“Отряд самоубийц” Дэвида Эйера. Крупнейший провал супергеройского кино
На костях “Отряда самоубйиц” режиссера Дэвида Эйра уже давным-давно все отплясали. Провал Warner Bros. является признанным фактом, а не субъективной оценкой хейтеров. Доказательство тому отрицательные отзывы самих актеров. Но стоит разобраться не только в том, какие ошибки допустили создатели картины, но в и том, что можно было бы сделать, чтобы спасти такой потенциально крутой проект.
Что не так с Suicide Squad
Прежде чем перечислять какие-то второстепенные факторы провала ленты, стоит упомянуть самый важный и фундаментальный из них. Тандем Warner Bros. и DC Comics ввязался в неравную битву со сверхуспешной киновселенной Marvel и Disney. И здесь не следует никого винить, рынок требовал ответа “Мстителям”. Причем ответа не аналогичного, а наоборот, “банда” сверхлюдей должна была удивить публику. Задумка в итоге гениальная – собрать в команду не супергероев, а суперзлодеев. Если бы под эту задумку прописать сценарий и перед этим познакомить аудиторию с будущими персонажами, могло бы получиться что-то действительно достойное внимания.
Чего делать не стоит – так это искать оправдания для Warner Bros. Да, они слажали, и сами же это признали. С таким бюджетом, привлеченными звездами и возможностями продвижения можно было выпустить громкий блокбастер по комиксам. Тем более студии сразу объявили о появлении в картине легендарного Джокера. Что-что, а грядущей премьеры “Отряда самоубийц” поистине ждали все.
Так какой же пласт ошибок свел на нет все ожидания публики? Поехали по-очереди:
Используемые персонажи абсолютно незнакомы публике. Это главная проблема. С Джокером все понятно, его представлять не нужно, но ведь даже Харли Куинн остается совершенно без легенды. Визуально ее легко идентифицировать, плюс вечное реноме подружки Джокера. На этом все. Дальше вообще дремучий лес, причем даже для тех, кто более-менее знаком с преступным миром Готэм-сити: Дэдшот, Эль Диабло, Чародейка, Капитан Бумеранг, Убийца Крок, Катана, Рик Флаг. Часть из этих персонажей заслуживала если не сольника, то как минимум упоминания в одном из предыдущих фильмов. Создатели думали иначе. Пришлось сходу начать представлять каждого персонажа, что приводило сознание в абсолютное замешательство. Очень трудно усвоить тонну сваливающейся информации про такое весомое количество героев.
То что стало главной рекламой фильма, стало и одним из его ключевых провалов. Неистовым разочарованием для кинозрителей стало столь мизерное количество хронометража с участием Джокера. Да и образ персонажа получился отличным от привычного представления публики. Джаред Лето решил придумать собственный типаж клоуна, но без влияния предыдущих версий главного антагониста Темного рыцаря не обошлось. А в итоге все выглядело крайне нелепо: криминальный босс – образ Джека Николсона и одновременно психопат-убийца – образ Хита Леджера, а из своих индивидуальных задумок получилось реализовать только героя-любовника. Главная беда персонажа заключается в том, что с ним или без него сюжет совершенно никак не изменился бы. Он никак не влияет на ход основных событий, а значит, он прост не нужен. Понятно, что его присутствие – коммерческий ход, но слишком уж бездарно все это обставлено.
Мотивация собрать такой отряд просто потрясная – суметь противостоять агрессии таких сверхлюдей как Супермен. Но в итоге нам показывают откровенных отбросов вселенной DC Comics. Не по их легендам из комиксов, а по способностям, представленным в киноверсии. Каким образом они могут биться со сверхчеловеком, если даже с Бэтменом справиться не способны?
И ровно в тот момент как отряд собран, случается ЧП. Один из членов банды выходит из-под контроля, а остальные теперь должны решать свалившуюся на весь город проблему. При этом способности Чародейки столь впечатляющи, что непонятно, как вообще с ней могли справиться эти лузеры. Единственные бойцы, способные хоть на какое-то противостояние потусторонней силе – Эль Диабло и Убийца Крок. Остальные – откровенно массовка. Зачем их собирали, почему среди всех злодеев выбрали именно их. Мотивации ноль. Про диалоги персонажей лучше вообще не начинать говорить, один перл ярче другого.
Что можно было сделать
В ситуации с “Отрядом самоубийц” нельзя не провести аналогию с “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” или на крайний случай с “Лигой справедливости”. У каждой из картин есть режиссерская версия, но на большие экраны и в прокат ушли студийные варианты, в которых вносились радикальные и влияющие на восприятие фильмов правки. К примеру, “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” полной версии Зака Снайдера значительно сильнее впечатляет, нежели основная версия. Равно как и “Лига справедливости” должна была получиться все такой же мрачной, как и основной мотив фильмов новой комикс-вселенной Warner Bros. Лента не должна была подстраиваться под комедийную матрицу фильмов Marvel Studios.
Вот и “Отряд самоубийц” очевидно отличается от режиссерского варианта. Но, к сожалению, мнение о фильме кардинальным образом не меняется, слишком уж большие проколы были с сюжетом. Хотя что-то все-таки можно было сделать.
Важной частью промоушена фильма было присутствие Джокера. Этот, казалось бы, беспроигрышный вариант должен был принести небывалый успех ленте. Собственно, во многом ход киноделов сработал – народ пошел в кинотеатры. Парни на Харли Куинн, девушки на Джокера в исполнении Джареда Лето. Но столь мизерное экранное и сюжетное время, отведенное клоуну-психопату, заставляет разводить руками. Все ждали, что вокруг Джокера будет крутиться весь сюжет, а его присутствие оказалось, как бы это поделикатнее выразиться, даже не второстепенным. Без Джокера события фильма происходили бы абсолютно в том же порядке, что и с ним. Влияние на сюжет минимальное. Обсуждать в данном случае образ самого персонажа бессмысленно. Джаред Лето сконструировал такой типаж, и он имеет место быть. Тем более основная проблема Джокера явно не в Лето.
Дайте людям их любимого персонажа, потанцуйте вокруг него. Причем необязательно делать его главным персонажем или антагонистом, достаточно было позволить ему серьезно влиять на ход событий.
Несостоятельность Warner Bros. в борьбе с Marvel ярко прослеживается в актерском составе “Отряда самоубийц”. На всю банду и остальных действующих лиц набралось всего три ярко выраженные голливудские звезды в лице Марго Робби, Уилла Смита и Джареда Лето. Да Кара Делевинь, которая только-только зарабатывает себе имя в мире кино. Хотите сравнить это с кастом “Мстителей”? Показательно, что в свое время в картине отказался сниматься Том Харди, которого непонятно зачем вообще хотели приплести к съемкам экранизации комиксов DC. Ведь это же Бэйн, забыли что ли? Эхо провала первой части, кстати, сказывается и на продолжении, потому что Уилл Смит наотрез отказался сниматься во второй части, хотя режиссерское кресло там занял Джеймс Ганн.
Сделайте свой каст максимально крутым, вы же вступили в битву кошельков, подкиньте монет и закройте этот пункт, чтобы зрители пошли заодно и на своих любимых актеров и актрис.
Создатели “Отряда” рисковали, выпуская свой неоднозначный проект, и не могли не ожидать негативных откликов. Но подготовленная под это подушка безопасности удивляет, слишком уж безответственно они отнеслись к провалу столь разафишированной картины. Не позаботившись о представлении новых действующих лиц, Warner Bros. особо рьяно и не защищали свое детище. Провал и провал – такое бывает. Хотя подобное отношение сильно бьет не только по карману студии, но и по творческим натурам создателей. Вряд ли режиссер Дэвид Эйр и члены его съемочной команды будут вносить “Отряд самоубийц” даже в виртуальное резюме своих работ. С актерами все понятно, они играли то, что им сказали: Марго Робби вообще выше всяких похвал, Уилл Смит тупо реинкарнировал образ из “Плохих парней”, Джаред Лето занялся импровизацией, остальные же артисты ясно понимали, что будут находиться в тени своих маститых коллег, так что волос на голове не рвали и звезд с неба не срывали. Но вот Дэвиду Эйру стоит в будущем пересмотреть свои отношения с крупными кинокомпаниями и вообще любой вариант производства громкого блокбастера. Повторения истории не захочет никто.
Защищайте свой продукт до конца, рассказывайте что и почему не вышло, будьте открытыми.
Отойти наконец от линий Бэтмена и Супермена было отличной задумкой студии Warner. Ход правильный, но крайне не продуманный. Столь яркая афиша обернулась не менее громким провалом, исправить который не получилось ничем. Возможно, стоило бы законсервировать задумку экранизации “Отряда самоубийц” подольше, чтобы публика успела остыть. Но нет, в 2021 году всех нас ждет сиквел с другим режиссером, с изменившимся актерским составом, без Джокера и Бэтмена. Вся надежда на Джеймса Ганна.
Оставалось загадкой будет ли какая-то взаимосвязь между “Хищными птицами” 2020 года и продолжением “Отряда самоубийц”? Ведь главная героиня всей этой эпопеи в лице Харли Куинн будет неизменно присутствовать на экране. В итоге связь была очевидной. WB еще попытаются поработать со своей киновселенной, но пока что очевидно, что уровень ее не дотягивает даже до средненьких по успеху проектов Marvel Studios.
Дима Кулинар
Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.