Уличное искусство невероятно многолико. Одна из его главных особенностей как раз и заключается в способности находить необычные средства выражения. К достаточно молодым направлениям стрит-арта относится стикер-арт, или стикер-бомбинг. Занимающиеся им художники рисуют наклейки, которые затем расклеиваются на дорожные знаки, вагоны метро и фасады домов.
В уличной среде небольших столичных городов стикеры встречаются нечасто. Однако в двух российских столицах с ними знакомы достаточно хорошо. В Санкт-Петербурге в Музее стрит-арта регулярно проходит Фестиваль авторских наклеек. Мероприятия не ограничиваются простой демонстрацией стикеров. Темой вполне серьезно интересуются социологи, которые проводят свои исследования и читают посвященные стикерам лекции.
Содержание
Первыми наклейки в качестве эффективного средства донесения информации догадались использовать политические активисты. Обычно это были представители крайних левых взглядов, которые из-за отсутствия серьезного финансирования вынуждены обходиться наиболее дешевыми средствами пропаганды. Первые стикеры подобного рода стали появляться в начале 2000-х годов.
Человеком, который впервые превратил стикер-бомбинг в вид искусства, стал американский художник и дизайнер Шепард Фейри. Наибольшую известность получили две его работы, выполненные в стиле поп-арт и обыгрывающие знакомые людям медийные образы. Первая – портрет французского борца Андре «Великана» Руссимоффа с подписью «OBEY» («Повинуйся»), отсылающей к фильму Джона Карпентера «Чужие среди нас» (1998). Слово «OBEY» в дальнейшем стало творческим псевдонимом художника.
Самая известная работа Фейри называется «Hope» («Надежда»). Художник выполнил ее в 2008 году и посвятил Бараку Обаме, который тогда шел на свой первый президентский срок. Этот плакат принес Шепарду славу и действительно повлиял на настроения избирателей. В дальнейшем мотивы «Надежды» неоднократно использовались для создания многочисленной политической наглядной агитации.
В конце 2000-х годов к стикер-бомбингу подключились футбольные фанаты, борющиеся за известность своих клубов с помощью наклеек на городских улицах. Впрочем, художественные стикеры представляют куда больший интерес, чем однотипные наклейки болельщиков, расклеиваемые «по площадям».
В прогрессивных странах уличное искусство давно перестали воспринимать как нечто противозаконное. Достаточно вспомнить знаменитого Banksy, некоторые лондонские работы которого были законсервированы с целью сохранения для современников и потомков.
Стикеры – это небольшие и недолговечные картинки. Их быстро срывают и по нескольку раз наклеивают на одно и то же место. Наклейки портятся от плохой погоды и сотнями уходят в небытие под карающей рукой работников коммунальных служб. Но в этом можно увидеть и их преимущества. Встретив на улице свежий стикер, наблюдатель может быть уверен, что совсем недавно здесь проходил художник. Стикер-арт показывает, что уличное искусство живо прямо сейчас. Граффити могут сохраняться годами, а наклейки всегда будут говорить с аудиторией только о наиболее актуальных вещах.
Большинство стикер-артистов обладает опытом в граффити и других видах стрит-арта. Для одних наклейки – хобби, для других – фан, то есть мощный источник, из которого можно регулярно черпать удовольствие. Особенно «светиться» такие художники не любят, хотя многие и оставляют на стикерах свои псевдонимы. В то же время внутри тусовки идет достаточно живое общение, которое выливается в совместное расклеивание стикеров и безденежный обмен ими.
Сообщество граффитистов в сравнении с представителями стикер-арта остается более закрытым. Причина этого заключается, видимо, в большем потенциальном ущербе, который рисунки краской могут нанести чьей-то собственности.
Начать делать стикеры может любой человек. В других разновидностях стрит-арта такой легкости «вхождения» нет, здесь же просто нужно начать рисовать. Чтобы стать граффитистом, надо учиться и тренироваться, иметь определенные художественные задатки, быть подготовленным физически и готовым потратиться на расходные материалы.
В расклеивании стикеров нет особой опасности, при желании любые наклейки можно удалить без следа за несколько минут. Впрочем, все же не стоит клеить их на витрину на глазах у владельца магазина. Между собой художники тоже не конфликтуют, серого и однообразного городского пространства достаточно для всех.
В первую очередь, путем стикер-бомбинга художники пытаются заявить о себе. Это один из вариантов развития надписи «Здесь был я», позволяющей немного рассказать о собственной персоне. Конечно же, с помощью наклеек люди занимаются самовыражением. Создание несерьезных изображений на любые темы дает огромный простор для творчества.
Регулярная работа над стикерами позволяет развивать художественные навыки, а значит, она заставляет людей расти в профессиональном плане.
Некоторым стикер-артистам удается добиться признания и монетизировать свое творчество. Для этого им сначала нужно стать заметными и узнаваемыми, после чего можно попытаться сделать созданные образы товаром. Одни художники печатают свои картинки на майках, кружках и сумках, другие позволяют использовать их в рекламе, третьи собирают из них портфолио и конвертируют его в заказы.
У представителей стикер-арта есть определенные этические правила, соблюдение которых обеспечивает им благосклонное отношение общества. Наклейки обычно наносятся на серые и безжизненные места, то есть они не причиняют вреда и оживляют городскую среду. В то же время клеить стикеры на стены музеев, к примеру, недопустимо.
Для обычных людей наклейки становятся интересными объектами, отвлекающими взгляд от привычной городской атмосферы. Для стикер-артистов – это один из способов распространения личного пространства. Они превращают город в свою галерею, причем чаще всего делают это с заботой и любовью к нему.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.