Избранное

Непрерывное повышение планки – основа успеха: Олег Белай поделился секретами большого бизнеса

В финансовой сфере России высокие позиции занимает Инвестиционная группа ТРИНФИКО, ведущая свою историю с 1993 года. Это более тридцати лет развития: компания возникла на заре рыночной экономики, прошла через государственные и мировые кризисы, а в итоге стала одной из крупнейших частных инвестиционных групп РФ. 2024 год ознаменовался новым достижением – повышением рейтинга надёжности: Национальное рейтинговое агентство присвоило компании высокий рейтинг надежности и качества услуг на уровене «А+». О том, какие усилия пришлось приложить для достижения такого результата, лучше всего спросить у Олега Белая – СЕО инвестиционной группы.

Он основал этот бизнес вместе с товарищами-студентами в те времена, когда финансовый рынок в России только зарождался. Первой должностью стал пост финансового директора, затем Белай управлял направлениями private equity и investment banking, а с 2013-го стал СЕО инвестиционной группы. Костяк команды, которой он руководит, тоже в большинстве своём состоит из специалистов, которые развивали ТРИНФИКО с первых лет её деятельности. Для таких людей повседневная деятельность – нечто большее, чем работа: это дело жизни.

Олег Викторович Белай редко выступает в СМИ, практически не даёт интервью. У него очень высокая занятость: СЕО группы после более чем тридцати лет работы продолжает контролировать стратегические направления бизнеса. Тем не менее, он рассказал об основных этапах своей биографии и истории ТРИНФИКО, а также поделился секретами делового успеха.

Зеленоградское детство

Будущий инвестор родился 5 июня 1972 года в семье молодых инженеров-электронщиков. Семья жила в Зеленограде – подмосковном городе, который изначально задумывался как наукоград (хотя официально так и не получил этот статус). Здесь давали квартиры молодым специалистам, которые работали в наукоёмких отраслях. В городе открыли много институтов и других научных учреждений. И хотя школы, в которых учился будущий бизнесмен (№853 и №897), были неспециализированными, уровень преподавания там был высокий. Особый акцент делали на точных науках. Олегу они хорошо давались.

Впрочем, мальчик рос разносторонне развитым. В список его интересов входили и физика с математикой, и литература с историей. Он часами читал, был завсегдатаем библиотек. Это позволило с ранних лет получить навыки самообразования, которые впоследствии пригодились при освоении тайн финансовой индустрии.

Детство, по воспоминаниям Олега Белая, было типичным «советским», счастливым и беззаботным. В нём нашлось место и учёбе, и увлечениям (предприниматель – заядлый филателист), и мальчишеской дружбе. Именно с товарищем – Валерием Сотниковым – в начале 1990-х и была создана ТРИНФИКО.

Студенчество и бизнес

До девятого класса мальчик учился в 853-й школе, старшие классы провёл в 897-й. Затем закономерно встал вопрос о поступлении в ВУЗ. Во многом сказалось влияние родителей, окончивших Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ). Семья была интеллигентная, в кругу друзей у родителей было много инженеров, программистов, преподавателей. Их разговоры увлекали подростка, открывали захватывающий мир науки. Но ещё больше его интересовало прикладное использование точных наук.

Отец Олега Белая был системным программистом: разрабатывал операционные системы для электронных вычислительных машин (ЭВМ). Это была заря компьютеризации. Сын тоже увлёкся компьютерными технологиями, что впоследствии помогло ему быстро сориентироваться в электронном трейдинге (в 90-е эта сфера была мало кому понятна).

Итак, куда же поступать? Юноша рассматривал три варианта: МИФИ, МФТИ и МИЭТ. Выбор пал на МИЭТ: его окончили родители, среди друзей семьи было много выпускников этого вуза, да и сам профиль заведения соответствовал интересам старшеклассника. На факультетах МИЭТ делали акцент на прикладное применение технологий, на внедрение инноваций в жизнь. Кроме того, вуз считался передовым в сфере электротехники и компьютеризации.

Олег Белай выбрал физико-технический факультет. Если бы времена не изменились, молодого человека ждала бы карьера инженера. Но его студенчество выпало на конец перестройки и начало 1990-х, когда страна выбрала новый, рыночный путь развития.

Как вспоминает инвестор, новые возможности будоражили воображение. Хотелось делать бизнес, делать деньги! Интерес был не только материальным, хотя первые деньги, заработанные в 17 лет, были совсем не лишними. Юношу увлекла сама идея финансовых рынков – нового, интересного механизма, лежащего в основе мировой экономики.

К моменту выхода на финансовый рынок двадцатилетние Белай и Сотников были уже «не первый год в бизнесе». Тогда это никого не удивляло, подчёркивает предприниматель: молодёжь массово увлекалась коммерцией. Не все коммерческие эксперименты друзей были успешными, но постепенно нарабатывался опыт. Им удалось создать довольно серьёзную компанию: информ-агентство. Но это была разведка боем: по-настоящему масштабные дела ждали впереди.

Ваучеры, акции, гособлигации…

Одним из ключевых секретов делового успеха Олег Викторович Белай считает умение определить потребности рынка, выявить самые актуальные экономические направления. Иными словами – заниматься в тот или иной период времени тем, что обещает максимальные перспективы (и быть среди первых, кто осваивает новые бизнес-ниши). Именно так он действовал на протяжении всей истории ТРИНФИКО.

Предпосылки для открытия компании появились в 1992-м, когда в России стали активно торговать ваучерами. В то время как большинство граждан не понимали, что дают эти ценные бумаги, люди с коммерческой жилкой активно занялись приватизацией и ваучерным трейдингом. Среди таких людей оказались и Белай с Сотниковым, а также ещё двое их товарищей. Молодые трейдеры за год сколотили приличный капитал и в 1993-м заявились о себе основанием брокерской фирмы, которую назвали ТРИНФИКО. Этот бренд прошёл через десятилетия.

Ваучеры довольно быстро сошли с финансовой сцены, и начинающие финансисты переключились на акции предприятий. Это тоже было новым направлением. В 1995-м Олег Белай, будучи финансовым директором компании, сконцентрировал усилия на срочных рынках – высокоприбыльных, но высокорисковых. Освоиться в сложном мире деривативов ему помогли:

  • навыки самообразования;
  • хорошее знакомство с компьютерными технологиями;
  • дружба с математикой;
  • сочетание смелости и трезвого расчёта.

Предпринимателя уже в молодые годы отличал взвешенный подход к контролю рисков, что стало одним из принципов работы ТРИНФИКО – и залогом её устойчивости.

Во второй половине 90-х компания Белая успешно работала с госдолгом. Опять же, удалось поймать волну. Государство, чтобы выполнять бюджетные обязательство, выпускало займы с чрезвычайно высоким процентным доходом. Тем самым правительство привлекало средства, а инвесторы – получали отличную прибыль. Правда, история эта окончилась в 1998 году дефолтом (правительство не смогло бесконечно поддерживать этот процесс), но ТРИНФИКО удалось своевременно сбросить данные бумаги и переключиться на новые инвестиционные ниши.

Планка – вверх! Но и ответственность – выше

Развивая ТРИНФИКО, Олег Викторович руководствовался принципом непрерывного движения «в потоке». Компания осваивала новые направления и привлекала капиталы частных лиц и институциональных инвесторов. Уже с 1995 года она перестала быть брокерской фирмой, превратившись в управляющую компанию: новый уровень бизнеса и новый уровень ответственности.

Привлечение капиталов позволило масштабировать работу на финансовых рынках. Однако потребовались и коренные изменения в стратегии: теперь, отвечая за деньги клиентов, команда ТРИНФИКО обязана была ещё тщательнее контролировать риски.

Как показали последующие десятилетия, это удалось сделать. Определяя рейтинг инвестиционной группы в 2024 году, Национальное рейтинговое агентство в качестве положительных факторов отметило:

  1. Длительность истории компании и её стабильную деятельность на протяжении более чем 30 лет.
  2. Высокий экспертный уровень коллектива, что позволяет команде Белая разрабатывать для клиентов сложные индивидуальные стратегии институционального уровня.
  3. Динамичное развитие бизнеса, расширение клиентской базы – показатель высокого уровня доверия.
  4. Отличную стресс-ликвидность – то есть способность компании удержать позиции при резких экономических стрессах и кризисах.
  5. Сочетание высокой рентабельности и устойчивости – результат грамотного риск-менеджмента.

В итоге ТРИНФИКО удалось добиться рейтинга надёжности «А+», что стало весомой репутационной наградой и подтверждением качественной работы команды под руководством Олега Белая.

Ответственность перед клиентами и перед обществом

Сейчас инвестиционная группа ТРИНФИКО входит в число лидеров отечественного инвестиционного рынка. Это одна из крупнейших и старейших частных инвестиционных групп в государстве. Среди её клиентов – крупные компании и негосударственные пенсионные фонды.

Финансовые продукты компании (ОПИФы) регулярно входят в десятку самых прибыльных. Так, в 2023 году в лидерских тройках оказались сразу два ОПИФа бренда – облигационный и смешанный. Интересно, что облигационный продукт – то есть по умолчанию низкорисковый и сверхнадёжный – показал 35,6% годовой доходности.

Разрабатывая инвестиционные стратегии, компания основной акцент делает на ценных бумагах, однако использует и другие инструменты. Так, у ТРИНФИКО есть ряд успешных девелоперских проектов, что обеспечивает диверсификацию капиталовложений.

Сейчас, работая с инвестициями, группа придерживается принципов ESG. Эта трендовая концепция определяет мировой инвестиционный фон, но в Россию пришла сравнительно недавно.

Для Олега Белая принципы ESG – больше, чем коммерческий выбор. Эта концепция подразумевает ответственное инвестирование с учётом социальных и экологических интересов общества. Сам Олег Викторович – меценат, основатель фонда «Вместе сможем». Он считает, что большие деньги даны для того, чтобы делать мир лучше. Поэтому его и заинтересовали «зелёные инвестиции».

Кстати, именно ТРИНФИКО стала первой российской управляющей компанией, которая получила ESG-рейтинг.

Гостевой Аккаунт

Статьи наших друзей и партнеров. По вопросам сотрудничества пишите на info@stoneforest.ru

Recent Posts

Petzl – оборудование для скалолазов, альпинистов и спелеологов

Petzl – бренд, базирующийся в регионе Рона рядом с Греноблем у французских Альп. Его деятельность…

11 часов ago

История модели кроссовок New Balance 711

Бестселлеры у New Balance бывают разными — в то время как классические NB 990 и…

12 часов ago

Шон Смит: Я просто обычный парень с талантом собирать долги

Ставлю свою шляпу, что вы совсем не обрадуетесь, если увидите этого парня на крыльце своего…

12 часов ago

Led Zeppelin. Группа, изменившая звучание хард-рока

Основанная в Лондоне в конце 1960-х Led Zeppelin стала одной из самых влиятельных групп в…

13 часов ago

Объявлены лауреаты Премии за развитие детской отрасли Best for Kids

В современном мире развитие рынка детских товаров и услуг — это не только бизнес-стратегия, но…

19 часов ago

AMAZING RED представляет зимнюю кампанию с игроками Лига Ставок MEDIA BASKET

AMAZING RED продолжает сотрудничество с Лига Ставок MEDIA BASKET, четвертый сезон которой стартовал 12 октября и…

22 часа ago

This website uses cookies.