Гаджеты

Дефицит микросхем – почему мир накрыл полупроводниковый кризис

Слышать сегодня о нехватке каких-то производственных товаров достаточно странно. Мы привыкли к тому, что любые потребности рынка оперативно закрываются, лишь бы пришел покупатель. Если из-за нехватки ресурсов и рабочей силы или протестов “зеленых” что-то не могут сделать европейцы или американцы, то всегда выручит Азия. Но с микросхемами, которые нужны сегодня буквально всем и везде, это правило не сработало. 

Со второй половины 2020 года мир испытывает острую нехватку чипов для изготовления гаджетов, компьютерных комплектующих, игровых приставок, бытовой техники, автомобилей и массы других товаров. Кризис испытали на себе около 170 отраслей. В цифрах он выражается так – производители интегральных микросхем делают их на 10-30 процентов меньше от требуемого рынку количества. Это бьет еще и по кошелькам конечных потребителей, которые в условиях недостатка всегда переплачивают. 

Разберемся с тем, что привело к внезапному дефициту столь важных для современной жизни компонентов и сколько он будет продолжаться. 

Содержание

Computer engineer holding microchip for detailed analysis on the foreground

Рост спроса и пандемия

В последние пять лет в мире активно растет спрос на вычислительную технику. Это спровоцировано, в том числе, упором бизнеса на развитие собственных систем искусственного интеллекта, а также появлением такого мощного фактора как криптовалюты. Причем влияние сектора майнинга постоянно усиливается. Для своих ферм майнеры скупают огромные партии мощных видеокарт и процессоров, а их деятельность становится заметной при оценке мирового энергетического баланса. В 2021 году на майнинг ушло больше электроэнергии, чем ежегодно требуется Норвегии или Саудовской Аравии. 

Серьезно повысил спрос на микросхемы и коронавирус. В эпоху пандемии люди стали покупать больше компьютеров, а для удаленной работы потребовалось развивать облачные сервисы. 

Бутылочное горлышко

Рынок микросхем давно и прочно поделен несколькими крупными игроками, поэтому при появлении проблем хотя бы у одного из них последствия ощущает весь мир. В числе главных производителей – американская компания Intel. Однако она работает на удовлетворение исключительно собственного спроса. Остальные нуждающиеся в микросхемах вынуждены с надеждой смотреть на Азию, где есть два монстра – Samsung и TSMC, а также ряд игроков меньшего калибра. 

Но у азиатов есть свои проблемы. Например, в 2020 году Apple наконец произвели давно анонсированный отказ от чипов Intel. Причины – желание экономить и контролировать развитие новых процессоров. В итоге Apple пришли со своим заказом на тайваньские мощности, чем существенно загрузили их. 

Санкционные войны

Подливают масла и некоторые политические телодвижения крупных стран. Так, США в 2019 году в попытке притормозить стремительное развитие технологических компаний из Китая ввели санкции против Huawei. В частности, Трамп запретил TSMC продавать китайцам процессоры.

У Huawei нет собственных фабрик, поэтому производителю смартфонов пришлось делать большие товарные запасы чипов в надежде переждать американские санкции. В страхе оказаться без необходимых комплектующих такому примеру последовал и ряд других компаний. Это дополнительно усугубило ситуацию с дефицитом. 

Погода и пожары

Все происходящее на Тайване очень важно для мирового рынка полупроводниковых микросхем, потому что доля TSMC на нем – более 50 процентов. А на острове сейчас экстремальная засуха, сильнейшая за последние 50 лет. Taiwan Semiconductor Manufacturing Company для работы ежедневно нужно 156 000 тонн воды. С ее помощью очищается необходимый в производстве металл. Из-за рекордно низкого уровня осадков резервуары для воды у TSMC попросту не заполняются до нужных отметок. 

В конце октября 2020 года в Японии полностью сгорело предприятие по производству аудиочипов от Asahi Kasei Microsystems. Они нужны, в том числе, для изготовления автомобильных навигаторов. Тогда на восстановление фабрики закладывали около года. 

19 марта 2021 года загорелся еще один японский завод, выпускающий чипы для автомобилей. Он принадлежал компании Renesas и пострадал не так сильно как AKM, но в течение месяца производство все же было полностью остановлено. 

В феврале 2021 года морозы и шторма в Техасе нарушили работу местного подразделения Samsung и двух фабрик нидерландского строителя чипов для автомобилей NXP. 

Страдающий автопром

Вы уже заметили, что в числе главных несущих убытки чаще всего появляется автопром. В этой отрасли ситуация действительно очень острая. Проблемы начались с пандемией и продолжились с просчетами менеджмента. В первые локдауны автоконцерны повсеместно приостанавливали производство и прекращали закупки полупроводниковых элементов. Так была нарушена ритмичность их поставок, и когда автозаводы неожиданно резко восстановили спрос, удовлетворить его оказались готовы далеко не все поставщики. 

Чипы для автопрома делаются по более старым технологиям, поэтому производителям не так интересно развивать эту подотрасль. В результате даже при восстановившемся после первой волны коронавируса спросе на автомобили компании во всем мире вынуждены периодически останавливать производство и нести убытки. Для примера: 

  • в начала апреля 2021 года неделю стояло головное предприятие Hyundai в Южной Корее,
  • в марте не работали чешские конвейеры Toyota,
  • в феврале простаивало производство Ford в Германии;
  • Volkswagen в 2020 году не выполнил план по производству по всему миру на 100 000 авто.

Общая упущенная выручка для мирового автопрома из-за кризиса полупроводников в 2021 году оценивается в 110 миллиардов $. 

А что же Россия

Наша страна наблюдает за происходящим в основном со стороны. Российская доля на мировом рынке микрочипов по оптимистичным оценкам не превышает 0,7 процента. Собственным производством мы закрываем потребности государственных структур и военно-промышленного комплекса, а все остальное покупаем из-за рубежа. 

Появившийся дефицит Россия может использовать как шанс выйти на рынок со своими пусть и старыми, но все же вполне пользующимися спросом чипами. Например, их можно предложить тем же производителям автомобилей. Однако и для этого нужны серьезные усилия, потому что мы отстаем во всем – в технологиях, в оснащении заводов и производстве материалов. Для ликвидации пробелов нужно время. В данной сфере краткосрочные планы реализуются за годы, а стратегия разрабатывается на 15-20 лет. 

Как решается проблема

Кризис давно стал всеобщим, поэтому и попытки его разрешения вышли на мировой уровень. Производители выделяют десятки миллиардов долларов на развитие и вкладываются в долгосрочные проекты по строительству новых заводов. Американское правительство планирует направить сопоставимые суммы на поддержку исследований и производства полупроводников внутри своей страны, для чего продумываются налоговые льготы. В Техасе уже давно работают мощности Samsung, а в Аризону должно прийти большое производство TSMC. 

Однако пока никто не может сказать, когда закончится мировой полупроводниковый дефицит. Точно понятно одно – продлится он еще достаточно долго, как минимум до середины или конца 2022 года. Причина в технологической сложности производства интегральных схем, которое невозможно наладить в нужном объеме за несколько месяцев независимо от количества вложенных средств.

Олег Бакланов

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

13 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

13 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

17 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

18 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

19 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

23 часа ago

This website uses cookies.