Центром развития авиации в Российской империи стала Одесса. В этом городе подобралась целая компания неравнодушных людей, занимавшихся развитием этого направления. Но отдельно стоит отметить Михаила Никифоровича Ефимова. Именно он стал первым дипломированным пилотом в Российской империи.
Содержание
Казалось бы, шансов добиться чего-то великого у Михаила было немного, ведь он являлся выходцем из самой обычной крестьянской семьи. Правда, было одно «но». Его отец — Никифор Ефимов — принимал участие в русско-турецкой войне. А после демобилизации все семейство перебралось в Одессу. Никифору повезло, он сумел устроиться слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли. Поэтому семья Ефимовых с финансовой точки зрения была относительно обеспеченной. Благодаря этому Михаил смог реализовать свои мечты в спорте. Он, как и большинство тогдашних одесских мальчишек, увлекался велосипедами. И все свободное время проводил на циклодроме.
Став совершеннолетним, Михаил смог поступить в Одесское железнодорожное техническое училище. Причем на престижную в то время специальность — электромеханик телеграфной связи. Окончив училище, он без проблем смог найти работу. А зарплата позволила вскоре приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам — техника крайне редкая и очень дорогая.
Но просто кататься по улицам Одессы, вызывая восторженные и завистливые взгляды у горожан, было не в характере Ефимова. Он начал участвовать в гонках. И в 1908 году стал чемпионом Российской империи. Но все же, Михаил Никифорович понимал, что не это являлось главной мечтой. Его манило небо.
В конце марта 1908 года в Одессе появился первый аэроклуб. Конечно, Михаил стал его завсегдатаем. И когда было принято решение о проведении первого для клуба полета на планере, его пилотом стал Ефимов.
Полет, занявший лишь несколько секунд, состоялся над одесским ипподромом. А планер буксировал автомобиль. Эксперимент прошел удачно. Ефимов тут же стал героем не только города, но и всей России. Благодаря этому в 1909 году Михаил отправился во Францию на, если так можно выразиться, повышение квалификации. Его учителем стал легендарный авиатор Анри Фарман. В заграничной командировке Михаил Никифорович сумел освоить передовые технологии, поскольку Франция на тот момент считалась главной страной в воздухоплавании.
Ефимов вернулся на родину в конце декабря 1909 года и первым в Российской империи получил диплом летчика. А в марте он совершил показательный полет над Одесским ипподромом. Посмотреть на это собралось свыше ста тысяч человек! Причем толпа не отпускала своего героя. И Михаилу Никифоровичу пришлось пять раз подниматься в воздух и даже брать с собой пассажиров. В конце праздника Ефимову подарили лавровый венок с лентой «Первому русскому авиатору». Спустя несколько недель он отправился в Ниццу, чтобы принять участие в международном соревновании летчиков. И, конечно, стал лучшим. На полученные призовые деньги он купил себе аэроплан и расплатился с долгами, которые Ефимов брал для обучения во Франции.
Вообще, Михаил Никифорович старался не пропустить ни одного международного соревнования. Поэтому флаг Российской империи поднимался и в Руане, и в Реймсе, и в Вероне, и в Будапеште, и во многих других европейских городах.
Ефимов одним из первых не только в России, но и в мире научился исполнять в воздухе сложные трюки, виражи и планирование с выключенным мотором. Мастерство пилота не осталось незамеченным. На него обратило внимание военное министерство. И вскоре Ефимов стал главным инструктором авиационной школы. Эту должность Михаил Никифорович занимал вплоть до начала Первой Мировой войны.
Когда же начались боевые действия, он подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Но только в апреле 1915 года Ефимов был зачислен в 32-й авиационный отряд. В его задачи входило совершение рейдов в тыл противника для фотографирования объектов и бомбометания. Но вскоре Михаила Никифоровича вновь вернули в авиационную школу. Руководство посчитало, что такой опытный человек должен обучать новобранцев. В ноябре Ефимов получил звание прапорщика. А за боевые вылеты он стал полным георгиевским кавалером.
В начале 1916 года Михаил Никифорович взялся за создание собственной крылатой машины. Но завершить начатое у него, к сожалению, не получилось. Учитывая сложную обстановку, его вновь вернули на фронт.
Еще в начале войны Ефимов примкнул к партии социал-демократов. В то время, кстати, многие авиаторы поддерживали революционное движение. Так что Михаил Никифорович не являлся белой вороной. В армии, конечно, знали о его «красном увлечении», но смотрели на это сквозь пальцы. Все-таки Ефимов являлся одним из лучших авиаторов во всей стране. А такими ценными кадрами в то сложное время не разбрасывались.
После Февральской революции авиатор получил место в комитете гидроавиации. Михаил Никифорович вел активную агитационно-пропагандистскую работу среди матросов и летчиков. И весной 1918 года, когда белым удалось занять Крым, его арестовали. В тюрьме Ефимов провел почти год – до тех пор, пока полуостров не захватили большевики. Но ситуация была слишком шаткой, к Крыму стягивались армии белогвардейцев, и большевикам пришлось оставить занятые позиции.
В Красной армии бывший авиатор служил водителем автоколонны. Во время отступления, в районе Херсона, машины застряли. И чтобы они не достались врагу, их сожгли. Ефимов пешком добрался до родной Одессы. Но вскоре в город нагрянули белые. Михаила Никифоровича арестовали. Последовало разбирательство и суд. На заседании первый авиатор Российской империи был приговорен к высшей мере наказания. Белогвардейцы не стали учитывать заслуг летчика, для них он являлся предателем, который переметнулся на сторону большевиков. И вскоре Ефимов был казнен. По одной из версий его в лодке вывезли на середину водоема, а потом приказали прыгнуть в воду. Как только Михаил Никифорович оказался за бортом, солдаты открыли по нему огонь.
В честь русского летчика названо несколько улиц, а также малая планета под номером 2754. Это решение было принято Международным планетным центром в 1988 году.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.