Разное

Вместо тысячи слов: искусство невербальной коммуникации

Добиться успеха в переговорах — важный шаг к личному и профессиональному росту. Часто мы не задумываемся о таких деталях, как поза, мимика или походка, не понимая, насколько они важны в общении. Эксперт по деловым коммуникациям Юлия Денисова делится своими лайфхаками, как правильно использовать невербальные сигналы, чтобы достичь целей и распознать скрытые знаки от собеседника.

Невербальное общение — это язык жестов, мимики и телесных контактов. По правилу «7%-38%-55%» Альберта Меграбяна, 55% информации мы передаем невербально (мимика и жесты), 38% — интонациями голоса, и только 7% — словами. Этот принцип подчеркивает, насколько важно правильно использовать невербальные сигналы.

Типы невербального общения

Мы применяем невербальное общение ежедневно, даже не подозревая, что оно может выдавать в нас неуверенность, страх, или, наоборот, решительность и настойчивость. О многом могут сказать:

  • Жесты. Это движения тела: например, скрещенные при разговоре руки, кивок головы. Важно понимать, что один и тот же жест в разных странах и культурах могут воспринимать по-своему. Знак «окей» (соединение большого и указательного пальцев) в США означает «все хорошо», а во Франции — «ничего не вышло» или «ноль».
  • Мимика. К ней относят спонтанные или произвольные движения лицевых мышц: улыбка, поджимание губ, нахмуривание бровей, сморщивание носа. Это главный канал передачи эмоций. Выражение лица отражает любые человеческие чувства — от радости и восторга до страха и гнева.
  • Взгляд тесно связан с мимикой. Он выражает эмоции и характер («добрые глаза», «безумный взгляд»). Зрительный контакт позволяет сократить психологическую дистанцию между собеседниками. С другой стороны, слишком долгий и пристальный взгляд может отпугнуть собеседника и доставить ему дискомфорт.
  • Позы. Положение тела во время общения — один из наименее контролируемых невербальных сигналов и нередко он выдает реальные эмоции человека. Психологи выделяют «открытые» (свободное положение ног, раскрытые ладони) и «закрытые» (скрещивание рук на груди, нога на ногу) позы. Первые говорят о доверии, комфорте, расположенности к общению. Вторые  — о недоверии, несогласии, напряжении, дискомфорте.

Однако важно отталкиваться от контекста. Например, если вы находитесь в холодном помещении, то независимо от того, как вы стараетесь расположить к себе человека, он может принимать закрытую позу (скрещенные руки, ноги) просто из-за холода, а не потому, что не доверяет вам.

  • Походка. Это стиль передвижения человека  — скорость, темп, длина шага, движения и положения тела. По этим параметрам определяют физическое и эмоциональное самочувствие, характер человека. Если человек подавлен, то скорее всего при ходьбе он опустит голову, будет сутулиться и передвигаться медленно.
  • Внешний вид. Первое впечатление о собеседнике формируется на основании того, как он выглядит, и во многом это будет определять восприятие слов человека. Одежда, прическа, макияж, украшения, аксессуары могут указывать на социальное положение, намерения оппонента (желание произвести хорошее впечатление или выделиться из толпы), умение соответствовать обстановке. Поэтому мы стараемся подбирать одежду согласно случаю.
  • Сенсорика  — этот тип невербалики основан на чувственном восприятии. К элементам сенсорики относят запахи, вкусы, звуки, осязание, зрительную информацию (то, что видим вокруг).

Однако существуют еще и паравербальные признаки  — это тембр голоса, темп речи, которые сопровождают устную речь. Одну и ту же фразу можно произнести разным тоном, из-за чего полностью меняется смысл сказанного. Они указывают на эмоциональное состояние человека и отражают смыслы, заложенные в речь. 

Примеры:

  1. Частная клиника развеивает аромат у стойки администратора, который создает особый настрой у клиентов.
  2. Если хотите поговорить с мужем на серьезную тему — приготовьте что-то вкусное (что он любил с детства). Этот запах и вкус уберет у него в психике защитную реакцию и задаст позитивный настрой.

Невербальное общение в межличностных отношениях

Мы все, даже не замечая, выбираем разные способы общения в зависимости от ситуации и цели. Вот несколько интересных моделей:.

Пристройка — СВЕРХУ «начальник-подчиненный», «родитель», «учитель».

Для этой пристройки характерно навязывание партнеру определённой дистанции, даже вопреки его желанию. Также свойственна медленная речь с выдержанными паузами. Паузы считываются собеседником как необходимость задуматься и осмыслить слова говорящего. Это ставит говорящего в позицию более осведомленного и умного человека, то есть в позицию «сверху».

Пристройка — СНИЗУ «ребёнок», «подчиненный», «ученик»

Когда вы в роли ученика или подчиненного, ситуация немного меняется. Здесь вы уступаете инициативу, даже если это не совсем комфортно. Поза становится сдержанной, взгляд  — неустойчивым, а интонация  —– заискивающей.

Пристройка – НА РАВНЫХ «сотрудничество» –  такая пристройка означает отсутствие пристроек «сверху» или «снизу»

А вот это уже про сотрудничество. Здесь нет места доминированию или подчинению. Все просто: расслабленная поза, естественное поведение, симметричные позы собеседников. Никто не пытается сбежать от контакта, и общение становится гармоничным и сбалансированным.

Почему важна оптимизация невербального общения?

Невербальное общение играет огромную роль в повседневной жизни. Оно помогает лучше понимать других и более эффективно выражать свои мысли. Вот несколько советов, как улучшить свои навыки невербального общения:

Переведите встречи в офлайн

Когда это возможно, встречайтесь лицом к лицу. В офлайн-формате легче наладить контакт и выразить свои мысли.

Репетируйте перед важными встречами

Контролируйте свое поведение и заранее продумайте, что хотите сказать, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Оценивайте невербальные знаки в комплексе

Не делайте выводы только по одному сигналу. Важно учитывать все: от выражения лица до жестикуляции.

Ищите несоответствия и задавайте вопросы

Обращайте внимание, если слова и невербальные знаки не совпадают. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять собеседника и развеять его сомнения.

Практикуйтесь

Развивайте насмотренность и эмоциональный интеллект. Замечайте свои эмоции и невербальные реакции, тренируйтесь подмечать мельчайшие сигналы от других.

Гостевой Аккаунт

Статьи наших друзей и партнеров. По вопросам сотрудничества пишите на info@stoneforest.ru

Recent Posts

ГАЗ-93: советский труженик

Почти на три десятилетия ГАЗ-93 закрыл потребность советского государства в грузовиках-самосвалах. За эти годы было…

4 часа ago

“Последний рубеж” Гари Фледера. Как Сильвестр Сталлоне в сценариста игрался

Сможете ли вы кого-то удивить, если скажете, что смотрели фильм с Сильвестром Сталлоне в главной…

2 дня ago

Родни Харрингтон. Персонаж сериала, в честь которого названа модель куртки

Куртка харрингтон, созданная в 1930-е годы английским брендом Baracuta, в 50-60-е годы была настоящей звездой…

2 дня ago

ГАЗ-24 – самый массовый автомобиль Горьковского автозавода

Пока парни из «Экспедиции Восход» отправились в свое новое путешествие, мы расскажем об их боевых…

2 дня ago

Dr. Martens 101 – путь от иконы скинхедов до коллаборации с Supreme

Ботинки с шестью проушинами для шнурков Dr. Martens 101 продвигают связь бренда с культурой модов…

2 дня ago

Осенний поцелуй после жаркого лета: новое комбо от PSW

Уже перевернули календарь и готовы к сезону дождей и теплых шарфов? По этому поводу сервис…

2 дня ago

This website uses cookies.