Дефицит микросхем

Слышать сегодня о нехватке каких-то производственных товаров достаточно странно. Мы привыкли к тому, что любые потребности рынка оперативно закрываются, лишь бы пришел покупатель. Если из-за нехватки ресурсов и рабочей силы или протестов “зеленых” что-то не могут сделать европейцы или американцы, то всегда выручит Азия. Но с микросхемами, которые нужны сегодня буквально всем и везде, это правило не сработало. 

Со второй половины 2020 года мир испытывает острую нехватку чипов для изготовления гаджетов, компьютерных комплектующих, игровых приставок, бытовой техники, автомобилей и массы других товаров. Кризис испытали на себе около 170 отраслей. В цифрах он выражается так – производители интегральных микросхем делают их на 10-30 процентов меньше от требуемого рынку количества. Это бьет еще и по кошелькам конечных потребителей, которые в условиях недостатка всегда переплачивают. 

Разберемся с тем, что привело к внезапному дефициту столь важных для современной жизни компонентов и сколько он будет продолжаться. 

Содержание

Дефицит микросхем
Computer engineer holding microchip for detailed analysis on the foreground

Рост спроса и пандемия

В последние пять лет в мире активно растет спрос на вычислительную технику. Это спровоцировано, в том числе, упором бизнеса на развитие собственных систем искусственного интеллекта, а также появлением такого мощного фактора как криптовалюты. Причем влияние сектора майнинга постоянно усиливается. Для своих ферм майнеры скупают огромные партии мощных видеокарт и процессоров, а их деятельность становится заметной при оценке мирового энергетического баланса. В 2021 году на майнинг ушло больше электроэнергии, чем ежегодно требуется Норвегии или Саудовской Аравии. 

Серьезно повысил спрос на микросхемы и коронавирус. В эпоху пандемии люди стали покупать больше компьютеров, а для удаленной работы потребовалось развивать облачные сервисы. 

Бутылочное горлышко

Рынок микросхем давно и прочно поделен несколькими крупными игроками, поэтому при появлении проблем хотя бы у одного из них последствия ощущает весь мир. В числе главных производителей – американская компания Intel. Однако она работает на удовлетворение исключительно собственного спроса. Остальные нуждающиеся в микросхемах вынуждены с надеждой смотреть на Азию, где есть два монстра – Samsung и TSMC, а также ряд игроков меньшего калибра. 

Но у азиатов есть свои проблемы. Например, в 2020 году Apple наконец произвели давно анонсированный отказ от чипов Intel. Причины – желание экономить и контролировать развитие новых процессоров. В итоге Apple пришли со своим заказом на тайваньские мощности, чем существенно загрузили их. 

Санкционные войны

Подливают масла и некоторые политические телодвижения крупных стран. Так, США в 2019 году в попытке притормозить стремительное развитие технологических компаний из Китая ввели санкции против Huawei. В частности, Трамп запретил TSMC продавать китайцам процессоры.

У Huawei нет собственных фабрик, поэтому производителю смартфонов пришлось делать большие товарные запасы чипов в надежде переждать американские санкции. В страхе оказаться без необходимых комплектующих такому примеру последовал и ряд других компаний. Это дополнительно усугубило ситуацию с дефицитом. 

Погода и пожары

Все происходящее на Тайване очень важно для мирового рынка полупроводниковых микросхем, потому что доля TSMC на нем – более 50 процентов. А на острове сейчас экстремальная засуха, сильнейшая за последние 50 лет. Taiwan Semiconductor Manufacturing Company для работы ежедневно нужно 156 000 тонн воды. С ее помощью очищается необходимый в производстве металл. Из-за рекордно низкого уровня осадков резервуары для воды у TSMC попросту не заполняются до нужных отметок. 

В конце октября 2020 года в Японии полностью сгорело предприятие по производству аудиочипов от Asahi Kasei Microsystems. Они нужны, в том числе, для изготовления автомобильных навигаторов. Тогда на восстановление фабрики закладывали около года. 

19 марта 2021 года загорелся еще один японский завод, выпускающий чипы для автомобилей. Он принадлежал компании Renesas и пострадал не так сильно как AKM, но в течение месяца производство все же было полностью остановлено. 

В феврале 2021 года морозы и шторма в Техасе нарушили работу местного подразделения Samsung и двух фабрик нидерландского строителя чипов для автомобилей NXP. 

Страдающий автопром

Дефицит микросхем у авто

Вы уже заметили, что в числе главных несущих убытки чаще всего появляется автопром. В этой отрасли ситуация действительно очень острая. Проблемы начались с пандемией и продолжились с просчетами менеджмента. В первые локдауны автоконцерны повсеместно приостанавливали производство и прекращали закупки полупроводниковых элементов. Так была нарушена ритмичность их поставок, и когда автозаводы неожиданно резко восстановили спрос, удовлетворить его оказались готовы далеко не все поставщики. 

Чипы для автопрома делаются по более старым технологиям, поэтому производителям не так интересно развивать эту подотрасль. В результате даже при восстановившемся после первой волны коронавируса спросе на автомобили компании во всем мире вынуждены периодически останавливать производство и нести убытки. Для примера: 

  • в начала апреля 2021 года неделю стояло головное предприятие Hyundai в Южной Корее, 
  • в марте не работали чешские конвейеры Toyota, 
  • в феврале простаивало производство Ford в Германии; 
  • Volkswagen в 2020 году не выполнил план по производству по всему миру на 100 000 авто. 

Общая упущенная выручка для мирового автопрома из-за кризиса полупроводников в 2021 году оценивается в 110 миллиардов $. 

А что же Россия

Наша страна наблюдает за происходящим в основном со стороны. Российская доля на мировом рынке микрочипов по оптимистичным оценкам не превышает 0,7 процента. Собственным производством мы закрываем потребности государственных структур и военно-промышленного комплекса, а все остальное покупаем из-за рубежа. 

Появившийся дефицит Россия может использовать как шанс выйти на рынок со своими пусть и старыми, но все же вполне пользующимися спросом чипами. Например, их можно предложить тем же производителям автомобилей. Однако и для этого нужны серьезные усилия, потому что мы отстаем во всем – в технологиях, в оснащении заводов и производстве материалов. Для ликвидации пробелов нужно время. В данной сфере краткосрочные планы реализуются за годы, а стратегия разрабатывается на 15-20 лет. 

Как решается проблема

Кризис давно стал всеобщим, поэтому и попытки его разрешения вышли на мировой уровень. Производители выделяют десятки миллиардов долларов на развитие и вкладываются в долгосрочные проекты по строительству новых заводов. Американское правительство планирует направить сопоставимые суммы на поддержку исследований и производства полупроводников внутри своей страны, для чего продумываются налоговые льготы. В Техасе уже давно работают мощности Samsung, а в Аризону должно прийти большое производство TSMC. 

Однако пока никто не может сказать, когда закончится мировой полупроводниковый дефицит. Точно понятно одно – продлится он еще достаточно долго, как минимум до середины или конца 2022 года. Причина в технологической сложности производства интегральных схем, которое невозможно наладить в нужном объеме за несколько месяцев независимо от количества вложенных средств.