Образ

“Окаянная Дженет” Роберта Льюиса Стивенсона. Гоголевщина на скоттский манер

Разносторонность и многогранность Роберта Льюиса Стивенсона легко подметить в том разнообразии тем и жанров, что встречаются в его творчестве. Это и прославивший его на весь мир приключенческий роман “Остров сокровищ”, и детектив “Дом на дюнах”, и даже остросоциальное произведение “Ночлег Франсуа Вийона”. Везде литератор проявил себя отменно. Но особое удивление на грани с восторгом вызвал его рассказ “Окаянная Дженет”, который от начала и до конца держит читателя в напряжении. Этот хоррор действительно впечатляет, заставляет кровь немного застыть в жилах, особенно когда начинаешь пересказывать его содержимое. А главное, что такого эффекта от произведения знаменитого охотника за приключениями совсем не ждешь. Как говорится, предупреждать надо!

Необычный стиль повествования во многом объясняется желанием автора написать короткую сагу о родных краях. Шотландец от роду Роберт Стивенсон редко писал на отеческом языке, оттого рассказ “Окаянная Дженет” особенно ценен. Шотландия начала 18 века, полная предрассудков, фанатичной христианской веры, представляла собой любопытный субъект для изучения и дальнейшего описания. Ведь за ширмой всей этой ужасающей истории представлен жизненный уклад целой нации. Гоголевщина какая-то на скоттский манер (скотты – жители Шотландии: примеч. автора).

Живущие в горах шотландцы, крайне радикальные в своих поступках, при этом выказывают абсолютную покорность перед факторами, определяющими их как социум и народ. Им не нравится приехавший молодой пастор, но они подчиняются правилам церкви и принимают того в качестве настоятеля своего храма. Они терпеть не могут односельчанку Дженет, но перестают ее донимать, когда за нее заступается служитель церкви. Перед этим они собирались бросить женщину в воду по старинному обычаю, своеобразный тест на ведьму, то есть для них такие поступки все еще являются адекватными.

Дикий народ с необузданным нравом находится в жесткой узде протестантской церкви. Гремучая смесь. Поэтому помутнение рассудка у человека – это обязательно связь с дьяволом, сраженное недугом вроде инсульта лицо – признак одержимости, испепеляющая человека молния – непременно десница божья, поражающая неверных. Хотя, быть может, излишняя прагматичность наоборот мешает видеть происки нечистой силы, прикрывая их естественным и научным обоснованием.

Стивенсон погружает нас сразу в два временных отрезка. Один хронологически стоит раньше, другой позже. Нам предлагается сравнить, каким был и каким стал местный священник, почему он столь рьяно и самозабвенно проповедует учение Божье. Этого пастора боятся и одновременно уважают, он непререкаемый авторитет, ведь каждую неделю на его проповедь все также являются прихожане, несмотря на все свои сомнения и страхи. Осталось понять, как он таким стал.

И рассказ о трансформации священника действительно интригующий, даже пугающий. Но при все при этом дающий надежду на спасение. Проявив христианское милосердие, пастор не дал надругаться над одной из жительниц города по имени Дженет. Женщина считалась проклятой, чуть ли не ведьмой. Долгое время ее терпели, но когда узнали, что она станет домработницей их нового пастора, простой люд посчитал это за оскорбление и решил линчевать Дженет. Священник дал женщине защиту, но с условием, что она публично отречется от дьявола. И это самое отречение стало катализатором самых страшных событий. У Дженет скривилась шея, вся она перекосилась и с тех пор почти ни с кем не разговаривала.

Местные жители стали бояться ее еще сильнее, а пастор начал подмечать за ней странное поведение: разговоры сама с собой, взгляды в никуда, отрешенное лицо и т.д. Плюс однажды священник увидел на кладбище странного человека в черном, который испугался служителя церкви и сбежал. Придя домой, он рассказал о таинственной встрече Дженет, которая уверила хозяина в пустяковости проблемы и удалились. В этот момент в ее комнате стали доноситься странные звуки, на которые пришел священник. В комнате он увидел страшную картину: тело Дженет висело на гвозде, как какая-то куртка. Это вернуло пастора к разговорам деревенских обитателей, что в женщину вселился дьявол в облике виденного им человека в черной одежде, а сама она уже давно мертва.

Испугавшийся священник вышел на улицу и стал ждать развития событий. В комнате Дженет послышалась возня, и мерные шаги стали отстукивать приближающийся ужас. На крыльцо вышла все та же перекошенная Дженет и, несмотря на темноту, направилась ровно в то место, где находился пастор. Ужасная развязка назревала, а единственным оружием священника стала горячая молитва. И Бог спас своего служителя, испепелив окаянную Дженет. Это ли не надежда для всякого, кто истинно верит?! С тех пор пастор уже никогда не был прежним. Более ревностного служителя учения Христа встретить было просто невозможно, ибо он познал того, кто по другую сторону.

Дима Кулинар

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.

Recent Posts

Ford Granada: нужно покорить Европу

В начале 70-х годов в Ford решили, что им просто необходимо выйти в европейский сегмент…

22 часа ago

Polar Skate Co. Вдохновленные скейтбордингом

Короткая, но очень успешная история Polar Skate Co начинается в 2011 году с Понтуса Альва…

23 часа ago

Каким должно быть молоко для кофе?

Содержание О сладости молока О жирности молока О белке О "золе" и ферментах О сроке…

1 день ago

Особенности линейки adidas Tennis

Несмотря на то, что немецкий бренд начал с беговой и футбольной обуви, с 1960-х годов…

1 день ago

DTF-печать: особенности, преимущества, области применения

Классные футболки или толстовки с креативными и трендовыми изображениями популярны не только среди молодежи, но…

1 день ago

Обзор приложения 1Win: бонусы, достоинства, ставки

Предназначенное для мобильных игроков Азербайджана приложение 1Win (https://1win-az.bet/download-app/), предлагает удобный и доступный способ делать ставки…

1 день ago

This website uses cookies.