Похититель трупов

С кем только не приходилось сравнивать Роберта Льюиса Стивенсона в контексте его произведений, даже с Достоевским (вспоминая рассказ “Маркхейм”), но цикл мистических коротких историй определенно навевает на мысль прозвать его шотландским Гоголем. Рассказ “Похититель трупов” – яркий представитель таких новелл.

Леденящее душу название рассказа обещает таинственную историю, а то и настоящий триллер. Но по мере развития сюжета внимание убаюкивается обыденностью разворачивавшегося действа. Пока в самом конце автор не огорошил своего читателя ужасающей развязкой с открытым концом.

По своей стилистике и жанру “Похититель трупов” невольно напоминает гоголевские повести “Портрет”, “Страшная месть” и немного отдаленно “Вий”. В перечне привычных событий автор сеет мистическое зерно, которое постепенно прорастает и прорастает. В определенный момент внимание зрителя специально рассеивается, чтобы в конечном счет увлечь его в мир мистики и леденящих душу событий.

Что-то похожее Стивенсон изобразил в своих рассказах “Олалла” и “Окаянная Дженет”, и именно обилие произведений о потусторонних силах невольно вызывает желание сравнивать шотландского литератора с нашим русским писателем. Но в отличие от предыдущих рассказов интригу Стивенсон решил запрятать не в начале повествования, а ближе к концу. Поэтому “Похититель трупов” вышел более интересным, нежели столь многообещающая “Олалла”, но в целом не дотягивающим до “Окаянной Дженет”.

Примечательно, что описанные события нашли вдохновение в истории с Робертом Ноксом, анатомом, который не чурался покупать трупы у печально прославившихся убийц Уильяма Берка и Уильяма Хэра.

Первая половина рассказа посвящена описанию разгульной жизни постояльцев одной гостиницы. И пуще всех выделяется старый шотландец по фамилии Феттс, определенно бывший врач. Мерное течение этих запойных дней нарушило появление в городе знаменитого врача Уолфа Макферлена. Вернее, его появление нарушило покой только Феттса, который взволнованный визитом своего знакомого немедленно решает совершить визит к тому и только для одной цели – задать загадочный вопрос про известного только им обоим человека.

А далее следует описание молодости Феттса, который долгое время работал помощником у именитого анатома по имени К. Феттс не только помогал профессору на кафедре, но и занимался весьма пыльным дельцем. Чтобы продолжать свою деятельность и передавать накопленный опыт студентам, К. нуждался в телах мертвых людей. Просто так подобную диковинку на улице не найдешь, поэтому необходимо было разработать схему их добычи. И схема, судя по всему, была налажена на ура. Правда о ней ничего не знал Феттс. По ночам, сидя на кафедре, Феттс встречал очень подозрительных людей, которые являлись ни кем иными, как продавцами трупов. Эти люди с изрядной периодичностью доставляли тела и получали за них причитающуюся денежную награду.

Феттса очень смущали его дополнительные обязанности, но, не выдерживая авторитета и власти своего наставника в лице К., молодой человек боялся задавать лишние вопросы. Так продолжалось ровно до того дня, пока в одном из трупов он не узнал свою хорошую знакомую. Тревога переросла в страх, и этим страхом необходимо было с кем-то поделиться. Этим кем-то стал молодой врач Уолф Макферлен, который был ассистентом К. Но вместо ожидаемой эмпатической реакции на смерть невинной девушки Макферлен выдает весьма хладнокровную и пугающую тираду, что Феттс давно должен был сам догадаться, откуда берутся мертвые тела и что не нужно лезть не в свое дело.

Испуганный Феттс сначала переживает серию нервных приступов, а потом ввиду слабости своего характера смиряется с происходящим и вообще перестает переживать. Он даже сближается с Макферленом, они начинают проводить вместе время. Правда, молодому врачу составлял компанию еще один тип – некто Грей. И этот Грей относился к Макферлену крайне отвратно и неуважительно. Феттсу было плевать, но он не мог не замечать явного раздражения своего коллеги.

И вот как-то ночью, когда Феттс находился на своем незавидном посту, в дверь постучались, и на пороге оказался Макферлен. Он принес новое тело для анатомических исследований. Тело Грея. Феттс был в шоке. Теперь они все повязаны, они все соучастники страшного конвейера смерти.

Самое удивительное, что происшествие быстро забылось, острые углы сгладились, и Феттс с Макферленом стали чуть ли не лучшими друзьями. В одну из пауз, когда убийцы не несли новые трупы, два молодых человека отправились на кладбище вырыть свежезахороненную женщину. Волнительный процесс сопровождался у мужчин приливами суеверного страха. Обстановка на кладбище не особо благоволит рождению позитивных мыслей, а кромешная тьма еще сильнее удручает.

Справившись со своей задачей, коллеги отправляются на повозке в сторону анатомической лаборатории. Но, находясь под влиянием подозрительных чувств, они решаются взглянуть на труп выкопанной ими женщины. И когда они приоткрывают мешок, в который положил мертвое тело, обнаруживают в нем убитого и давно расчлененного профессорскими руками Грея. Смертельный ужас парализует Феттса и Макферлена, и оба выпадают из повозки. С тех пор они больше и не общались.

Малодушие, трусость и пособничество в грязных делах старшего товарища одарили незадачливых молодых медиков ночными страхами до самой смерти. Определенно эта история отрезвила Феттса и Макферлена, само собой ничем подобным они больше не занимались. И тут все логично. Если никакие моральные барьеры не могли заставить обоих бросить откровенно преступную деятельность, то наступает черед потусторонних сил. Судя по натурам обоих, только такой страх мог одарить их табу на убийство и пособничество в преступлениях. Но гарантирует ли это раскаяние в содеянном? Едва ли.

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.