Гардероб

Сынок, у меня для тебя есть история про сэлвидж

– А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер?
– Что, они не зовут его четвертьфунтовый чизбургер?
– У них там метрическая система. Они вообще там не понимают, что за хрен четверть фунта.
– И как они его зовут?
– Они зовут его «Роял чизбургер».
– «Роял чизбургер»? А как же тогда они зовут «Биг Мак»?
– «Биг Мак» это «Биг Мак», только они называют его «Лё Биг Мак».

Все мы любим сэлвидж деним, он же селвидж, selvedge, salvage, кромка, от ‘self edge’, свой/собственный край. О right/left/brocken twill поговорим в другой раз.

Так же мы знаем, что это пошло с начала прошлого века, когда прядильные станки были не такие быстрые и совершенные и выдавали не широкое полотно и прочее.

Про старые Американские станки

Факт:

Господин Сакити Тоёда сделал первый челночный ткацкий станок в Японии в 1896 году. А в 1897 основал первую ткацкую фабрику, оснащенную своими станками.

В 1924 году Сакити изобрёл первый в мире автоматический ткацкий станок, в котором замена челноков производилась без прекращения работы самого станка. Потом японцы начали подражать американской ткани, затем делать свой деним – другая красивая информация в свободном доступе. Все упирается в то, что дальше чем «продали в Японию» и «ткань как тогда» никто не копает.

Еще момент: америкаский деним был не большой плотности – 9-12 унций. Более плотный деним придумали японцы. Да-да, и с эластаном деним тоже они сделали.

Почему и откуда взялась эта кромка. Куда и зачем она потом делась. основное отличие от «как тогда и сейчас»

Итак. У саржевого полотна имеется 2 типа ниток:

  • Уток, он же weft- , белая нить (не всегда), лучше видна с изнаночной стороны
  • Основа, он же warp – синяя нить (не всегда, но в классическом варианте синяя)

Основа – это нить, натянутая вертикально, уток это нить которая наматывается на челнок и гоняется «туда-обратно» по горизонтали. В этом «туда-обратно», или Shuttle Loom, весь смысл и кроется.

Самое главное отличие старых станков от новодельных в том, что нить утка не отрезалась каждый раз проходя по всей ширине полотна, а в самом конце пути огибала крайнюю нить основы, и челнок от удара «биты» летел в другую сторону. Где так же огибал крайнюю нить основы и летел в обратную сторону.

Это создавало «закрытый» край полотна, который не нуждался в дополнительной обработке от распускания.

Примечание

  1. Как это выглядит, вы могли видеть в фильме «Особо опасен». Там достаточно красиво показан принцип станка и ход челнока.
  2. Ясно что запас нити на челноке невечный, и если есть возможность наблюдать сэлвидж в рулоне, то отчетливо видны узелки на утке. При ширине 95 см, весе 13.5 унций такие узелки встречаются каждые 10-12 сантиметров по краю. Возможно вы вывернете джинсы и попробуете найти такое на своих портках.

Соответственно кромка (он же селведж) может быть какого угодно цвета и какой угодно ширины. Достаточно натянуть крайние нити основы желаемого цвета. Примерно так и делает свой Rainbow selvedge компания Edwin. Также это дает возможность вплетать в белые крайние нити еще красные, синие, зеленые, желтые, серебристые, золотые, розовые и т.д.

Нити

Это внедрили на заводе, ныне почившем, White Oak Cone Mills, чтобы легче было сортировать рулоны для производителей джинсовой одежды: красный для Левис, желтый для Ли, зеленый для Вранглер. Также это было связано с тем, что три упомянутые компании использовали разные типы плетения ткани.

Вот эта самая красная ниточка имеет свое название – Ticker/Тикер, что дословно переводится как “разделитель”. Но встречается чаще в описании ткани на заводе, при описании готового изделия чаще употребляют слово Line. Например, в описании можно встретить Kuroki Mills 14.3 Oz pink line, unsanforaized.

Где Куроки Милсс – завод, 14.3 oz – вес ткани на квадратный ярд, pink line – цвет тиккера, ансанфорайзед – отсутствие предварительной заводской усадки.

Таким образом, получается, что сэлвидж дэним – это скорее технология плетения ткани, обусловленная возможностями ткацкого станка: более традиционная, более медленная. И совсем не обязательно, что на ткани будет контрастная кромка. Самое популярное выражение, что селведж – это «способ обработки края ткани», что тоже в корне не верно, так как такой край полотна не нуждается в дополнительной обработке и сам по себе создает «закрытый» край ткани.

Далее с развитием технологии станкостроения, возросшей потребностью в большем количестве ткани и более быстром способе производства, были придуманы более продвинутые технологии для протягивания нити утка. Что дало возможность гонять уток на большее расстояние. Уток стал отрезаться каждое протягивание, так как способ с челноком морально устарел и на замену пришли новые методы. Такие станки называют Projectile Looms – снарядные/метательные. Подразумевая как раз то, что нить утка протягивается в одну сторону. Это как раз и «убило» селведж на некоторое время.

Предоставлю короткое видео, в котором показаны методы и системы плетения ткани. Для большей наглядности и понимания процессов.

Так же мы знаем что Raw/Dry denim не всегда selvedge, и наоборот (метод окрашивания и обработки ткани и метод производства). Селвидж может иметь маркировку One wash, Two wash – на деле это внешне отражается на цвете, получается не такой темно-синий.

На тему подвортов

Поскольку ткань производилась не широкими полотнами (80-130 см), детали для раскроя на полотне раскладывались максимально компактно и, соответственно, выходило, что край штанины получался по кромке. И поскольку все мы знаем, что изначально джинсы производились в одной ростовке (36 дюймов) и имели градацию по размеру в талии, то работяги не обращали внимание на такую мелочь и просто подворачивали до нужной длины. К тому же деним в то время был не санфоризированный и была вероятность обрезать штанины, а после стирки получить бриджи или кюлоты.

В наше время это скорее дань традициям и желание показать «кромку», чем необходимость. Поскольку многие магазины предлагают услугу по подшивке джинсов, но, опять же, рекомендуя это делать после 2-3 стирок.

Плавно подошли к вопросу когда и как стирать

Основной критерий это степень загрязнения. Считаешь что грязные? Стирай. Имеют неприятный запах? Стирай. Нет точных рекомендаций, все сводится к простому – по необходимости.

Опять же, во времена ковбоев и шахтеров порой не было возможности стирать часто, поскольку, возможно, это были единственные брюки. В данный момент это зависит от твоей личной «войны за фейд»

Машинка или ручная стирка? Каждый решает сам. Но при первой стирке машинкой есть шанс получить вертикальные заломы, так называемый «marble». Этого можно избежать добавив дополнительно воды в барабан стиральной машинки. Но и индиго выстирывется чуть больше.

Sanforized – деним с предварительной заводской стиркой. Процент усадки 3-4%. Стирка только подразумевается, технически нет возможности стирать километры ткани, выглядит это как обработка паром, протягивание, сушка, намотка в рулоны и так несколько раз. Полотно ткани получается плотным, жестким и как бы «стеклянным»

Unsanforaized – деним без заводской стирки. Как сделали, так и отправили в швейные цеха. Процент усадки 7-10%. Полотно более рыхлое, мягкое, очень часто ворсистое. Боле активно отдает индиго.

Илья Зотов

Professional maker and doer. Red Hills Company

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

7 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

7 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

11 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

12 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

13 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

17 часов ago

This website uses cookies.