Авто

ГАЗ-М1 – первый массовый автомобиль в СССР

Продолжаем рассказ о советском автопроме. Следующая легенда нашего машиностроительного производства – ГАЗ-М1. «Эмка» являлась гордостью советской промышленности.

Содержание

История создания

ГАЗ-М1 является еще одним проектом на основе лицензионного соглашения между Высшим советом народного хозяйства СССР и автопроизводителем Ford Motor Company. Он пришел на смену ГАЗ-А.

«Молотовец-первый» стал премьерным массовым автомобилем, разработанным полностью на автозаводе имени Молотова. Изначально планировалось, что данная машина станет копией модели Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года. Американский автогигант передает техническую документацию советской стороне, но создаваемый проект был не пригоден для эксплуатации в нашей стране. Тогда в дело включилось конструкторское бюро ГАЗа, которое возглавлял инженер Андрей Александрович Липгарт.

Первые 3 опытных образца представили уже в 1934 году. В 1936 году начинается первая опытная сборка, представленная затем руководству страны в Кремле. Выпускаться же ГАЗ стал с 1937 по 1943 года. М1 была спроектирована в 2 вариациях, легковой и грузовой.

Техническая характеристика

С самого начала советские конструкторы не собирались осваивать модель Ford в производстве, и тому было несколько причин. Первая из них была в том, что автомобиль был не пригоден для наших дорог, вторая заключалась уже в метрической системе. Все размеры на чертежах были в дюймах, и перевод в сантиметры потребовал бы огромного количества времени.

Отличия от «американца» были в двигателе, он был усилен до 50 лошадиных сил. Также изменения произошли в шасси, были заменены передние и задние рессоры с поперечных на 4 продольных. Модифицировали и колеса, заменив спицованные на штамповонные диски с увеличенной размерностью покрышек.

По современным меркам «Молотовец-первый» являлся машиной среднего класса. Колесная база составляла 2845 миллиметров, а длина самого автомобиля была 4665 миллиметров, ширина 1770 миллиметров, что позволяло себя довольно комфортно чувствовать внутри. Рама представляла собой два лонжерона коробчатого сечения, соединённых двумя Х-образными поперечинами, расположенными спереди и в середине, и двумя сзади.

Сердцем «Эмки» был четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель. Крутящий момент передавался, прополощи трехступенчатой коробки передач. Максимальная скорость составляла 105 км/ч.

Исторические и интересные факты

Во время Великой Отечественной войны автомобилем ГАЗ-61 пользовались маршалы Советского Союза К. К. Рокоссовский, Г. К. Жуков и И. С. Конев.
Получил печальную кличку «Черного ворона» в связи с тем, что использовался НКВД для арестов «врагов народа» в 1937-38 гг. на пике Сталинских репрессий.
В 1937 году ГАЗ-М-1 экспонировался на Всемирной промышленной выставке в Париже.
На его основе было разработано более 20 различных конструкций автомобилей (от обычных машин и артиллерийских тягачей до вездеходов и гоночных аппаратов).

Заключение

ГАЗ-М1 являлся самым массовым автомобилем середины 20 века. Выпущено было 62888 экземпляров. Стал первой машиной, которую можно было иметь в собственности. Стоимость составляла 10 тыс. рублей, а рядовой гражданин мог выиграть ее в лотерею. Но в основном машина являлась «наградной».

Паша Касета

Постоянный автор

Recent Posts

Всё о дафлкотах: что это такое, с чем их носить, и как выбирать

Дафлкот — это неформальное пальто из толстой ткани на основе шерсти, с продолговатыми застёжками-клыками, капюшоном…

19 часов ago

Бренд Lee Cooper — от рабочих комбинезонов до трендовых джинсов

Долгое время британский джинсовый бренд Lee Cooper всецело ассоциировался в Европе с деним-культурой и был…

20 часов ago

«Ярость». Запрещенная к печати книга Стивена Кинга

За свою долгую карьеру писателя Стивен Кинг порадовал своих читателей ни одним десятком книг и…

21 час ago

Burton Snowboards: история создания сноуборда

Можно сказать, что жизнь удалась, когда работа заключается в путешествиях на заснеженные горы для исследования…

21 час ago

Смартфоны-открытия России в 2025 году: когда средний класс становится сильнее

В 2025 году российский рынок смартфонов стал удивительно выгодным для покупателей: производители всё чаще предлагают…

1 день ago

Все стадионы Евро-2028

Евро-2028 окончательно обретает форму: объявлены девять арен, которые примут турнир в Великобритании и Ирландии. В…

1 день ago

This website uses cookies.