Художник комиксист Александра Ерёмина - Stone Forest

Комикс как жанр не ограничивается двумя вселенными – DC и Marvel, а художников-комиксистов не выводят в пробирках на соответствующих инкубаторных фермах этих компаний. Путь к любой цели состоит из квинтэссенции труда, таланта и упорства. В каких именно пропорциях – для идущего по пути или только начинающего остаётся загадкой.

Наш следующий герой лучшим образом показывает это все на собственном примере. Знакомьтесь! Александр Ерёмин – российский комиксист, мультипликатор, художник постановщик, раскадровщик, швец, жнец, на дуде игрец и просто хороший человек. И сегодня Stone Forest отправляется к нему в гости.

Комиксист Александр Ерёмин - Stone Forest

Приветствую, Александр! Давай по порядку – где ты учился? Какие были первые издания, публикации, работы?

Привет-привет! В 80-е учился на наладчика ЧПУ и даже начал работать в секретном институте, но потом когда-то в 90-ых увидел по телевизору объявление о наборе курса мультипликаторов. Главой курсов был наш известнейший режиссер – Федор Савельевич Хитрук (советский Винни Пух, если не знаете). Он увидел, как у меня горят глаза и сжалился над идиотом. С тех пор рисую все, что только можно и нельзя. Я также недолго был писателем и издал даже один роман, но быстро понял, что это – отдельное мастерство, которому надо учиться.

Почему именно комиксы, а не, как изначально, мультипликация?

Да, честно говоря, в 90-е-то как раз все студии закрыли. Остались только те, которые по иностранному заказу делали говно. И в то время я увидел видеоролик экранизации комикса «Инкал» от сценариста – Алехандро Ходоровски и художника – Мёбиуса и понял – вот, как и что я хочу дел (видео ниже) ать.

Какие комиксы издал?

Мой первый комикс был издан в журнале «Навигатор игрового мира». Я рисовал для них разные истории года три. В частности, это был Максим (56 стр.), первый вариант Приключенцев (46 стр.) и много коротких историй. Приключенцев после перерисовки и с новым цветом переиздали сейчас отдельной книгой. Потом мне удалось попасть в европейское издательство, и там я написал и нарисовал свою серию из трёх книг Хакер. В прошлом году она вышла и на русском.

Комиксы Александра Ерёмина - Stone Forest

Были ли такие работы, которые досадно для тебя были не изданы или имели трудную судьбу до своего издания? Почему?

Почти все. Причина очень проста. Они обогнали свое время. Когда я их создавал, то ориентировался на европейских авторов, а они стали издаваться в России только пару лет назад. До этого весь пласт данной культуры был закрыт для широкой публики. И рынок абсолютно к этому не готов до сих пор. В то же время работы устаревают.

Почему Хакер издавался во Франции? Как и почему он издавался позже в России?

Умный ответ: рынок еще не созрел для подобных вещей. А на самом деле: с анимацией в нашей стране в то время случился полный провал. Я пробовался в Америку на серию Бэтмен, а редактор мне и говорит: «Ты рисуешь не Американского Бэтмена, а какого-то француза!» Ну, я психанул и отправился со своими работами во Францию. А там оказалось, что редактор прав. Я пришелся ко двору, и со мной подписали контракт.

Комиксы Александра Ерёмина - Stone Forest

Над чем ты работаешь в данный момент? Какую перспективу видишь для этой работы?

Я выпустил в России все нарисованные за много лет книги, но гонорары мне не понравились. Поэтому я опять навострил лыжи во Францию. Сейчас я работаю над новой фантастической серией «Линкс». Космическое приключение про экологических инспекторов. Конечно, я хочу, чтобы она зацепила всех, но пока можно только мечтать. Текущую мою работу можно посмотреть в паблике vk.com/aleremine.

Что ты считаешь своим самым большим достижением, в которое вложил больше всего труда и идеи, которое заслужило большего успеха на твой взгляд?

Думаю, это серия «Хакер». Я вбухал туда столько труда и лет жизни, что мозг просто расплавился. В России это оценили единицы. Конечно, такой выхлоп на Родине просто смехотворен. Ну, ничего. Я отдохнул и готов ко второму раунду.

Какие были продажи, если не секрет?

Продажи Хакера во Франции – 8000 экземпляров (каждый из трёх томов по 14 евро (962 рублей)). Продажи Хакера в России – 1000 экземпляров (все тома в одной книге – 650 рублей).

Как относишься к издательству Bubble?

Отличное издательство. Лучше всех. Они взяли американскую модель издания и топят в таком ключе. Там работает много моих друзей. Но мои предпочтения всё-таки ближе к французскому комиксу.

Что есть американская модель издания?

Сначала издаешь регулярный комикс. Ежемесячный. Затем твёрдую обложку, которая включает в себя примерно шесть ежемесячных выпусков. Еще в Америке издают омнибусы – огромные тома в твёрдой обложке, стоящие как минимум 50 баксов (3000 рублей), но Bubble уже последнего не делает. Американские издательства кормятся в основном за счет прав на персонажей. Комикс нарисовать проще, чем, скажем, снять фильм – тут обкатываются идеи, проверяют – «зайдет» или нет.

А как относишься к экранизациям комиксов?

Отлично отношусь. Мозг отдыхает – это главное. Помимо фильмов от Marvel или DC есть экранизации и французских комиксов. Фильмы про Астерикса и Обеликса, Ларго Винча, фильм «Бессмертные: Война миров» (франц. Immortel (Ad Vitam)) и другие.

Думаю, мы поняли, в каком ключе твои предпочтения. Давай так – назови лучшую и худшую экранизацию.

Лучшая – «Приключения Тинти́на: Тайна „Единорога“» (англ. The Adventures of Tintin: Secret of the Unicorn). Худшая – толи в 50-ых, толи в 60-ых сняли такой фильм про Бэтмена, где он с Робином ездил на нелепой машинке, аля «Победа», и ходили они в дурацких костюмах.

Что если бы я загорелся желанием издать свой комикс с блэкджеком и героикой в латексе? Каков будет мой путь «от идеи до публикации»?

Все зависит от того, что человек хочет. Если он мечтает рисовать Мстителей, тогда он должен ехать в Америку. Если мангу, то в Японию. Если он хочет остаться на Родине, то нужно изобрести свой собственный, максимально простой по трудозатратам стиль. И на каждом углу кричать о том, что он самый крутой. Писать во все издательства. Можно, конечно, тихо учиться рисовать, но это только 5% успеха.

Я знаю, что как и в любой другой сфере, у российских художников-комиксистов существует некое комьюнити. Были ли работы, в которых ты помогал или оказывал свое содействие другим авторам и наоборот, кто-то оказывал влияние на твои работы?

Конечно, у нас маленький мир, почти все знакомы. Я подозреваю, что какое-то влияние оказал, но об этом должен говорить сам автор. Вот на меня многие оказывали влияние, тут уж стесняться нечего. Из русских авторов это, конечно, Алексей Межевич и Юрий Жигунов. А в основном французы: Мёбиус, Франк, Дидье и много кто ещё. Есть американцы и японцы – всех не перечислишь.

А на чьи работы среди российских комиксистов ты бы сам обратил внимание?

Алексей Межевич, Юрий Жигунов, Александр Ремизов, Алина Ерофеева, Богдан. Если я буду перечислять всех авторов, которых я обожаю, никаких интервью не хватит.

Спасибо за интересную инсайдерскую информацию. Будем надеется, что в будущем положение вещей перестанет обязывать издаваться за рубежом, чтобы больше заработать, как тебе, так и всем остальным авторам и художникам в российской комикс «движухе», а также чтобы комикс-культура и как увлечение, и как искусство достигли того же уровня, что у американцев и европейцев.

Художник Александра Ерёмина - Stone Forest