Спустя все Новогодние праздники, Рождество, Хануку и прочее, Stone Forest продолжает своё знакомство с нашими соотечественниками, создающими свой комикс и сколачивающими своим творчеством и своей инициативой российское комикс комьюнити (Интервью с Александром Ереминым). Сегодня за столом допроса находится Богдан Куликовских – автор таких замечательных работ как «Ника», серии стрипов «Ты и я», соавтор студенческих баек – «4пары», боевика про космических пиратов «Скунс и оцелот», «Якутия». Интересный человек с уникальным творческим опытом. Приступим к допросу.
Расскажи о себе, как и когда пришел к созданию комиксов?
К комиксам пришел внезапно и долго не знал, что это чем-то отличается от обычного рисования.
Учился я на программиста, а если еще точнее, то на инженера-системотехника 1998-2003. Образование вообще не художественное, хотя в ВУЗе и был факультет дизайна, достаточно сильный, насколько я знаю. Никогда туда не тянуло. После ВУЗа работал практически по специальности: в НИИ автоматической аппаратуры до 2009. Параллельно рисовал иллюстрации и комиксы на заказ. Потом уже решил не разделять свои умения и пошел работать иллюстратором в рекламное агентство, где работаю по сей день. Рисование и комиксы развивались совершенно параллельно. Рисовать-то я начал с очень ранних пор, а вот комиксы появились в школе, когда увлекающиеся друзья с упоением рисовали в тетрадках. Друзья заразительно рисовали персонажей из мультфильмов, которые крутили тогда по ТВ или из видеоигр. И иногда рисовали про них всякие СВОИ истории. Меня это тоже увлекло и, в общем, “связался с плохой компанией и начал играть в орлянку” (цитата из м/ф “Остров сокровищ”).
Что конкретно повлияло на решение делать комикс?
Решения-то не было. Хотелось рисовать комикс – рисовал, не хотелось – не рисовал. В детстве все быстро: нарисовал, показал, получил “о как круто!” от одноклассников – счастлив. Сначала, когда я про комиксы в принципе не знал, знал только, что можно рисовать истории из картинок, в которых что-то происходит. Даже когда я видел комиксы где-то, я их не идентифицировал как комиксы, для меня это были еще одни картинки, но с буквами. Помню журнал “веселые картинки”, и там как-то все немножко комикс. Мне просто нравилось рисовать, причем не только, чтобы показать другим. Вот что однозначно впечатлило меня сразу и навсегда, так это манга “Battle angel Alita”, при этом увидел я ее в далеком 199х году из рук знакомого. Манга эта была не только не на русском, но и не на английском и даже не на японском. Издание было на французском и называлось “Gunnm”. Совершенно заоблачная по качеству графика по тем временам, а ничто не могло подкупить меня больше, чем обильная штриховка. Йокито Кисиро (Yokito Kishiro) в то время многим задал новую планку качества манги. И если раньше манга меня не очень интересовала, мне хватало безграничной любви к “Сейлор мун” по телеканалу “2х2”, то после этих томиков я однозначно потерял покой и очень захотел достать туда же и так же. Под большим влиянием Gunnm, я нарисовал “Стальные облака”, небольшое начало большого комикса (тм).
«Небольшое начало большого комикса». Интересное противопоставление. Почти как “маленький шаг для человека – огромный для человечества”. Расскажи, как это устроено?
Про “модно начинать эпические романы”: это давно замеченная особенность среди тех, кто начинает рисовать комиксы. Очень хочется всё и сразу, сразу хочется нарисовать свою собственную “нетленку” и не размениваться на проходные произведения, черновики, пробы пера и обкатку мастерства. И конечно же, хочется так же, как у кумиров. Если это манга, то объём произведения исчисляется томами (книжки по 200-300 страниц), томов 10 или 100. Поэтому, когда не было опыта рисования больших комиксов, то кажется, что все просто: сидишь, рисуешь и тома вылетают, как пирожки. Никакого расчета трудозатрат проекта, упаси боже! чтобы не сбивать вдохновения, тут быть не может. У меня тоже так было. Если уж начинал комикс, то не 10-20 страничный, а такой, “хотя бы” томов на пять! Иначе, это вообще “несерьезно”. Реальность накатывается, когда ты начинаешь рисовать комикс, и спустя несколько месяцев обнаруживаешь, что времени-то вроде как прошло куча, и ты подустал от проекта, а в нем “всего” каких-то страниц 40 и за это время в комиксе еще ничего не успело серьезного случиться. И те, кому показываешь эти страницы, спрашивают, ну и что дальше? А ты такой: “Все, я усталь”.
“Стальные облака” рисовал как в последний раз, ведь была еще задана очень высокая планка. Когда я примерно написал сценарий на несколько сцен и понял, что нарисовал где-то 2% из написанного начала – тут-то я и понял, что размах не по плечу вышел.
Это сейчас я понимаю, что 200-400 страниц можно (!) нарисовать за год постоянной гонки и после этого захочется отдохнуть еще годик. Так была нарисована “Якутия”, в качестве эксперимента и желания сделать историю раньше, чем состарятся читатели. Надо понимать, что это все сильно влияло на качество рисования. И скорости рисования и то, что мы работали над ней только по выходным. И замахиваться на историю на несколько книг сейчас совершенно не хочется. Для этого нужна уверенность, что параллельно с рисованием есть работа, на зарплату с которой можно жить все это время. Ну и, конечно, что у серии достаточно читателей, чтобы издательство могло издать тираж.
Зато, сейчас могу с уверенностью сказать, что нарисовали мангу за год, и что она вышла очень захватывающей, большой и интересной. А ее “легкость” рисунка позволяет легче вовлечься читателю и следить за взрывным развитием сюжета.
Примечание: Якутия – манга в соавторстве с Евгением Федотовым.
“Классный журнал”. Расскажи про специфику работы и творчества в амплуа комиксиста в начале нулевых. Как начать? Как найти где издаться?
Вопросов “как начать” и “где издаться” тогда не было. Первое, что надо было – это сделать, ну или, если начать с конца, то поехать жить в Японию. Тут либо одно, либо другое, третьего быть не могло. Максимализм был максималистский. В то время все начинали. Не в смысле начинали рисовать комиксы в принципе, а постоянно начинали новые проекты и забрасывали их. Было неперебиваемое ощущение, что комиксы должны делаться легко и беззаботно. Японцы же шпарят по 20-40 страниц в неделю, ну, значит, и мы можем хотя бы 10 страниц в неделю делать, так? Многие убедились на собственном опыте, что “не так”. Очень быстро начинающий автор уставал от этой рутины: рисовать полосу за полосой. Терял вдохновение, цель, желание и время. Ах да! Мы тогда не знали ничего про профессиональность и считали, что комикс должен постоянно рисоваться под неиссякаемым вдохновением. Это такая мифология, как в любви, если комикс истинный и действительно крутой, он будет вдохновлять и дарить силы на каждой странице в течение всего процесса. Чистой воды иллюзия. От этой иллюзии хорошо избавляют только сроки сдачи материала.
“Классный журнал” (да и любой другой журнал публиковавший комиксы) – это лучшая школа, которую мог тогда пройти комиксист. Мне невероятно повезло там оказаться при помощи мегачеловека и агента Славы Макарова (он писал сценарии к первой главе “Ники” в “Классном журнале”). В “Классном журнале” было все, чтобы новый комиксист окреп и вырос: полный carte blanche от редакции, гонорары за страницы и еженедельные сроки сдачи материала. Сроки сдачи означали, что нужно лечь костьми, продать почку дьяволу, достать луну с неба и запульнуть ее обратно, но сдать материал в печать. Очень организовывало и помогло мне потом в профессии хорошо держать сроки и понимать их важность и рассчитывать собственные силы. Дружественный настрой редакции отложил момент критики и правок в творческом процессе, ну а гонорары… Да я семью кормил на эти гонорары. И за обучение ими платил. В общем, мало кому так крупно везло. Да еще тиражи у “Классного журнала” по тем временам были уже нереальные. У какого журнала был тираж больше ста тысяч? В то время еще в подобных периодических журналах удалось поработать Алексею Межевичу с “Дарой”, Саше Еремину и Даниилу Кузьмичеву. Про всех не знаю, наверняка были еще какие-то примеры.
Когда журналы кончились, тогда и правда появились вопросы, а где ж отлить в твердой обложке свои творения? Издатели иногда проявляли интерес и создавали свои собственные проекты, к которым привлекали художников. Самый яркий представитель тогда была Российская комиксная корпорация (РКК), под ее эгидой собралось много авторов, и они издали прилично серий, прежде чем деньги кончились. Тут я хотел бы что-то еще сказать, но забыл.
“Кончились журналы”? Что имеется в виду? Почему?
Я ушел из “Классного журнала”, журналы стали закрывать свои комикс-рубрики, где можно было регулярно издаваться авторам. Комиксы в журнале нравились не всем читателям, редакции принимали решение закрывать рубрики. Не везде, но общая мода на комикс в качестве части журнала – прошла.
В каком формате издалась “Ника”? Каким тиражом и с какой стоимостью экземпляра? Где можно приобрести?
“Ника” издавалась сначала в журнале “Классный журнал”, тиражи у него были от 20 000 экз. до 120 000 экз. в лучшие времена. Стоимость журнала сначала была то ли 2, то ли 4 рубля и очень медленно росла. То есть это был самый наидоступнейший из еженедельных журналов.
В качестве отдельной книги “Ника” издавалась двумя издательствами: “Русский издательский дом” и “Панглосс”. Тиражи там были небольшие: 2000 экз. и 4 000 экз.
“Русский издательский дом” – это энтузиасты, которые решили позаниматься изданием комиксов и почему-то решили начать с отечественных авторов, с меня. До этого они выпускали литературу, если не ошибаюсь, по садоводству. Познакомил нас Андрей Аёшин, владелец ресурса концентрации комиксистов всея Руси “Комиксолёта”. “Панглосс” – это издательство, появившееся на базе магазина франкоязычных книг, где был обширный раздел с французскими комиксами. Они тоже захотели попробовать издать “Нику”. Всех подкупала идея, что у “Ники” много читателей, которые ждут ее издания. Но “Классный журнал” выходил по всей России в самых труднодоступных уголках. И читатели были разбросаны по всей стране, чтобы “дотянуться” до них с книгой нужны были такие же мощности по распространению, как у “Классного журнала”, но у начинающих издательств подобного не было. И книги были выпущены практически в пустоту. Тиражи, скорее всего, до сих пор не распроданы полностью.
Я понимаю, что, как говорится, среди отпрысков не бывает любимцев, но какую из линеек изданий ты бы назвал своим хэдлайнером на данный момент?
Главным комиксом на текущий момент считаю “Скунс и оцелот” и “4пары”. Совершенно разные форматы: один – большое произведение, другой – набор микроисторий по 3 кадра. “4 пары” пока что издавались только к фестивалям небольшими тиражами. “Скунс и оцелот” изданы оба тома, и сейчас мы с Алексеем Хатчеттом рисуем короткие истории по ним, чтобы выкладывать онлайн, а потом тоже издать.
Почему фурри в Скунсе и Оцелоте? В чём профит? Расскажи про этот стиль.
“Скунс и оцелот” командный проект, мы делаем его в соавторстве с коллегой Хатчеттом. Алексей пишет сценарий и делает черновой карандаш, я дорисовываю детали и делаю контур, тон и накладываю текст. В общем, делаю предпечатную доработку. Поэтому стиль произведения диктуется Алексеем, а Хатчетту нравится рисовать фурри. Для меня это не является каким-то особенным стилем, это – люди с ушами и хвостами. Мне кажется, главная сила фурри – в метафоричности образов. Выбранное животное ярче подчеркивает характер персонажа, а также некоторые физические особенности. Для меня здесь появляется много разнообразия в персонажах, они яркие, контрастные и отличающиеся. Поскольку я сам не очень погружен в тему фурри, то больше рассказать не могу.
Прообразы персонажей Скунса и Оцелота. Это автопортрет?
Читатель часто в персонажах видит автора, даже если автор не только не похож, но и с заведомо другим характером. Просто потому, что “это же персонаж автора, значит, что-то он в него от себя вложил”. В случае скунса и оцелота – это не так. Ни Сэн Тавр (скунс), ни П.Дж. Бладватерз (оцелот) не похожи на авторов. Например, если сравнивать меня и П.Дж., то я не хиппи, не мотаюсь за девочками, не являюсь суперинженером, который из чего угодно может собрать что угодно и, что примечательно, не фанат алкоголя и даже не курю. Зато, конечно, одно время у меня были круглые очки, похожие на его и в принципе можно сказать, что есть общая схожесть прически. Про Алекса то же самое, какие-то черты можно сказать, что они свойственны автору, но их маловато. Про прообразы персонажа лучше рассказывает Алексей, как автор. Я ему, получается, помогаю воплотить этот проект, потому что мне “Скунс и оцелот” страшно нравится, потому что они дьявольски веселые. Всегда любил пошутить, а особенно в комиксах.
Я в курсе, что “Скунс и оцелот” сначала был в формате стрипов, как и стрипы “Ты и я”. Как пришла идея издать тома?
После “Стальных облаков” я понял, что можно серьезно надорваться, если взяться за непосильные объемы. К “Скунсу и оцелоту” мы приступали с опаской. И чтобы проверить, сможем ли мы рисовать их регулярно и в количестве, решили потренироваться на кошках на стрипах. Стрипы – это самый короткий и ни к чему не обязывающий формат. И мы решили порисовать стрипы. Идея взяться за чего полегче появилась, надо сказать, уже после того, как мы нарисовали пару цветных страниц по “Скунсу и оцелоту”, несколько коротких историй в формате полной страницы. Мы уже понимали оба, что серьёзно, как настоящие комиксисты, практически не рисовали. У меня была за плечами “Ника”, но это было немного другое дело, там я получал за страницы гонорар и у меня были жесткие сроки. Фактически, это была работа. “Скунс и оцелот” в этом смысле был нашим с Алексом хобби. Нарисовав некоторое количество стрипов и миниисторий про “Скунса и оцелота”, мы вдохнули поглубже и решили делать по-взрослому. Большую историю. В черно-белом варианте, чтобы было легче рисовать и дешевле издавать. С этого момента начались наши выстраивания командной работы и продолжение борьбы с фантазией, что комикс будет рисоваться сам собой.
Американский комикс, европейский или манга? Почему?
Время от времени я рассказываю свое видение культуры комикса, которую делю на три направления. Сейчас эти направления все больше смешиваются до неузнаваемости, но раньше различать было легче.
Американский комикс для меня – это комикс действия, из персонажа – вовне, персонаж меняет мир и условия вокруг себя, непосредственно взаимодействия с внешним окружением и другими людьми (лупя их оглоблей?), герой меняется мало (как правило, это достоинство, сжав зубы пронести все тараканы с собой до финиша). Ну, и не может меняться персонаж – это мешает серийности. Если героя полюбили за костюм, приемчики и характер, то это должно остаться таким же, иначе это уже другой герой. Хуже от этого американский комикс, чем другие? Ничуть. Тут речь только про выделенный мной принцип. Может показаться, что я тут очерняю американский комикс. Если бы у меня не было кучи любимых американских комиксов – может, это и было бы близко к правде.
Японский комикс (манга) – это сильно рефлексирующий персонаж. Персонаж переживает в себе и проживает в себе постоянные изменения, все самое интересное происходит внутри персонажа и его изменения меняют мир вокруг. Японский комикс – это эмоция, атмосфера, метафора. При этом он также может раздавать оглоблей желающим вокруг, но не может победить, не изменив себя.
Европейский комикс – это объект искусства и интеллектуальной собственности. Европейцы издают комиксы как артбуки (А4 в жесткой обложке), рисуют комиксы маслом и другими художественными средствами больше свойственными художественной живописи, а сценарии – это плотно упакованные рассказы или даже романы. Это как “кино не для всех”.
Повторюсь, это деление условно, и когда жанры и стили начали смешиваться, стало еще более условно. Но если делить, то делить.
Мне ближе манга-формат. Мне интереснее превращения внутреннего мира персонажа и его изменения, и как эти изменения отражаются вовне. Но в то же время, сам я рисую в проектах с коллегами в более американском формате. А изданная отдельно “Ника” при этом была ближе к европейскому формату. Вот такие неожиданные пироги.
Какой из этого можно сделать вывод? А не надо делить, все равно все одно, и там и там свои плюсы есть, и если эти плюсы объединяются, то выходит что-то еще лучше.
Назови тогда 3-5 любимых комиксов, не взирая на форматы. Не будем их делить.
Мои любимые комиксы это “Battle angel Alita” Yokito Kishiro (по которому скоро снимут кино), “Orion” Masamune Shirow, “Ranma 1/2” Rumiko Takahashi, “Hellboy” Mike Mignola, “Calvin and Hobbes” Bill Watterson.
Известно, что при смешении кровей народов с различными расовыми признаками получаются более здоровые дети. По-видимому, в умелом смешении и переосмысливании жанров комиксов дела выглядят похоже, и может получиться что-то новое, крепкое и весьма интересное. Главное помнить, что любое стоящее творение не прилетает магически в посылке от девяти муз-покровительниц по очереди, а всё же требует труда, плана и выполнения в сроки. Благодарим нашего сегодняшнего собеседника за то, что пролил свет на свой интересный опыт. Даешь уникальный комикс от наших с вами соотечественников!
Примечание: с некоторыми работами Богдана можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.