsuka Tiger и выдал их за свои, знали в каждом переулке. Начались долгие судебные тяжбы, иски, взаимные упрёки. Несчастные Corsair/Cortez перетягивались как канат. Наконец, суд постановил, что «должна победить дружба», а точнее, что оба бренда имеют право выпускать свою версию культовых кроссовок, поскольку обе компании приложили руку к созданию концепта. Нельзя сказать, что это устроило оба бренда, но с судом не поспоришь.

И Nike, и Onitsuka Tiger продолжили выпускать свои версии кроссовок, которые, несмотря на идентичность силуэта, имели коммерческий успех у обеих марок. Разница была лишь в рынках. Nike получили в свое распоряжение американский рынок, а Onitsuka Tiger довольствовались Азией.

Onitsuka Tiger Corsair vs Nike Cortez

В здоровом теле – здоровый дух

И вот, наконец, мы подбираемся к самому главному. В 1977 году Onitsuka Tiger проводит слияние с двумя компаниями: GTO (производитель товаров для спорта и рыбалки) и Jelenk (производитель униформы). Естественно, что новому бренду – новое название. Как раз именно тогда в дело официально и вступает латинская пословица ‘Anima Sana In Corpore Sano’. Первые буквы каждого слова станут аббревиатурой-названием новой марки – ASICS.

Философия компании осталась всё той же, бренд проповедовал учение о том, что в здоровом теле непременно должен быть здоровый дух. Но разница была в том, что теперь компания заботилась о здоровье не только японской молодёжи, но молодёжи всего мира.

Однако бренд Onitsuka Tiger никуда не делся. Он всё также продолжает функционировать, но теперь было решено разделить обязанности. Молодой ASICS отныне должен будет заниматься разработкой и выпуском новинок, инновационных технологий, расширением ассортимента, а вот ветеран Onitsuka Tiger будет заниматься винтажными линейками и перевыпуском культовых моделей.

ASICS добавляет в регулярную коллекцию обувь и аксессуары для:

  • футбола, волейбола, баскетбола;
  • бега (теперь не только для профессионалов, но и для любителей);
  • лёгкой атлетики;
  • фитнеса и кросс-тренинга;
  • нетбола;
  • чирлидинга;
  • лакросса и корфбола и т.д.

Постепенно ASICS приобретают репутацию новатора в сфере производства спортивной обуви. В 1978 году они создают особую ударопоглощающую подошву, которая используется впервые в линейке волейбольной обуви Rota.

В 1979 году выходит модель California со светоотражающими вставками на корпусе. И в этом же году в родном для бренда городе Кобе открывается первый исследовательский центр ASICS, в котором будут придуманы и разработаны практически все знаменитые технологии бренда.

ASICS California

Сегодня бренд ASICS является одним из лидеров рынка. Обувь этой марки носят тысячи спортсменов по всему миру, в их числе и олимпийские чемпионы, и лидеры сборных, и звёзды различных спортивных дисциплин. Марка продолжает чтить свои традиции и делать всё для того, чтобы каждый смог разделить с ней принцип «в здоровом теле – здоровый дух».

Технологии бренда

Собственная исследовательская лаборатория позволяет ASICS разрабатывать уникальные технологии, чтобы сделать обувь ещё более удобной и практичной:

  • SpEVA – облегчённый материал, который помогает подошве принимать первоначальную форму буквально через несколько миллисекунд после соприкосновения с поверхностью;
  • FluidRid – технология амортизации, которая помогает повысить износостойкость изделия и снизить его вес;
  • DuoMax – межподошва, обеспечивающая оптимальную поддержку стопы, изготовлена из двух материалов с разной степенью плотности;
  • GEL – ключевая технология бренда, представляет собой специальные гелевые вставки в носовой и пяточной части, которые отлично поглощают удары и снижают нагрузку на колени, пятку и позвоночник спортсмена.

Сегодня ASICS организует свой ассортимент обуви не по названию моделей, а по технологическим особенностям обуви. Всего существует 4 линейки обуви:

  • Амортизация;
  • Структурная амортизация;
  • Бездорожье;
  • Коллекция 33 (минималистичная обувь, которая дарит ощущения бега босиком).

Наследие

В числе официальных амбассадоров бренда, участвующих не только в рекламных кампаниях марки, но и в разработке некоторых обувных силуэтов, представлены:

  • Кристоф Леметр;
  • Лоло Джонс;
  • Райан Холл;
  • Мара Ямаучи и многие другие.
Андрей Разумовский

Автор раздела Спорт на портале Каменный лес

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

7 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

8 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

12 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

13 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

14 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

18 часов ago

This website uses cookies.