Все-таки это оказалась собственная уникальная супергеройская вселенная Шьямалана, которая постоянно отбрасывает нас в реальность, заставляя проводить параллели и сравнивать происходящее на экране с действительностью. На грани веры в сверхлюдей и подозрения в их психическом расстройстве зритель проходит большую часть сюжета. Суперсильные уникумы начинают сами сомневаться в собственной избранности, но был тот, кто не допускал и секунды сомнения. И его имя в заглавии фильма.

Три фильма

Режиссер киноленты М. Найт Шьямалан постарался сделать все части своей трилогии очень разными. «Неузвимый» – драма о судьбе человека, обретающего свое Я, «Сплит» – психологический триллер, а вот «Стекло», как квинтэссенция этого трилистника – супергеройский эпик. Только без мишуры и праздничной обертки Marvel, а больше напоминающий работы Кристофера Нолана и его «Темного рыцаря» и в какой-то степени «Хранителей» Снайдера по части зашуганности супергероев среди обычного социума.

При этом, определенно, каждый из фильмов можно смотреть по-отдельности и воспринимать вполне себе обособленно и независимо. Но общей картины получить все равно не получится. Потому что нельзя было тратить много времени на раскрытие персонажей Дэвида, Кевина и Элайджи – хронометраж не резиновый. Так что перед «Стеклом» я бы советовал посмотреть не только «Неуязвимого», но и «Сплит». Кстати, вторая часть, посвященная Орде, показалась наиболее слабой из трех. На одном Джеймсе МакЭвойе выехать не вышло, а финал той истории совершенно не вдохновил. Но после выхода «Стекла» стоит снисходительнее отнестись и к «Сплиту», считая картину необходимой подводкой для продемонстрированной развязки.

Кстати, гигантская пропасть между первой и второй частью трилогии вызвана не режиссерской задумкой. «Неуязвимый» так и мог остаться единственным фильмом данной истории, причин много – бюджет, мотивация, идеи, сценарий и т.д. И грандиозный перерыв ставил перед сценаристом и режиссером в одном лице серьезную проблему – Брюс Уиллис и Сэмюэл Л Джексон за два десятка лет моложе не стали, и на экране это будет заметно на ура. Поэтому было очевидно, что в третьей части придется распрощаться с героями, которых играли культовые актеры. Но как это сделать наиболее правильно и справедливо – с этой-то проблемой и боролся Шьямалан. И, по сути, у него все получилось.

Противостояния

Собственно, противостояние и есть главная движущая сила всего сценария. Это проявляется даже в выборе цвета каждого из персонажей: фиолетовый – злодей, зеленый – добрый герой, желтый – сумасшедший (привет, Ван Гог).

Все начинается с того, что Надсмотрщик, он же Неуязвимый, выходит на след Зверя, он же Орда. Битва сверхсильных людей дает старт финальной части трилогии. Их встреча была очевидна еще в конце «Сплита», но здесь они столкнулись лицом к лицу и вступили в открытую битву.

Следующий шаг – противопоставление доброго героя и злодеев. Орда объединяется со Стеклом, но каждый из злодеев преследует исключительно свою цель. У Мистера Стекло задача-то не менялась со времен событий «Неуязвимого» – доказать обществу, что супергерои существуют, и комиксы – это лишь ретроспектива когда-то происходивших событий и подвигов. Орда же действует в угоду маниакальной сущности Зверя, мечтающего отомстить всем тем, кто не испытывал в жизни страданий.

Кстати, способности каждого из трех героев прекрасно раскрываются с точки зрения психических отклонений персонажей. Якобы душевные травмы стали катализатором для внушения себе наличия сверхъестественных способностей. И внушает им эту мысль субъект следующего противостояние – психиатр. А имя такому противостоянию – реальность против вымысла. Действительно, у каждого героя отыскивается детская травма, что во многом стало причиной открытия в самих себе нечеловеческих способностей.

Предпоследняя ступень противостояния обозначается, когда и Надсмотрщик, и Орда, и Стекло, несмотря на все свои разногласия, оказываются в одной лодке. Речь о существовании тайного общества, занимающегося сохранением баланса и уничтожением сверхлюдей, что, само по себе, доказывает правоту Мистера Стекло, возглашавшего о существовании в мире супергероев.

И в качестве изюминки – персонаж Джексона против тайного общества. Даже распрощавшись с жизнью, Элайджа смог победить влиятельных врагов, полностью изменив мир и дав старт новой вселенной. А заодно дав понять, что и он в полной мере может носить статус супергероя, так как изначально в тайном обществе никто на него особо планов и не строил.

Резюме

Просмотр кинокартины действительно занимает, пробуждая интерес и желание узнать, чем же все закончится. Но есть две глобальные проблемы в вышедшем фильме.

Первая и ключевая – трилогия слишком долго рождалась. Свой взгляд на супергеройское кино – прекрасно, здорово и интригующе. Но в современном потоке «Мстителей» и «Лиг справедливости» «Стеклу», скорее всего, нет места. Смотреть его пойдут лишь фанаты режиссера, актеров, поклонники каждого из трех фильмов и просто те, кто хочет разнообразия. Закрадывается мысль, что трилогии и не должно было быть. Сам по себе «Неуязвимый» – самодостаточный фильм, ему и правда не нужно продолжение, он крут и прекрасен. Да и «Сплит», если бы не камео Брюса Уиллиса в конце, тоже вполне сгодился бы в качестве работы с независимым сюжетом.

Вторая проблема – что же будет дальше? Если на этом трилогия заканчивается, то недосказанностей становится еще больше. Как минимум, нам захочется узнать подробнее о тайном обществе людей, соблюдающих в мире баланс и равновесие, а также о новой вселенной. И ведь самое печальное, что всех трех потрясающих героев трилогии уже не будет. Тогда пропадает важная и для многих определяющая зацепка, почему стоит пойти на следующие произведения Шьямалана о новой обретенной вселенной. Нужно быть суперфанатом режиссера, чтобы следить дальше за его фильмографией в области супергеройского кино.

В остальном же, «Стекло» хорош. Подлинное наслаждение получаешь от лицезрения каждого ключевого персонажа. Повороты во взаимоотношениях и, само собой, неожиданная связь всех троих – все это находится в центре внимания, не теряя связь с главной идеей – существование сверхлюдей. Шьямалан прекрасно умеет выжимать максимум из своего мизерного бюджета, но что делать с оставшейся недосказанностью – вопрос?