К концу 1950-х годов Китай на 90% являлся аграрной страной и остро нуждался в модернизации. К тому времени у власти уже почти 10 лет находился Мао Цзэдун, который и запустил Большой скачок – кампанию по укреплению индустриальной базы с целью резкого подъема экономики. В ходе нее в число неожиданных врагов попали воробьи, которым вменялось в вину поедание зерна.
Содержание
Для того, чтобы прокормить растущее городское население, занятое на различных производствах, китайцам требовалось выращивать больше хлеба, сельскохозяйственных животных и птицы. Добивались этого результата различными способами, в том числе, развертыванием масштабной кампании по уничтожению вредителей. В их число вошли мухи, комары, крысы и воробьи.
Борьба с воробьями стала наиболее массовой частью общей кампании по уничтожению сельскохозяйственных вредителей. План по истреблению этих мелких птиц был разработан в 1958 году. О необходимости бороться с воробьями сказал лично Мао Цзэдун в ходе 8-го съезда Коммунистической партии Китая. Пропагандисты взяли под козырек и объяснили гражданам, что птицы наносят народному хозяйству огромный ущерб – они поедают зерно на полях, а также при его хранении на открытых площадках и даже в закрытых складах. К делу даже подключился китайский научно-исследовательский институт зоологии. Его ученые подсчитали, что объема ежегодно съедаемого воробьями зерна и риса хватило бы для питания 35 миллионов человек.
С другими вредителями борьба не заладилась. На популяциях комаров, мух и крыс действия по их физическому уничтожению никак не отражались. Здесь нужны были совершенно иные методы, ключевой из которых – улучшение санитарного состояния населенных пунктов и их окрестностей, а также планомерная дезинсекция и дератизация. Живущие рядом с человеком воробьи оказались наиболее уязвимой и удобной целью.
У птиц есть две разновидности полета: машущий (активный) и парящий (пассивный). Вторым вариантом обычно пользуются крупные виды, летающие на достаточно большой высоте и использующие в качестве вспомогательной подъёмной силы восходящие воздушные потоки. Птицы с небольшими крыльями, остающиеся преимущественно у земли, практикуют машущий полет. Он отнимает много энергии, поэтому в отличие от парящих часами орлов воробьи долго в воздухе находиться не могут. 10-15 минут полета для них – это предельное время, после которого птица полностью выбивается из сил.
Описанную особенность и решили использовать китайцы после того, как попытки отравить воробьев или переловить их силками не дали результата. Вредителей стали “брать измором”. Для этого люди выходили на улицы, залезали на крыши и деревья, размахивали тряпками на шестах, стучали в кастрюли, тазы и барабаны. Школьников отпускали с уроков и вооружали рогатками. Напуганные и лишившиеся укрытий и мест отдыха воробьи после недолгих метаний обессиленные падали на землю, где их добивали и складывали в огромные кучи.
Китайцы устраивали шествия, посвященные борьбе с птицами, на которых демонстрировали трофеи и делились успехами. Пресса постоянно публиковала фотографии наиболее отличившихся охотников, тем самым подбадривая население к продолжению борьбы. В ее пылу под ударом оказались и другие мелкие птицы – в орнитологические тонкости никто вникать не собирался.
К концу 1958 года с воробьями в Китае было покончено. К этому времени граждане уничтожили почти 2 миллиарда птиц, и теперь ожидали небывалого роста урожайности. Он действительно произошел – в 1959 году зерновых было собрано значительно больше, чем ранее. Это заставило замолчать тех немногих скептиков, которые осмеливались критиковать кампанию по уничтожению воробьев. Вместе с выросшими урожаями на полях стало больше поедающих побеги гусениц и саранчи, так как исчез их природный враг – мелкие птицы. Однако сначала этому не придали большого значения.
Последствия уничтожения воробьев в полный рост проявились в 1960 году. Насекомые-вредители расплодились на полях в таких количествах, что урожайность резко пошла вниз и в стране начался голод. Руководство отреагировало на это привычными мерами – позвало всех на борьбу, теперь уже с саранчой и гусеницами. Люди массово выходили в поля и собирали вредителей, но это не дало почти никакого результата.
Когда китайцы снова начали умирать от голода, стало понятно, что вред от воробьев на полях с зерновыми культурами значительно меньше приносимой ими пользы. Мелкие птицы – естественный регулятор численности поедающих побеги насекомых. Особенно активно уничтожение гусениц и саранчи идет во время выкармливания птенцов. Мао Цзэдуну в 1960 году пришлось признать свою ошибку и отказаться от борьбы с воробьями. Кампания против четырех вредителей была продолжена, но вместо оказавшихся полезными птиц в нее были вписаны постельные клопы.
С этого момента китайцы начали попытки восстановления популяции воробьев. Теперь чудом оставшихся в живых птиц всячески охраняли. Более того, Китаю пришлось обращаться к другим странам за помощью. Известно, что партии воробьев чуть ли не вагонами завозили из СССР и Канады.
Мао не был первым, кто захотел резко поменять окружающий мир, мобилизовал на это огромную людскую энергию и получил нелепый результат. Однако по организованности и масштабу описанная кампания еще долго останется непревзойденной. Она нашла отражение в искусстве, в том числе, в “Письме рабочих тамбовского завода китайским руководителям” Высоцкого:
А если зуд – без дела не страдайте, –
У вас ещё достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!
Китайцы хорошо усвоили этот урок, и сегодня они не только не истребляют воробьев, но и проводят кампании в их защиту.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.