Один из самых узнаваемых лицедеев Соединенных Штатов, член четырех масонских лож и звезда черно-белых вестернов, в среднем снимавшийся в пяти фильмах за год. Джон Уэйн, в детстве одареный прозвищем Дюк – великий притворщик, гордый патриот и чуть ли не самый востребованный актер эпохи раннего звукового кино. Его почитали и стыдились, ставили в пример подрастающему поколению и люто презирали, в особенности сторонники левого политического крыла.
Роли Уэйна до сих пор разбирают в киношколах, даже несмотря на то, что первый и единственный «Оскар» большой Джон получил только за девять лет до своей безвременной кончины. Его биография – насыщенная событиями авантюрная повесть, о которой нашему авторскому коллективу не терпится вам рассказать. Заряжайте револьверы, джентльмены. Поездочка намечается жаркая.
Содержание
Будущий актер родился в провинциальном городке Уинтерсет, штат Айова, весной 1907-го. Его родители, строгие протестанты, нарекли малыша Мэрионом Робертом Моррисоном. Малец, воспитанный в семье ветерана Гражданской войны, исправно посещал занятия в местной школе и частенько пропадал на спортивной площадке. Кстати, Дюком его нарекли в честь эрдельтерьера, вместе с которым пацаненок постоянно шатался по улицам. В те годы атлетически сложенный парень с идеальными манерами и думать не думал о свете софитов и ковбойских нарядах – Мэрион только и мечтал, что продолжить военную династию, став лихим «морским котиком».
Однако в Военно-морскую академию США юношу не приняли. На выручку пришло увлечение американским футболом: круглого отличника, президента класса и знойного рубаху-парня наградили спортивной стипендией в Университете Южной Калифорнии. Что в середине двадцатых, что в наши дни, приверженность спорту остается весомым аргументом при распределении денежных пособий для покрытия затрат на высшее образование. Вооруженный довольствием 280 долларов в год, будущий Джон Уэйн отучился всего два курса и бросил ВУЗ. Всему виной стал критический перелом плеча во время катания на серфинге. С таким увечьем юноша не мог отстаивать честь университетской сборной и потому автоматически лишался права получать стипендию.
Оказавшись на улице с кучей долгов перед студенческим братством и администрацией кампуса, Мэрион неустанно искал работу, пока его не спас Том Микс – звезда немого кино и по совместительству ярый болельщик, часто мелькавший на студенческих лигах. Чудесным образом вчерашний голодранец оказался на съемочной площадке, где четыре года чередовал должностные обязанности реквизитора и статиста.
Только к 1930-му пареньку, перебивающемуся либо в массовке, либо на эпизодах, доверили главную роль в вестерне «Большая тропа» – феноменальном по меркам тех лет проекте стоимостью два миллиона долларов и снятом в широкоэкранном формате 35-мм. Фильм провалился в прокате, однако именно этот опыт открыл Мэриону дорогу к большому кино. К слову, невесть откуда взявшееся прозвище Джон Уэйн прилипло к актеру как раз во время производства «Тропы».
Следующие девять лет Уэйн играл в вестернах категории «Б». Попутно он подрабатывал каскадером, пробовал себя на ролях «поющих ковбоев» и неустанно практиковался в изображении крутого ганслингера. В эти моменты Джон подражал повадкам делового партнера Тома Микса по имени Уайет Эрп, известного маршала времен Дикого Запада. На площадке Уэйн подружился с легендарным режиссером Джоном Фордом, который впоследствии вызволит Джона из кабалы грошовых фильмов, восхваляющих романтику кольта и фронтира.
В 1939 году Форд выпускает «Дилижанс» – революционный вестерн, предлагавший зрителям не только любоваться круто сваренными перестрелками с апачами и погонями по прериям, но и пронаблюдать за комплексными отношениями разномастных главных героев, среди которых сильнее всех выделялся альтер-эго Джона Уэйна. Сыгранный им брутальный фермер Малыш Ринго отличался от коллег прямотой и честным взглядом типичного сельского мужика, что не могло не приглянуться изголодавшимся по харизматичным простакам американским обывателям.
После такого громогласного успеха заполучить Уэйна хотел практически каждый уважающий себя продюсер. Он снимался в эпичной «Красной реке» Говарда Хоукса, мелодраматичной «Черной команде» Рауля Уолша и в «В седле» Эдвина Л. Марина. Джон не забывал и о своем товарище Форде, вместе с которым они поставили хрестоматийные вестерны «Форт Апачи» и «Три крестных отца». Кроме того, лицедей активно светил лицом в военных лентах, призванных воспитать патриотические чувства у потенциальных бойцов-добровольцев.
Препирания Дюка с Министерством Обороны США в период Второй мировой – это отдельная повесть. Тридцатичетырехлетняя звезда экрана изо всех сил боролась с вышестоящими инстанциями за право защищать интересы родной страны с оружием в руках. К сожалению, ни возраст, ни травмы, полученные в отрочестве, не позволили актеру нацепить на себя солдатскую форму. Джон действительно хотел пойти на войну, и об этой неудаче вспоминал с горечью до самой смерти. Единственное, чем Уэйн мог поддержать ребят на тихоокеанском фронте, так это гастролями по госпиталям и съемками в батальном кино.
В свет уже вышли культовые «Искатели» и «Рио-Гранде», «Кавалеристы» и «Аламо», «Самый длинный день» и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». В послевоенные годы Уэйн продолжал появляться в вестернах Джона Форда, бегать по изрытому немецкой артиллерией пляжу Омаха и щеголять перед камерой в начищенной до блеска форме офицеров армии Севера.
Гонорары так и сыпались на голову рослого красавца: он выкуривал по шесть пачек сигарет в день, залпом высаживал целую бутылку виски и был большим любителем сорвать съемки из-за чрезмерных объемов принятого на грудь зелья. По слухам, даже водил романы с Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд. Впрочем, «официальная» личная жизнь Уэйна и без того кипела вовсю: он трижды побывал в браке и в общей сложности вырастил семерых детей.
Чем ближе папарацци подкрадывались к «королю вестернов», тем больше отрицательных черт его характера становились достоянием общественности. Он прослыл видным расистом, сексистом и гомофобом, чей гипер-патриотизм выбешивал всех вокруг. Он скандировал антикоммунистические лозунги и унижал демократов, что ни в коем разе не радовало Фрэнка Синатру, Кирка Дугласа и Монтгомери Клиффа. Он поддерживал кабинет Никсона, одобрял войну во Вьетнаме и даже снялся в парочке пентагоновских «агиток», восхваляющих массовое истребление партизан в джунглях чуть севернее Сайгона. Его называли нацистом, шовинистом и политической проституткой, но при всем при этом Уэйн никогда не терял лица перед объективом кинокамеры и в каждом новом проекте располагал к себе публику всех возрастов. Как ни крути, а дядя Джон считался эталоном мужественности и воплощением непокорного духа отцов-пилигримов, которые самоотверженно завоевывали неосвоенные земли западных Штатов двести с лишним лет назад.
Шутка ли, но на закате карьеры Джон даже умудрился сыграть Чингисхана в фильме «Завоеватель» 1956 года выпуска. То, что изначально позиционировалось как эпическое историческое полотно, на деле оказалось одним из самых провальных и постыдных проектов за всю историю существования Фабрики Грез. Наблюдать за тем, как наряженный в псевдомонгольское одеяние Дюк скачет на лошади по степным территориям Юты невозможно без смеха и слез. Однако даже подобный провал не отменяет главного: Джон Уэйн всегда остается Джоном Уэйном, ибо внешние данные и природный железный напор никогда не противоречили тому, что он изображает в кино.
Как ни прискорбно, но пристрастие к табаку и алкоголю пагубно отразилось на здоровье Уэйна. В середине шестидесятых звезде диагностировали рак легкого, только справившись с которым, врачи обнаружили у Джона онкологию желудочно-кишечного тракта. За это десятилетие Дюк успел перенести операцию на сердце, удаление ребра и великое множество осложнений, которые, тем не менее, не отгородили его от любимого ремесла – он продолжал сниматься в фильмах старой закалки с поистине титаническим рвением.
Уэйна не стало 11 июня 1979 года. Его пылкий нрав и противоречивые убеждения так и норовили поставить крест на карьере, особенно в эпоху Нового Голливуда, когда стареющие студийные лицедеи вынужденно уступили бразды правления молодым артистам из народа. За душой Дюка скопилось немало грешков, однако глупо отрицать тот неоценимый вклад, что он внес в американский кинематограф. На его работах выросло ни одно поколение патриотов, а ценности, что он проповедовал в массы, благоприятно влияли на шебутную молодежь. Уэйн – не самый выдающийся актер, но однозначно один из самых искренних и продуктивных стахановцев, что когда-либо озирались на нас с киноэкрана.
Однажды в фильме «Самый меткий» от Джона Уэйна потребовали выстрелить злодею в спину. Шестидесятидевятилетний Джон несколько раз прочитал сценарий и настоял на его тотальной переработке, так как за все свои сто шестьдесят фильмов он ни разу не атаковал плохих парней исподтишка. Только так, по его мнению, поступает настоящий мужчина и смелый ковбой – смотрит в лицо опасностям и никогда не лукавит, когда дело пахнет жареным. В этом был весь старина Дюк. Этим нам и запомнился легендарный Джон Уэйн.
*в материале использованы изображения с фотостока Depositphotos.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.