Кино

“Еретик” Скотта Бека и Брайана Вудса. Христианская проповедь через фильм ужасов

Важная задача для религиозной миссии – найти подход к определенной аудитории. Различные социальные группы требуют особых методов общения и поведения, чтобы найти ключик к их сердцам и обратить в свою веру. Встречается и неординарный подход, яркий пример тому – христианский рок, даже христианский панк. Но настоящим вызовом можно считать желание выйти с проповедью к людям, которых выделяют циничность и нигилизм. Как насчет фанатов хорроров? Разве можно достучаться до этих очерствевших сердец, которые любят видеть на экране море крови и изощренные убийства? Режиссеры Скотт Бек и Брайан Вудс убеждены, что можно, и посвятили этой дилемме полнометражный фильм “Еретик”.

Содержание

Проповедь

Начало картины вполне однозначно настраивает зрителя, что впереди его ждет череда саркастических нападок на христианскую церковь. Нетривиальные темы разговоров двух молодых миссионерш, зажатость и несуразность их поведения, откровенные издевки со стороны сверстников и почти тотальное равнодушие к их воззваниям со стороны обывателей.

Когда сюжет переносит нас в дом мистера Рида, которого сестра Барнс и сестра Пакстон собирались обратить в мормонское течение христианства, мы лишь убеждаемся, что авторы фильма “Еретик” определенно поставили себе цель разбить в пух и прах основные догматы и эксклюзивность библейской истории.

Интеллектуал и религовед Рид, пленивший своих гостий физически и ментально, поставил себе целью разоблачить их религию и пошатнуть веру, высмеять их приверженность не только к мормонскому течению, но и к христианству в целом. Причем, когда он обнаружил, что вера одной сестер непоколебима, Риду оказалось проще убить ее, чем продолжать вливать в девичьи уши потоки словесной желчи. И наоборот, он с еще большим напором пошел на ту, кто чуть ли не с самого начала их знакомства проявляла заметную рассеянность, слабую религиозную осведомленность и банально интеллектуальную ограниченность.

В моменте, когда Рид бравирует своими познаниями, доминирует с точки зрения осведомленности и начитанности, зритель начинает улавливать ту самую проповедь, которую закладывали Скотт Бек и Брайан Вудс. Очень убедительные и весьма саркастические доводы против христианства, конечно же, сеяли зерно сомнения, что в сестре Барнс, что в сестре Пакстон. Но Барнс, переваривая все сказанное мистером Ридом и при этом будучи сама весьма смышленой девушкой, очень бойко разбивает все аргументы собеседника. Ее вера не слепа, она со многими моментами своего вероучения не согласна и как любой христианин имеет долю сомнений, но все-таки остается непреклонна в основных постулатах и догматах.

Такая позиция Барнс фактически становится ее смертным приговором. Под стать многим христианским мученикам она, хоть и не была святой, но все-таки умерла за веру, не предав ее. Пакстон – другое дело. Ее сознание Рид пытался захватить особенно изощренно. Будучи очень эмоциональной, она на волне вспышек страха и отчаяния, словно апостол Петр, несколько раз отреклась от Христа, лишь бы ее миновала страшная участь. А потом настает момент личного катарсиса сестры Пакстон. Пережив пленение, кошмарные подвальные фокусы Рида и смерть близкой подруги, она оказывается лицом к лицу с маньяком, который почти сломил ее дух. Тогда-то девушка преображается и предстает в ином для зрителя образе.

Пакстон прямо и безапелляционно подтверждает Риду, что даже научные опыты доказали, что молитва не спасла больных смертельной болезнью людей. Они умерли так же, как и другая выборка людей, за которых не молились. И тут девушка одной фразой уничтожила всю язвительную риторику своего пленителя: “Но как приятно просто помолиться за другого человека…”

В этом вся суть христианства – сделать добро просто так, не ожидая ничего взамен ни от человека, ни от Бога, но тем самым погрев собственную душу, очистив ее, протерев от бытовых грехов, которыми мы все так или иначе пачкаемся. Вот она кричащая мысль всего фильма. Конечно же, для Рида такой поворот был неожиданным, стойкость веры проявилась и у второй девушки. А стало быть, ее тоже нужно отправлять в расход. Но с облегчением стоит признать, что это у него не вышло.

Сюжет

Две молодых прихожанки мормонской церкви, сестра Барнс и сестра Пакстон, активно занимаются привлечением новых членов своей церкви. Их миссия по обращению идет ни шатко ни валко. Интересующихся религией немало, но истинными адептами те не становятся. Атеизм правит баллом, а потребности в Боге у прагматичного человека все меньше и меньше. Барнс и Пакстон выглядят скорее как белые вороны среди сверстниц, поэтому неудивительно, что они подвергаются насмешкам и даже травле. Это их расстраивает, но веру не колеблет.

И вот однажды они навещают загадочного мистера Рида, англичанина, ведущего уединенный образ жизни, но яростно интересующегося религией. Задача девушек – обратить мужчину с пытливым умом именно в свою конфессию.

Вполне привычная для юных мормонок процедура не предвещала никаких проблем. Им открывает дверь своего одиноко стоящего дома приятный и улыбчивый дядечка, всем видом демонстрируя готовность общаться и обсуждать свою будущую религиозную принадлежность. Единственное, необходимо соблюсти важное правило обхода будущих адептов – если девушки-миссионерки пришли в дом к мужчине, то личное общение они могут продолжить только в присутствии жены.

Мистер Рид вполне убедительно рассказывает о своей жене, которая на кухне готовит черничный пирог, и этот довод окончательно разбивает барьер в общении между новыми знакомыми. Девушки проходят в дом.

Любопытный мужчина начинает непринужденную беседу и все больше располагает к себе сестер. Вкусные напитки, пирог: все располагает к приятной и продуктивной беседе. Но после очередной просьбы пригласить пообщаться жену сестра Барнс обнаруживает, что благоухание, которое они принимали за запах черничного пирога, оказался запахом ароматической свечи, имитирующей черничный пирог.

Миссис Рид тем временем все еще медлит со своим появлением, что усиливает тревогу. Окончательным предвестником грядущей беды становится запертая входная дверь, которую нельзя было открыть даже изнутри. Девушки вынуждены идти вглубь дома за долго не появлявшимся мистером Ридом, так как он унес их пальто, в одном из карманов которых хранился ключ от замка для велосипедов. Из города до дома мистера Рида около 4 миль, поэтому пешком это расстояние преодолевать весьма проблематично.

Наткнувшись на него в большой комнате библиотечного типа, девушки решили сохранять невозмутимый вид и стали откланиваться, так как им якобы поступил звонок о том, что необходимо срочно явиться в церковь. Проблема была в том, что дом обит по всему периметру железом, поэтому сигнал сотовой связи просто не добивает до комнат. Так мистер Рид уличил девушек во лжи, а они окончательно поняли, что оказались во власти этого человека.

Тогда-то и начинается бенефис мистера Рида, который стал погружать девушек в истоки своего интереса к религии и родившегося скептицизма по отношению к самым известным конфессиям. Разговор становится все более напряженным и угрожающим, а на прямые просьбы отпустить девушек Рид отвечает очередными замысловатыми словоизлияниями.

Словоблудием мужчина старается посеять у девушек сомнения в вере, все сильнее и сильнее давя морально и демонстрируя свое интеллектуальное и духовное превосходство. Апогеем этой напряженной беседы стало предложение сестрам выбрать одну из двух дверей, по которой они могут покинуть дом. Сомнений, что Рид продолжает их обманывать уже нет, но девушки вынуждены сделать выбор, чтобы хоть как-то тянуть время и искать способ покинуть клетку.

Естественно выбранная дверь не имела выхода, равно как и вторая дверь вела в то же самое пространство в подвале. В конечном итоге Рид объяснил сестрам, почему они их сюда заманил. Он хотел показать им чудо воскрешения. Для чего пригласил в подвал иссохшую и обезображенную женщину в тряпье, на которой поставил эксперимент – заставил съесть отравленный пирог, после чего женщина замертво рухнула на стол.

В этот же момент в дверь дома позвонили. Это был глава мормонского прихода, который весь вечер искал не явившихся обратно в церковь девушек. Пока Рид беседовал со старейшиной, девушки пытались выбраться, упустив из внимания отравившуюся женщину. Убедительно и без подозрений выпроводив очередного мормона, Рид возвращается к пленницам, предлагая продолжить эксперимент. В этот самый момент умершая женщина оживает и начинает произносить пророчества.

Сестры не верят этому фокусу и, заранее договорившись убить Рида ножом для вскрытия писем, начинают заговаривать своего пленителя. Но в самый ответственный момент, за секунду до того, как сестра Пакстон должна была ударить мужчину ножом, тот делает выпад первым и перерезает горло сестре Барнс.

Сестра Пакстон, казалось бы, окончательно падает духом, но убеждает себя начать интеллектуальную битву с Ридом, итогом которой становится раскрытие тайны его чудесного эксперимента. Само собой никто не оживал после отравления, это лишь инсценировка. Одна женщина действительно умирает от отравления, а вторая в момент, когда девушки пытались сбежать, убрала труп.

Страшные откровения продолжаются. Рид оказался маньяком, который организовал настоящую ферму, чтобы снова и снова устраивать этот концерт с воскрешением. Причем держал он этих женщин хоть и в клетках, но сугубо на основе их собственной воли. Запудрив беднягам мозг, он получил над ними власть и распоряжался их жизнями по своему усмотрению.

Во время беседы, которая по ощущениями должна была закончиться неминуемой гибелью сестры Пакстон, та, набравшись смелости, ранит Рида в шею, но это ей не особо помогает. Раненый тот все-таки всаживает в живот девушки нож. Делясь последними откровениями и держа нож у горла своей жертвы Рид не обращает внимание, что очнувшаяся сестра Барнс на последнем издыхании аккумулирует оставшиеся силы и берется за деревянную ножку с торчащими гвоздями. Взмах рук, и сошедший с ума религиозный фанатик обрушивается на пол, так и не закончив свою проповедь во славу Сатаны.

Жаль, что сестру Барнс это не спасло. Потеряв много крови, она все-таки умирает, но Пакстон получает шанс выбраться наружу.

Информация о фильме

Оригинальное название: Heretic
Год: 2024
Жанр: ужасы
Режиссеры: Скотт Бек, Брайан Вудс
Оператор: Чон Джон-хун
Сценаристы:  Хью Грант, Софи Тэтчер, Хлоя Ист, Тофер Грейс, Эль Янг, Джули Линн Мортенсен, Хэйли Хансен, Эль МакКиннон, Ханна Хаффман, Анеша Бэйли

Дима Кулинар

Главный редактор и основатель журнала Stone Forest. Все вопросы можно задать по почте editor@stoneforest.ru. Присылайте свои резюме.

Recent Posts

5 ошибок публичных выступлений

Выход на сцену - это волнующий момент, который может стать как триумфом, так и испытанием.…

13 минут ago

Aer – одни из лучших спортивно-офисных рюкзаков в мире

Брендов хороших, удобных и продуманных рюкзаков сегодня не так уж мало, но соперничать с Aer…

2 часа ago

История модели кроссовок New Balance 966

То, с какой внимательностью New Balance относится к созданию современных кроссовок для прогулок, можно увидеть…

2 часа ago

Кристофер Ллойд: биография, личная жизнь интересные факты

Любителям кино хорошо известен американский актер Кристофер Ллойд. Он сыграл огромное количество ролей, многие из…

3 часа ago

Skechers – проект, вдохновленный успехом Dr. Martens

Отношение к подобного рода юмору не у всех одинаковое. Поэтому настоятельно просим принять нашу точку…

5 часов ago

Глобальная защита от киберпреступлений

Страны ООН работают над созданием конвенции, направленной на борьбу с преступлениями, касательно использования информационных технологий.…

16 часов ago

This website uses cookies.