Культура / Арт

Воплощение японской культуры через богов Эбису и Хання

Японцы традиционно почитают как нескольких Богов счастья (в их числе Эбису), так и некоторых демонов (Хання). Такое поклонение вошло в традицию японского купечества еще в период Муромати. Несмотря на постоянные войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства.

Содержание

Кто такой Эбису

Эбису изображается в высокой шапке. В руках у него священная рыба Тай, которую практически невозможно поймать голыми руками. Вот и душевное спокойствие обрести не так-то просто. Старинные хроники сообщают, что в восьмом веке до нашей эры родился младенец Хируко.

Он появился на свет без костей, поэтому родители отпустили его в океан. Повзрослев, мальчик выбрался на сушу и прозвал себя Эбису. Преодолевая многие трудности, он смог вырастить себе руки и ноги, а возможно и остальные части тела. Для этого ему понадобилось три года.

Эбису — популярное синтоистское божество Японии. В его честь даже проводят широкие празднования — фестиваль «Тока Эбису». Центральным местом паломничества становится святилище Эбису в Киото. Чтобы Бог удачи благословил паломника, необходимо внести денежное пожертвование, а затем хлопнуть в ладоши и позвонить в колокол. На фестивале продают бамбуковые ветви с различными амулетами. Бамбук у японцев — символ постоянства.

Когда человек загадывает желание, он обычно жертвует монетку достоинством 5 иен. В японском языке «5 иен» звучит как «уважение». То есть таким образом люди демонстрируют свое уважение к Эбису.

Во время проведения фестиваля все торговцы предоставляют специальные скидки. Это своего рода акт очищения совести продавцов, которые завышают цены на представленную продукцию.

Хання – история происхождения

Исконным источником образа был тибетский защитник Ханья, носивший маску змеи. В восточной культуре это образ мудрого стража справедливости, а также хитрого демона. В его лице в одно и то же время сошлись страсть, сила и сожаление о затеянном. Надо понимать, что страшный вид здесь — это не метод нападения, а слабость человека, с которым ведется борьба. Мрачное существо напоминает о всесилии чувств.

Названием Хання выражают буддийское понятие принятия мудрости. Маска Хання представляет собой страшный оскал ревнивой женщины, демона или змеи. На маске имеются два острых бычьих рога, металлические глаза и огромный рот, расположенный от уха до уха. Причина превращения девушки в маску — отсутствие взаимности со стороны ее возлюбленного. Легенда гласит: женщина-демон нашла своего любимого и сожгла его на костре.

  • Хання может быть разных цветов. Белая указывает на аристократку, красная — на женщину низших сословий. Бордовая маска символизирует демона, вселившегося в женское тело.
  • Даже сегодня в Японии 2 пальца, приставленных к голове, являются знаком того, что жена сходит с ума от мужчины. Это отсылка к тем самым рогам Ханьи.
  • Эбису — Бог утреннего солнца и покровитель детей. Со временем он стал символом торговли и заботится о благополучии владельцев маленьких магазинчиков.
  • Эбису немного глуховат, но жизнерадостен. Его называют смеющимся Богом, он не способен причинить кому-то зло.

Влияние божеств на культуру Японии

Маска Эбису появляется в праздничных постановках. Глаза у нее сощуренные, а на лбу имеются незначительные морщинки. Персонажа можно встретить в таких пьесах как «Эбису и Дайкоку», «Эбису и Бисямон». Эбису пользуется популярностью у художников и частенько замечен на их полотнах. Стоит присмотреться к работам Огату Корина и Кано Танъю.

В конце 80-ых гг. прошлого века японский бизнесмен Хидехико Ямане создает свой собственный бренд одежды и в качестве названия выбирает имя Evisu, которое отсылает к Богу Эбису.

Логотип Evisu с изображение Эбису

Каждая выпущенная пара винтажных джинсов на заднем кармане имела чайку, раскрашенную вручную. Со временем она станет логотипом, известным во всем мире. Бренд также выпустил зажигалки «ZIPPO», футболки и брюки от марки виниловых игрушек и одежду с лондонским брендом KTZ. В качестве принта на продукции иногда появлялось и изображение Хання.

В манге «ToriKo» главный герой запутывает других, создавая над собой образ Хання. Среди японских жителей также очень распространены татуировки с изображением Ханьи. Нанося на себя подобный рисунок, человек пытается справиться с внутренними страстями и внутренней агрессией, стать увереннее. А самураи пользовались маской в качестве оберега. Они верили, что даже падший ангел защитит их в крупной битве.

Японцы с большим уважением относятся к Богам, которые охраняют их дома и способствуют удаче. К многочисленным демонам и существам нечистой силы у жителей страны восходящего солнца тоже особое отношение. Изображения подобного типа признаны сильнейшими оберегами.

Ольга Гринь

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

3 часа ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

3 часа ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

7 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

8 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

9 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

13 часов ago

This website uses cookies.