Авто

ЗИЛ-Э167: экспериментальный вездеход, который напугал Америку

Опытная модель грузового автомобиля повышенной проходимости была создана в единственном экземпляре. Ее тестировали в разных уголках Советского Союза, подвергая испытанию снежной целиной и раскаленной пустыней. Но, несмотря на выдающиеся внедорожные способности, ЗИЛ-Э167 серийным так и не стал.

Содержание

Бегущий «лось» №27

В конце 1950-х годов в Советском Союзе остро ощущалась нехватка машин повышенной проходимости, которые могли бы пригодиться как в нефтегазовой отрасли, так и в армии. И конструкторское бюро Завода имени Лихачева получило задание: создать универсальный вездеход для транспортировки грузов (не менее 3,5 тонн) и рабочих бригад (или же солдат).

За работу взялся легендарный Виталий Андреевич Грачев, человек, который создал много самых разнообразных автомобилей. Проект стартовал в ноябре 1962 года. Макет сделали быстро. В его основу лег грузовик ЗИЛ-135Л. Часть комплектующих взяли от других машин. И лишь небольшую часть агрегатов разработали с нуля. И уже 31 декабря того же года опытный образец был собран.

Испытания ЗИЛа-Э167 («Э» – экспериментальный) начались в новом 1963 году. Сначала шестиколесный грузовик обкатывали на полигоне в Подмосковье. А в феврале его из Москвы своим ходом отправили в Пермскую область. Конструкторам было важно понять, как грузовик будет справляться с зимним бездорожьем. И поэтому значительная часть пути была проделана им в обход трассы. Снежная целина не вызвала каких-то проблем. ЗИЛ-Э167 уверенно двигался вперед на скорости 8-10 км/ч. Также он взбирался на возвышенности в 42 градуса. Что касается бродов, то грузовик преодолевал даже те, глубина которых составляла 1,8 метра.

Борт ярко-оранжевого грузовика украшало изображение бегущего лося, а также номер 27. Этот номер – порядковый. ЗИЛ-Э167 являлся двадцать седьмым экземпляром Специального конструкторского бюро предприятия.

Угроза для США

«Бегущий лось» на протяжении года обитал в Пермской области. И только после самых разнообразных испытаний он вернулся в Москву. И вскоре ему дали новое задание – его загрузили заготовками для запчастей общим весом в четыре тонны и отправили на Сердобский машиностроительный завод, который располагался в Пензенской области. А затем ЗИЛ вернулся обратно, доставив на свое родное предприятие обработанные заготовки.

После этого ЗИЛ-Э167 еще несколько раз подвергали марш-броскам по самому суровому советскому бездорожью. После испытаний снегом его проверяли на выживаемость в раскаленных песках, топких болотах. И ЗИЛ справлялся. Он даже поучаствовал в строительстве нового нефтепровода Шаим – Тюмень. А чуть позже грузовик перебросили в самые труднодоступные таежные районы, где температура нередко опускалась до отметки в -40 градусов.

Тогда-то ЗИЛ-Э167 и заметили американские спутники. Там, за океаном, посчитали, что СССР испытывает некий новый военный вездеход. Аналитики ЦРУ предположили, что с их помощью Кремль планирует ударить по США, совершив марш-бросок через Арктику. Поскольку в те времена между странами шла «Холодная война», то в Америке отнеслись к этому очень серьезно. 

Технические характеристики

ЗИЛ-Э167 представлял собой огромный шестиколесный грузовик. Его длина составляла 9260 мм, ширина – 3130 мм, а высота – 3060 мм. Дорожный просвет в самой низкой точке (под кронштейнами подвески) – 750 мм, в самой высокой (под днищем) – 852 мм. Грузоподъемность автомобиля составляла 5 тонн. Топливные баки (всего 6 штук) вмещали в себя 900 литров горючего.

Что касается расхода, то на 100 километров пробега «бегущий лось» потреблял 100 литров. Грузовик оснащался парой бензиновых моторов с рабочими объемами 7 литров и выдававшими по 180 л.с. И они позволяли огромной машине (полная масса составляла 17 тонн) разогнаться по хорошей дороге до 70 км/ч.

Советский вездеход: единственный в своем роде

В передней части ЗИЛа находилась кабина, рассчитанная на четырех членов экипажа. Изготовлена она была из стеклопластиковых панелей и точь-в-точь копировала кабину вездехода ЗИЛ-135Л. За ней располагался дополнительный корпус, который можно было использовать как для перевозки грузов, так и людей. Его тоже сделали из стеклопластика. Всего в дополнительном корпусе грузовика могло разместиться четырнадцать человек с различным оборудованием или вооружением. Соответственно, салон получил остекление и теплоизоляцию.  Что же касается моторного отсека, то его создатели разместили над третьей осью, упаковав в специальных кожух.

Поскольку испытания вездеход прошел на «ура», им всерьез заинтересовались различные госпредприятия. Например, министерство нефтяной промышленности заказало Заводу имени Лихачева партию из десятка «лосей». Не осталось в стороне и министерство обороны. Оно захотело в качестве эксперимента взять для испытания два грузовика. Правда, военные попросили заводчан изменить размеры «сто шестьдесят седьмого». Дело в том, что его ширина была слишком велика для передвижения по обычным дорогам и мостам. И эта особенность вызывала у них сомнения по поводу целесообразности использования ЗИЛа.

Но вездеходу не суждено было стать серийный. Опытный образец так и остался единственным. И причин было несколько. Во-первых, началось производство гусеничного транспортера ГТ-Т, который мог не хуже ЗИЛа преодолевать самое разнообразное бездорожье. Да и в технике он был гораздо проще. Во-вторых, производство «бегущего лося» оказалось гораздо дороже, чем предполагалось. Тоже самое относилось и к эксплуатации, а также ремонту.

Главной бедой грузовика являлась гидростатическая трансмиссия. Она была сложной и капризной в содержании, особенно в условиях низких температур. К тому же требовала только качественного масла. В конечном итоге, от производства решено было отказаться. ЗИЛ-Э167 оказался слишком сложным и дорогим.

Павел Жуков

Recent Posts

Давай небанально? Топ-5 идей активного отдыха для пар

Свидание с любимым человеком всегда хочется сделать запоминающимся. Цветы, рестораны, свечи -- это все, конечно,…

16 часов ago

Подбор обуви для бега: советы на все случаи жизни

Бег — это не только популярный вид физической активности, но и эффективный способ укрепления здоровья…

16 часов ago

Фотографии Дональда Трампа до президентского поста

Родившийся и выросший в Нью-Йорке Дональд Трамп начал свою карьеру в семейной компании, которая занималась…

18 часов ago

Увлекательная история виски Северной Америки

В чем разница между ржаным, бурбонским и канадским виски? Пара сотен лет. Вы задаетесь вопросом,…

18 часов ago

История модели кроссовок Nike Air Max Zero

Про модель кроссовок Nike Air Max Zero говорят «первые перед первыми». Именно на основе скетча…

19 часов ago

«Когда мы начали идиотничать, ещё не было никаких панков»: как зарождался отечественный панк-рок

Расцвет панк-рока приходится на 70-ые годы. К концу 1976 года ряд исполнителей — New York…

20 часов ago

This website uses cookies.