В финансовой сфере России высокие позиции занимает Инвестиционная группа ТРИНФИКО, ведущая свою историю с 1993 года. Это более тридцати лет развития: компания возникла на заре рыночной экономики, прошла через государственные и мировые кризисы, а в итоге стала одной из крупнейших частных инвестиционных групп РФ. 2024 год ознаменовался новым достижением – повышением рейтинга надёжности: Национальное рейтинговое агентство присвоило компании высокий рейтинг надежности и качества услуг на уровене «А+». О том, какие усилия пришлось приложить для достижения такого результата, лучше всего спросить у Олега Белая – СЕО инвестиционной группы.
Он основал этот бизнес вместе с товарищами-студентами в те времена, когда финансовый рынок в России только зарождался. Первой должностью стал пост финансового директора, затем Белай управлял направлениями private equity и investment banking, а с 2013-го стал СЕО инвестиционной группы. Костяк команды, которой он руководит, тоже в большинстве своём состоит из специалистов, которые развивали ТРИНФИКО с первых лет её деятельности. Для таких людей повседневная деятельность – нечто большее, чем работа: это дело жизни.
Олег Викторович Белай редко выступает в СМИ, практически не даёт интервью. У него очень высокая занятость: СЕО группы после более чем тридцати лет работы продолжает контролировать стратегические направления бизнеса. Тем не менее, он рассказал об основных этапах своей биографии и истории ТРИНФИКО, а также поделился секретами делового успеха.
Будущий инвестор родился 5 июня 1972 года в семье молодых инженеров-электронщиков. Семья жила в Зеленограде – подмосковном городе, который изначально задумывался как наукоград (хотя официально так и не получил этот статус). Здесь давали квартиры молодым специалистам, которые работали в наукоёмких отраслях. В городе открыли много институтов и других научных учреждений. И хотя школы, в которых учился будущий бизнесмен (№853 и №897), были неспециализированными, уровень преподавания там был высокий. Особый акцент делали на точных науках. Олегу они хорошо давались.
Впрочем, мальчик рос разносторонне развитым. В список его интересов входили и физика с математикой, и литература с историей. Он часами читал, был завсегдатаем библиотек. Это позволило с ранних лет получить навыки самообразования, которые впоследствии пригодились при освоении тайн финансовой индустрии.
Детство, по воспоминаниям Олега Белая, было типичным «советским», счастливым и беззаботным. В нём нашлось место и учёбе, и увлечениям (предприниматель – заядлый филателист), и мальчишеской дружбе. Именно с товарищем – Валерием Сотниковым – в начале 1990-х и была создана ТРИНФИКО.
До девятого класса мальчик учился в 853-й школе, старшие классы провёл в 897-й. Затем закономерно встал вопрос о поступлении в ВУЗ. Во многом сказалось влияние родителей, окончивших Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ). Семья была интеллигентная, в кругу друзей у родителей было много инженеров, программистов, преподавателей. Их разговоры увлекали подростка, открывали захватывающий мир науки. Но ещё больше его интересовало прикладное использование точных наук.
Отец Олега Белая был системным программистом: разрабатывал операционные системы для электронных вычислительных машин (ЭВМ). Это была заря компьютеризации. Сын тоже увлёкся компьютерными технологиями, что впоследствии помогло ему быстро сориентироваться в электронном трейдинге (в 90-е эта сфера была мало кому понятна).
Итак, куда же поступать? Юноша рассматривал три варианта: МИФИ, МФТИ и МИЭТ. Выбор пал на МИЭТ: его окончили родители, среди друзей семьи было много выпускников этого вуза, да и сам профиль заведения соответствовал интересам старшеклассника. На факультетах МИЭТ делали акцент на прикладное применение технологий, на внедрение инноваций в жизнь. Кроме того, вуз считался передовым в сфере электротехники и компьютеризации.
Олег Белай выбрал физико-технический факультет. Если бы времена не изменились, молодого человека ждала бы карьера инженера. Но его студенчество выпало на конец перестройки и начало 1990-х, когда страна выбрала новый, рыночный путь развития.
Как вспоминает инвестор, новые возможности будоражили воображение. Хотелось делать бизнес, делать деньги! Интерес был не только материальным, хотя первые деньги, заработанные в 17 лет, были совсем не лишними. Юношу увлекла сама идея финансовых рынков – нового, интересного механизма, лежащего в основе мировой экономики.
К моменту выхода на финансовый рынок двадцатилетние Белай и Сотников были уже «не первый год в бизнесе». Тогда это никого не удивляло, подчёркивает предприниматель: молодёжь массово увлекалась коммерцией. Не все коммерческие эксперименты друзей были успешными, но постепенно нарабатывался опыт. Им удалось создать довольно серьёзную компанию: информ-агентство. Но это была разведка боем: по-настоящему масштабные дела ждали впереди.
Одним из ключевых секретов делового успеха Олег Викторович Белай считает умение определить потребности рынка, выявить самые актуальные экономические направления. Иными словами – заниматься в тот или иной период времени тем, что обещает максимальные перспективы (и быть среди первых, кто осваивает новые бизнес-ниши). Именно так он действовал на протяжении всей истории ТРИНФИКО.
Предпосылки для открытия компании появились в 1992-м, когда в России стали активно торговать ваучерами. В то время как большинство граждан не понимали, что дают эти ценные бумаги, люди с коммерческой жилкой активно занялись приватизацией и ваучерным трейдингом. Среди таких людей оказались и Белай с Сотниковым, а также ещё двое их товарищей. Молодые трейдеры за год сколотили приличный капитал и в 1993-м заявились о себе основанием брокерской фирмы, которую назвали ТРИНФИКО. Этот бренд прошёл через десятилетия.
Ваучеры довольно быстро сошли с финансовой сцены, и начинающие финансисты переключились на акции предприятий. Это тоже было новым направлением. В 1995-м Олег Белай, будучи финансовым директором компании, сконцентрировал усилия на срочных рынках – высокоприбыльных, но высокорисковых. Освоиться в сложном мире деривативов ему помогли:
Предпринимателя уже в молодые годы отличал взвешенный подход к контролю рисков, что стало одним из принципов работы ТРИНФИКО – и залогом её устойчивости.
Во второй половине 90-х компания Белая успешно работала с госдолгом. Опять же, удалось поймать волну. Государство, чтобы выполнять бюджетные обязательство, выпускало займы с чрезвычайно высоким процентным доходом. Тем самым правительство привлекало средства, а инвесторы – получали отличную прибыль. Правда, история эта окончилась в 1998 году дефолтом (правительство не смогло бесконечно поддерживать этот процесс), но ТРИНФИКО удалось своевременно сбросить данные бумаги и переключиться на новые инвестиционные ниши.
Развивая ТРИНФИКО, Олег Викторович руководствовался принципом непрерывного движения «в потоке». Компания осваивала новые направления и привлекала капиталы частных лиц и институциональных инвесторов. Уже с 1995 года она перестала быть брокерской фирмой, превратившись в управляющую компанию: новый уровень бизнеса и новый уровень ответственности.
Привлечение капиталов позволило масштабировать работу на финансовых рынках. Однако потребовались и коренные изменения в стратегии: теперь, отвечая за деньги клиентов, команда ТРИНФИКО обязана была ещё тщательнее контролировать риски.
Как показали последующие десятилетия, это удалось сделать. Определяя рейтинг инвестиционной группы в 2024 году, Национальное рейтинговое агентство в качестве положительных факторов отметило:
В итоге ТРИНФИКО удалось добиться рейтинга надёжности «А+», что стало весомой репутационной наградой и подтверждением качественной работы команды под руководством Олега Белая.
Сейчас инвестиционная группа ТРИНФИКО входит в число лидеров отечественного инвестиционного рынка. Это одна из крупнейших и старейших частных инвестиционных групп в государстве. Среди её клиентов – крупные компании и негосударственные пенсионные фонды.
Финансовые продукты компании (ОПИФы) регулярно входят в десятку самых прибыльных. Так, в 2023 году в лидерских тройках оказались сразу два ОПИФа бренда – облигационный и смешанный. Интересно, что облигационный продукт – то есть по умолчанию низкорисковый и сверхнадёжный – показал 35,6% годовой доходности.
Разрабатывая инвестиционные стратегии, компания основной акцент делает на ценных бумагах, однако использует и другие инструменты. Так, у ТРИНФИКО есть ряд успешных девелоперских проектов, что обеспечивает диверсификацию капиталовложений.
Сейчас, работая с инвестициями, группа придерживается принципов ESG. Эта трендовая концепция определяет мировой инвестиционный фон, но в Россию пришла сравнительно недавно.
Для Олега Белая принципы ESG – больше, чем коммерческий выбор. Эта концепция подразумевает ответственное инвестирование с учётом социальных и экологических интересов общества. Сам Олег Викторович – меценат, основатель фонда «Вместе сможем». Он считает, что большие деньги даны для того, чтобы делать мир лучше. Поэтому его и заинтересовали «зелёные инвестиции».
Кстати, именно ТРИНФИКО стала первой российской управляющей компанией, которая получила ESG-рейтинг.
Petzl – бренд, базирующийся в регионе Рона рядом с Греноблем у французских Альп. Его деятельность…
Бестселлеры у New Balance бывают разными — в то время как классические NB 990 и…
Ставлю свою шляпу, что вы совсем не обрадуетесь, если увидите этого парня на крыльце своего…
Основанная в Лондоне в конце 1960-х Led Zeppelin стала одной из самых влиятельных групп в…
В современном мире развитие рынка детских товаров и услуг — это не только бизнес-стратегия, но…
AMAZING RED продолжает сотрудничество с Лига Ставок MEDIA BASKET, четвертый сезон которой стартовал 12 октября и…
This website uses cookies.