Кино

Фильм “Стекло”. Начало новой супергеройской вселенной?

Все-таки это оказалась собственная уникальная супергеройская вселенная Шьямалана, которая постоянно отбрасывает нас в реальность, заставляя проводить параллели и сравнивать происходящее на экране с действительностью. На грани веры в сверхлюдей и подозрения в их психическом расстройстве зритель проходит большую часть сюжета. Суперсильные уникумы начинают сами сомневаться в собственной избранности, но был тот, кто не допускал и секунды сомнения. И его имя в заглавии фильма.

Содержание

Три фильма

Режиссер киноленты М. Найт Шьямалан постарался сделать все части своей трилогии очень разными. «Неузвимый» – драма о судьбе человека, обретающего свое Я, «Сплит» – психологический триллер, а вот «Стекло», как квинтэссенция этого трилистника – супергеройский эпик. Только без мишуры и праздничной обертки Marvel, а больше напоминающий работы Кристофера Нолана и его «Темного рыцаря» и в какой-то степени «Хранителей» Снайдера по части зашуганности супергероев среди обычного социума.

При этом, определенно, каждый из фильмов можно смотреть по-отдельности и воспринимать вполне себе обособленно и независимо. Но общей картины получить все равно не получится. Потому что нельзя было тратить много времени на раскрытие персонажей Дэвида, Кевина и Элайджи – хронометраж не резиновый. Так что перед «Стеклом» я бы советовал посмотреть не только «Неуязвимого», но и «Сплит». Кстати, вторая часть, посвященная Орде, показалась наиболее слабой из трех. На одном Джеймсе МакЭвойе выехать не вышло, а финал той истории совершенно не вдохновил. Но после выхода «Стекла» стоит снисходительнее отнестись и к «Сплиту», считая картину необходимой подводкой для продемонстрированной развязки.

Кстати, гигантская пропасть между первой и второй частью трилогии вызвана не режиссерской задумкой. «Неуязвимый» так и мог остаться единственным фильмом данной истории, причин много – бюджет, мотивация, идеи, сценарий и т.д. И грандиозный перерыв ставил перед сценаристом и режиссером в одном лице серьезную проблему – Брюс Уиллис и Сэмюэл Л Джексон за два десятка лет моложе не стали, и на экране это будет заметно на ура. Поэтому было очевидно, что в третьей части придется распрощаться с героями, которых играли культовые актеры. Но как это сделать наиболее правильно и справедливо – с этой-то проблемой и боролся Шьямалан. И, по сути, у него все получилось.

Противостояния

Собственно, противостояние и есть главная движущая сила всего сценария. Это проявляется даже в выборе цвета каждого из персонажей: фиолетовый – злодей, зеленый – добрый герой, желтый – сумасшедший (привет, Ван Гог).

Все начинается с того, что Надсмотрщик, он же Неуязвимый, выходит на след Зверя, он же Орда. Битва сверхсильных людей дает старт финальной части трилогии. Их встреча была очевидна еще в конце «Сплита», но здесь они столкнулись лицом к лицу и вступили в открытую битву.

Следующий шаг – противопоставление доброго героя и злодеев. Орда объединяется со Стеклом, но каждый из злодеев преследует исключительно свою цель. У Мистера Стекло задача-то не менялась со времен событий «Неуязвимого» – доказать обществу, что супергерои существуют, и комиксы – это лишь ретроспектива когда-то происходивших событий и подвигов. Орда же действует в угоду маниакальной сущности Зверя, мечтающего отомстить всем тем, кто не испытывал в жизни страданий.

Кстати, способности каждого из трех героев прекрасно раскрываются с точки зрения психических отклонений персонажей. Якобы душевные травмы стали катализатором для внушения себе наличия сверхъестественных способностей. И внушает им эту мысль субъект следующего противостояние – психиатр. А имя такому противостоянию – реальность против вымысла. Действительно, у каждого героя отыскивается детская травма, что во многом стало причиной открытия в самих себе нечеловеческих способностей.

Предпоследняя ступень противостояния обозначается, когда и Надсмотрщик, и Орда, и Стекло, несмотря на все свои разногласия, оказываются в одной лодке. Речь о существовании тайного общества, занимающегося сохранением баланса и уничтожением сверхлюдей, что, само по себе, доказывает правоту Мистера Стекло, возглашавшего о существовании в мире супергероев.

И в качестве изюминки – персонаж Джексона против тайного общества. Даже распрощавшись с жизнью, Элайджа смог победить влиятельных врагов, полностью изменив мир и дав старт новой вселенной. А заодно дав понять, что и он в полной мере может носить статус супергероя, так как изначально в тайном обществе никто на него особо планов и не строил.

Резюме

Просмотр кинокартины действительно занимает, пробуждая интерес и желание узнать, чем же все закончится. Но есть две глобальные проблемы в вышедшем фильме.

Первая и ключевая – трилогия слишком долго рождалась. Свой взгляд на супергеройское кино – прекрасно, здорово и интригующе. Но в современном потоке «Мстителей» и «Лиг справедливости» “Стеклу”, скорее всего, нет места. Смотреть его пойдут лишь фанаты режиссера, актеров, поклонники каждого из трех фильмов и просто те, кто хочет разнообразия. Закрадывается мысль, что трилогии и не должно было быть. Сам по себе «Неуязвимый» – самодостаточный фильм, ему и правда не нужно продолжение, он крут и прекрасен. Да и «Сплит», если бы не камео Брюса Уиллиса в конце, тоже вполне сгодился бы в качестве работы с независимым сюжетом.

Вторая проблема – что же будет дальше? Если на этом трилогия заканчивается, то недосказанностей становится еще больше. Как минимум, нам захочется узнать подробнее о тайном обществе людей, соблюдающих в мире баланс и равновесие, а также о новой вселенной. И ведь самое печальное, что всех трех потрясающих героев трилогии уже не будет. Тогда пропадает важная и для многих определяющая зацепка, почему стоит пойти на следующие произведения Шьямалана о новой обретенной вселенной. Нужно быть суперфанатом режиссера, чтобы следить дальше за его фильмографией в области супергеройского кино.

В остальном же, «Стекло» хорош. Подлинное наслаждение получаешь от лицезрения каждого ключевого персонажа. Повороты во взаимоотношениях и, само собой, неожиданная связь всех троих – все это находится в центре внимания, не теряя связь с главной идеей – существование сверхлюдей. Шьямалан прекрасно умеет выжимать максимум из своего мизерного бюджета, но что делать с оставшейся недосказанностью – вопрос?

Информация о фильме

  • Оригинальное название: Glass
  • Год: 2019
  • Жанр: триллер
  • Режиссер: М. Найт Шьямалан
  • Оператор: Майк Гиулакис
  • Сценаристы: М. Найт Шьямалан
  • Актеры: Джеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Аня Тейлор-Джой, Сара Полсон, Спенсер Трит, Кларк Чарлэйн, Вудард, Люк Кирби, Адам Дэвид Томпсон, М. Найт Шьямалан
Дима Кулинар

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.

Recent Posts

Где кататься на лыжах в России: 6 лучших мест и советы по подготовке

Еще несколько лет назад словосочетание «горнолыжный курорт» ассоциировалось исключительно с французскими, итальянскими или швейцарскими Альпами.…

14 часов ago

В Гостином дворе завершилась выставка ORЁLEXPO-2025

Со 2 по 5 октября 2025 года в Гостином дворе в Москве прошла Московская Международная Выставка оружия…

15 часов ago

Как жевательная резинка раскрывает персонажей в российском кинематографе? Мнение психолога

Жевательная резинка — на первый взгляд незначительная деталь, которая на самом деле играет не последнюю…

19 часов ago

“Орел девятого легиона” Розмэри Сатклиф. Гимн преданности

Так сложились обстоятельства, что чтение произведения Розмэри Сатклиф "Орел девятого легиона" шло аккурат после просмотра…

21 час ago

История создания ткани деним

Сложно найти человека, у которого в гардеробе нет хотя бы одной пары джинсов. Сам материал…

22 часа ago

«Я слишком стар для этого дерьма». Жизнь и карьера Дэнни Гловера

Американский актёр театра и телевидения, общественный деятель Дэнни Гловер родился 22 июня 1946 года в…

23 часа ago

This website uses cookies.