СССР был страной не только советов, но и запретов. В той уникальной атмосфере все было самобытным, в том числе, и молодежные субкультуры. Одной из них стали люберы – адский сплав культуризма, патриотизма, ненависти ко всему западному и поклонения грубой силе. Они появились в эпоху брежневского застоя и исчезли вместе с Советским Союзом.
Содержание
Люберцы в 1970-е годы были промышленным пригородом Москвы, где жило около 150 000 человек. В 1974 году на очередной сессии Международного Олимпийского комитета Москву выбрали для проведения летних Олимпийских игр 1980 года. Столица нашей родины начала масштабную подготовку к этому событию, а в городах вокруг нее местные власти стали активно развивать школы силовых видов спорта. Коснулось это и Люберец.
Культуризм в Советском Союзе после короткого расцвета 1960-х годов оказался под запретом. Он не вписывался в идеологию строителя коммунизма. От человека труда требовались сила и выносливость, а качки делали упор на эстетику и наращивание мышечной массы. Поэтому бодибилдинга, как и многого другого, в СССР официально не было. Но вирус культуризма уже попал в массы, и для люберецкой молодежи он стал объединяющим.
Парни из Люберец, как это было принято повсеместно, объединялись в небольшие группировки по территориальному принципу. Они били чужаков по универсальному правилу “не ходи на мою улицу”. В конце 1970-х годов люберецкие начали формироваться как единая общность, и скрепляющим фактором тут стал именно культуризм.
Крепкие парни из Люберец быстро нашли еще один объединяющий фактор – покорение новых земель. Дома стало тесно, и люберы начали ездить в другие подмосковные города, где провоцировали местную молодежь на драки. Они часто приходили на дискотеки с одной целью – спровоцировать конфликт, чтобы потом решать его на кулаках. В те же годы уличные молодежные банды формировались и в Казани. Но в отличие от казанцев люберецкие предпочитали драться на кулаках и не использовали оружия.
Вообще традиция выезжать за пределы своего района, лихо кого-то бить и возвращаться обратно у советской молодежи появилась еще до люберов. Отсчет тут надо вести с 1960-х годов, когда в городах стали создаваться ПТУ. У обучающихся там молодых людей была одна полезная льгота – бесплатный проезд. Они пользовались ею, в том числе и не в самых мирных целях.
Культуристы из Люберец быстро почувствовали свою силу и замахнулись выше – начали выезжать в Москву. Поездка выглядела так: собиралась большая толпа, садилась в электричку и сходила на перрон на площади трех вокзалов. Злые пассионарии с окраин искали врага и быстро нашли его в москвичах с их вызывающей внешностью, заносчивостью и чуждыми идеалами.
В конце 1970-х в Москве уже стали заметны разные неформальные движения. Например, в 1979 и 1981 годах проводили свои выступления неофашисты. Они делали это в день рождения Гитлера – 20 апреля. Люберы увидели здесь вызов и в 1982 году накрыли такое мероприятие, проходившее на Пушкинской площади. Закончилось все ожидаемо крупной дракой.
Московской милиции славящие Адольфа Гитлера представители молодежи тоже не нравилися, и у нее с люберами сформировался ситуативный альянс. По воспоминаниям представителей движения участников массовых драк задерживали всех без разбора – гражданский правопорядок наводился быстро и железной рукой. А в отделах после выяснения принадлежности люберецких почти сразу отпускали.
После первых столкновений с поклонниками Гитлера у люберов сформировалась идеология – они стали антифашистами и патриотами. Окружающие одобрительно смотрели на спортивных парней в простой одежде с натруженными руками и значками с Лениным на груди. Из-за этой атрибутики люберов даже иногда путали с комсомольскими патрулями.
Отряды качков все чаще стали видеть в больших парках, в кафе и на дискотеках. Отлавливали и били они уже не только неофашистов, но и панков, металистов, хиппи, скейтеров и брейкеров. Непривычной внешности и вызывающего поведения было достаточно для того, чтобы оказаться избитым, насильно постриженным и лишенным атрибутики, например, кожаных аксессуаров с шипами или значков с названиями зарубежных музыкальных групп. Любера стали своеобразными боевыми консерваторами. В том числе, они были противниками алкоголизации населения.
Типичный выезд выглядел так: сошедшая с электрички толпа разбивалась на небольшие группы, которые расходились в поисках конфликтов. Неформалы, помимо побоев, получали еще и короткие лекции о том, что они позорят советский образ жизни и в столице им не место.
Набеги обычно происходили под какие-то события, например, концерты рок-групп. Люберецкие качки победителями в драках выходили не всегда. Металисты, к примеру, быстро догадались организовывать так называемые металические патрули. Они ловили люберов на живца. Впереди по улице пускали своего представителя в самых ярких шмотках, а за ним скрытно передвигался большой боевой отряд. Когда культуристы с Лениным на груди останавливали его, внезапно налетали собратья по металу и били приезжих консерваторов.
Если к последней электричке из Москвы бойцы не успевали, то разъезжались по домам на такси. Нищими маргиналами они не были.
Подпольных качалок в Люберцах было много, и в них формировались те самые группы, которые потом сливались в большие выезжающие в столицу команды. Сами себя эти группы называли “конторы”. Для членства в них молодым людям нужно было как-то заявить о себе. Лучший способ – поучаствовать в очередной боевой вылазке.
Строгой идеологии движения придерживались далеко не все люберы, хотя именно она отличала их от остальных полукриминальных группировок советской молодежи. Примерно половина из культуристов участвовала в выездах, как бы сказали сейчас, по фану. Отобранные у одних неформалов атрибуты тут же могли перепродаваться другим, а серые будни вполне скрашивались алкоголем.
В середине 1980-х у движения появилась своя символика. В качестве гимна было взято ироничное четверостишие Александра Сизоненко:
“Родились мы и выросли в Люберцах.
Центре грубой физической силы.
И мы верим, мечта наша сбудется:
Станут Люберцы центром России.”
Именно его затем процитировал Егор Летов в песне «Эй, брат любер» с альбома “Тоталитаризм” 1987 года.
Был у люберецких и свой значок. На нем заглавная буква ‘L’ в треугольнике удерживает снаряженную штангу, а внизу выделяется надпись “Любер”.
Настоящая легализация люберов в глазах советского общества произошла после первых публикаций о них в центральных изданиях. Одну из таких статей-исследований в январе 1987 года представил Владимир Яковлев. У него в журнале “Огонек” вышел материал под названием «Контора люберов». В нем рассказывалось о крепких подмосковных парнях, которые пропагандируют здоровый образ жизни, качают мышцы и иногда ездят в столицу разгонять неформалов.
Яковлев описал и внешний вид молодых бойцов. Они носили легкие куртки не по сезону, под которыми были видны бицепсы, и широкие клетчатые штаны. Такой крой брюк не стеснял движений в драке, но была тут и идеологическая подоплека. Штаны в клетку тогда массово шили советские фабрики, и патриотично настроенные люберы носили их в пику модным джинсам.
В прессе люберов не романтизировали, но и не слишком осуждали. Журналисты намекали на то, что они вполне могут торговать отобранной атрибутикой. Значок с эмблемой Kiss или Sex Pistols легко находил нового хозяина за червонец. Обирали панков совсем молодые ребята. Порой этим бойцам было по 15-16 лет. Люберы постарше метили выше – били фарцовщиков.
Западную массовую культуру люберецкие парни полностью отвергали, поэтому им были нужны собственные песни. И отечественные исполнители этот спрос вполне удовлетворяли. Среди главных – группа “Любэ”, у которой одним из первых хитов стала песня “Люберцы”. Это был заглавный трек дебютного альбома “Атас”, вышедшего в 1989 году. В песне рассказывается о 16-летнем парне, который идет по кольцевой автодороге – он возвращается в свой родной город. Герой обещает устроить всем новую жизнь, он ведет здоровый образ жизни и критикует капитализм.
Другой несомненный хит под названием «Мама, я любера люблю!» записала группа ДДТ. В ней от лица девушки звучат такие строки:
“Он мне дарит цепочки, он мне дарит значки,
В его кожаной куртке звенят пятачки
Каждую ночь из Москвы он мне привозит трофей:
Скальпы вражеских панков, амулеты хиппей.”
Сразу несколько песен о люберах вышло у “Гражданской Обороны”. Главным хитом тут стала, конечно же, «Эй, брат любер». Цитатами из нее до сих пор расписывают стены в Люберцах. “Эй, брат-любер, где твой кастет?” – Летов забивал свои строки как гвозди в головы поколений.
Егор рассказывал о том, что в Москве был неоднократно бит крепкими парнями в клетчатых штанах за свой внешний вид. Но что удивительно – он достаточно долго жил в самих Люберцах, и там его длинные волосы ни у кого вопросов не вызывали и конфликтов не происходило. Летов сделал вывод о том, что к своим непохожим у люберов было вполне снисходительное отношение. В отличие от неформалов, к которым они ездили в гости. Возможно, именно из желания уколоть оппонентов, Летов в своем хите примешивает к идеологии люберов нотки фашизма. В конце песни на повторе звучит фраза: “Любер, любер, любер, любер алесс!”
Пели о люберах Чиж & Cо и масса коллективов масштабом поменьше. Из наших современников треком “Люберцы” отметился Рома Жиган.
Масштабнее всего историю люберецких качков и борцов с неформалами на киноэкране показал Павел Лунгин. Его второй полнометражный фильм “Луна-парк”, вышедший в 1992 году, рассказывает о группировке “чистильщиков”, которые бьют байкеров, грабят бизнесменов и перевоспитывают гомосексуалистов. Фильм участвовал в основной программе Каннского кинофестиваля. Одним из самых ярких в нем стал эпизод побоища банд качков и мотоциклистов. У Лунгина, кстати, “чистильщики” кроме всего прочего еще и антисемиты.
Если суммировать это с летовским “любер аллес”, то противоречие только усиливается – ведь культуристы открыто пропагандировали антифашизм. Тогда что это? Попытки оппонентов в культурном поле очернить бойцов? В советские времена сложнее было придумать более грязное клеймо чем “фашист”. Или все-таки поклонение грубой силе привело люберов к заигрыванию с Гитлером? Тут докопаться до истины будет уже непросто.
В конце 1980-х о люберах знала уже вся Москва, а их вылазки собирали максимальное число участников. В отдельных драках количество бойцов с обеих сторон превышало 1000 человек. На волне движение стали поддерживать молодые люди из других подмосковных городов. Свои “социалистические” патрули из пригородной молодежи появились и на улицах Ленинграда.
Но жизнь в стране стремительно менялась. Начали возникать первые кооперативы, где сколачивались настоящие капиталы. Любера посмекалистее быстро поняли, что отбирать значки и ремни с заклепками совсем не так интересно, нежели крышевать бизнесменов. Начал работать Рижский рынок, и установление контроля над ним породило Люберецкую ОПГ. Старые идеалы и значки с Лениным были забыты. Часть люберов ушла в спокойную жизнь, а кто-то пополнил ряды преступных группировок с последующим билетом в тюрьму или на кладбище.
Сегодня от движения люберов остались отдельные представители, с улыбкой вспоминающие бурные годы заката страны советов и свою молодость. Они не отказываются от прошлых идеалов, но и вполне спокойно встречаются с бывшими оппонентами, которых били, раздевали и сбрасывали в Москва-реку.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.