Кино

“Похититель тел” Роберта Уайза. Зло всегда вернется бумерангом

Черно-белые триллеры, несмотря на пропасть между кинематографом наших дней и кинематографом почти столетней давности, обладают особой влекущей атмосферой. Даже если вы несерьезно относитесь к картинке, отсутствию спецэффектов, театральности постановки, то должны уважать подобное кино. Это история, архивы, по которым многие нынешние гуру индустрии учились и воспитывались. Не все такие картины шедевры, но большинство из них явно заслуживают внимания. Камерность, отсутствие отвлекающих факторов ввиду черно-белого изображения, ставка на игру актеров и сюжет – это лишь часть примечательных особенностей подобных работ. Одним из таких примечательных фильмов является триллер Роберта Уайза “Похититель тел”, снятый по одноименной повести Роберта Льюиса Стивенсона. А в главных ролях блистал Борис Карлофф со своей непревзойденной мимикой.

Содержание

Предпосылки

В свое время Британия была шокирована серией анатомических убийств. В основу этих преступлений легла острая необходимость предоставлять профессорам анатомии тела мертвых людей, чтобы гуру медицины могли рассказывать и показывать своим студентам особенности строения человеческого организма. Обычно для этих целей использовали тела казненных преступников. Но после резкого сокращения казней родился острый дефицит тел. Тогда маститые и уважаемые профессора не чурались платить за мертвые тела весьма подозрительным личностям. А главное, никто никогда не спрашивал, откуда появлялось тело.

Самым известным и резонансным делом об анатомических убийствах стали Уэст-портские убийства в Эдинбурге, главными фигурантами которых были Уильям Бёрк и Уильям Хэр. А главным бенефициаром деятельности двух этих душегубов был Роберт Нокс, хирург, анатом и ведущий преподаватель частных анатомических курсов. Именно последний платил кругленькие суммы за предоставляемые тела. Удивительно, но когда преступников раскрыли, Ноксу не было предъявлено никакого обвинения. Его хотели отстранить от практики, но он так же продолжил скупать трупы у других ушлых подонков.

Та история стала основой для написания повести “Похититель трупов” за авторством несравненного Роберта Льюиса Стивенсона. Произведение получилось столь реалистичным и своеобразным, что успех не заставил себя ждать. Сюжет анатомических убийств был дополнен интригующими деталями и даже снабжен мистической составляющей. И именно эта мистика в свою очередь уже вдохновила режиссера Роберта Уайза снять свою версию резонансных преступлений на базе повести Стивенсона.

Особенности фильма

При этом Уайз попросил сценаристов Филипа МакДональда и Карлоса Кита значительно упростить сюжет, чтобы в нем не было лишних персонажей. А главное, режиссер захотел сделать важную перестановку персонажей и акцентировать внимание зрителей на колоритном убийце, со строгой периодичностью предоставлявшем трупы для анатомических исследований.

Был вычеркнут из сценария неназванный профессор К., который определенно являлся отсылкой к реально существовавшему Коксу. Его место занял доктор МакФарлейн, который в повести был всего лишь одним из помощником главного анатома. Два других главных персонажа – помощник МакФарлейна по имени Джозеф Феттс, который в книге был вторым помощником К., а также Джон Грей, непосредственный убийца, который в повести был всего лишь знакомым МакФарлейна и который пал от рук как раз-таки своего знакомого.

В фильме же Грея сыграла главная звезда проекта – Борис Карлофф. Причем сыграл потрясающе. Да, сюжетно было запланировано, что Грей будет более заметным персонажем – некогда безликие поставщики трупов получили олицетворение в образе Грея. Но Карлофф изобразил такого отъявленного и хладнокровного негодяя, что его персонаж не мог не выйти на первый план всего фильма. Голос и манера поведения Грея вселяли ужас и без каких-то громких угроз с его стороны. Перед нами был человек, который готов на все, лишь бы выполнить поставленное перед ним задание и заработать свои кровные денежки. Кстати, столь яркое впечатление от героя Карлоффа можно объяснить еще и тем, что остальные персонажи получились менее запоминающимися. Что очень странно, ведь фактически главными героями были МакФарлейн и Феттс.

Разнообразить сюжет и придать как раз-таки МакФарлейну и Феттсу некоторой человечности должна была история девочки-инвалида, которую медики старались поставить на ноги. Но Феттс у Уайза вообще превратился в милейшего паренька, ставшего заложником положения. А как к нему тянутся детишки?! Просто уму непостижимо. В противовес ему карьерист и самодур МакФарлейн, для которого здоровье пациентов, в том числе бедной девочки, вторично. На первом месте у него наука, знание, прогресс, а во главе – личные амбиции. И тела-то ему были нужны только ради исследовательских целей, что при этом никак не оправдывает его.

Развязка фильма в целом совпадает с концовкой повести. Только в отличии от книги умопомрачение коснулось только МакФарлейна, который так долго жил под тяжестью угрозы со стороны Грея, что даже после смерти последнего доктору всего равно продолжал мерещиться этот мерзкий тип, деятельность которого погубила душу МакФарлейна. Да, доктор не убивал людей собственноручно, но отдавал себе отчет, откуда берутся эти анатомические экспонаты. И вот, отправляясь на очередное грязное предприятие по добыче тела, неудивительно, что в новом трупе ему вдруг мерещится Грей. Грей – лицо всего того зла, что сотворил МакФарлейн, и это зло вернулось ему и погубило известного врача.

По книге и концовка, и мораль произведения схожи, но являются более глобальными что ли. Как мы помним, МакФарлейн и Феттс там – оба всего лишь помощники известного анатома. Поэтому вообще никоим образом не являлись заказчиками этого леденящего душу товара и само собой они никого не убивали. Молодые люди даже не знали убийц. Но данный факт никак не оправдывает их соучастия. Вся невинность и сожаление обоих разбиваются о камни, так как ни у кого из не нашлось смелости пойти в полицию и признаться в соучастии в этом мерзком предприятии. Тут тоже труп Грея – это напоминание для обоих на всю жизнь, что они замарались в откровенно грязном деле, отмыться от которого им уже не суждено. Образ Грея будет их преследовать до смертного одра, и это еще большее наказание, чем моментальная смерть, как случилось с Макфарлейном в фильме.

Информация о фильме

  • Оригинальное название: The Body Snatcher
  • Год: 1945
  • Жанр: триллеры
  • Режиссер: Роберт Уайз
  • Оператор: Роберт Де Грасс
  • Сценаристы: Филип МакДональд, Вэл Льютон
  • Актеры: Борис Карлофф, Бела Лугоши, Генри Дэниелл, Эдит Этуотер, Расселл Вэйд, Рита Кордей, Шэрин Моффетт, Донна Ли, Тед Биллингс, Бобби Барнс
Дима Кулинар

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.

Recent Posts

adidas x Trent Alexander-Arnold Limited Edition Predator 24 ‘Pure Strike’

Немецкий бренд adidas официально представил ограниченную серию Predator 24 с брендированной подписью игрока английской сборной…

15 часов ago

История модели кед Converse CONS

Converse CONS — подразделение бренда «Конверс», выпускающее специальную обувь для скейтбоординга. Кроссовки и кеды «Конверс Конс»…

15 часов ago

Как в кино имитируют полноту

Истории о том, как актеры худеют, толстеют или набирают мышечную массу ради вхождения в образ,…

1 день ago

История Осьминога Эла, маскота «Детройт Ред Уингз»

Каждая играющая в Национальной хоккейной лиге команда выбирает себе маскота, то есть персонажа-талисмана. В начале…

1 день ago

Spring Court — те самые кеды с четырьмя отверстиями в подошве

Французский бренд «Спринг Корт» известен за кеды с четырьмя вентиляционными отверстиями в подошве. В 1936…

1 день ago

Кикуо Ибе: история создателя G-Shock

В 1983 году молодой работник Casio Кикуо Ибе изобрел неубиваемые часы G-Shock. Сегодня он является…

1 день ago

This website uses cookies.