Центром развития авиации в Российской империи стала Одесса. В этом городе подобралась целая компания неравнодушных людей, занимавшихся развитием этого направления. Но отдельно стоит отметить Михаила Никифоровича Ефимова. Именно он стал первым дипломированным пилотом в Российской империи.

Михаил Никифорович Ефимов - Stone Forest

Сын крепостного крестьянина

Казалось бы, шансов добиться чего-то великого у Михаила было немного, ведь он являлся выходцем из самой обычной крестьянской семьи. Правда, было одно «но». Его отец — Никифор Ефимов — принимал участие в русско-турецкой войне. А после демобилизации все семейство перебралось в Одессу. Никифору повезло, он сумел устроиться слесарем в мастерские Русского общества пароходства и торговли. Поэтому семья Ефимовых с финансовой точки зрения была относительно обеспеченной. Благодаря этому Михаил смог реализовать свои мечты в спорте. Он, как и большинство тогдашних одесских мальчишек, увлекался велосипедами. И все свободное время проводил на циклодроме.

Став совершеннолетним, Михаил смог поступить в Одесское железнодорожное техническое училище. Причем на престижную в то время специальность — электромеханик телеграфной связи. Окончив училище, он без проблем смог найти работу. А зарплата позволила вскоре приобрести мотоцикл «Пежо». По тем временам — техника крайне редкая и очень дорогая.
Но просто кататься по улицам Одессы, вызывая восторженные и завистливые взгляды у горожан, было не в характере Ефимова. Он начал участвовать в гонках. И в 1908 году стал чемпионом Российской империи. Но все же, Михаил Никифорович понимал, что не это являлось главной мечтой. Его манило небо.

Пилот Михаил Ефимов - Stone Forest

Первый авиатор

В конце марта 1908 года в Одессе появился первый аэроклуб. Конечно, Михаил стал его завсегдатаем. И когда было принято решение о проведении первого для клуба полета на планере, его пилотом стал Ефимов.

Полет, занявший лишь несколько секунд, состоялся над одесским ипподромом. А планер буксировал автомобиль. Эксперимент прошел удачно. Ефимов тут же стал героем не только города, но и всей России. Благодаря этому в 1909 году Михаил отправился во Францию на, если так можно выразиться, повышение квалификации. Его учителем стал легендарный авиатор Анри Фарман. В заграничной командировке Михаил Никифорович сумел освоить передовые технологии, поскольку Франция на тот момент считалась главной страной в воздухоплавании.

Ефимов вернулся на родину в конце декабря 1909 года и первым в Российской империи получил диплом летчика. А в марте он совершил показательный полет над Одесским ипподромом. Посмотреть на это собралось свыше ста тысяч человек! Причем толпа не отпускала своего героя. И Михаилу Никифоровичу пришлось пять раз подниматься в воздух и даже брать с собой пассажиров. В конце праздника Ефимову подарили лавровый венок с лентой «Первому русскому авиатору». Спустя несколько недель он отправился в Ниццу, чтобы принять участие в международном соревновании летчиков. И, конечно, стал лучшим. На полученные призовые деньги он купил себе аэроплан и расплатился с долгами, которые Ефимов брал для обучения во Франции.

Вообще, Михаил Никифорович старался не пропустить ни одного международного соревнования. Поэтому флаг Российской империи поднимался и в Руане, и в Реймсе, и в Вероне, и в Будапеште, и во многих других европейских городах.

Летчик Михаил Ефимов - Stone Forest

Ефимов одним из первых не только в России, но и в мире научился исполнять в воздухе сложные трюки, виражи и планирование с выключенным мотором. Мастерство пилота не осталось незамеченным. На него обратило внимание военное министерство. И вскоре Ефимов стал главным инструктором авиационной школы. Эту должность Михаил Никифорович занимал вплоть до начала Первой Мировой войны.

Когда же начались боевые действия, он подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Но только в апреле 1915 года Ефимов был зачислен в 32-й авиационный отряд. В его задачи входило совершение рейдов в тыл противника для фотографирования объектов и бомбометания. Но вскоре Михаила Никифоровича вновь вернули в авиационную школу. Руководство посчитало, что такой опытный человек должен обучать новобранцев. В ноябре Ефимов получил звание прапорщика. А за боевые вылеты он стал полным георгиевским кавалером.

В начале 1916 года Михаил Никифорович взялся за создание собственной крылатой машины. Но завершить начатое у него, к сожалению, не получилось. Учитывая сложную обстановку, его вновь вернули на фронт.

Авиатор Михаил Ефимов - Stone Forest

Ефимов за большевиков

Еще в начале войны Ефимов примкнул к партии социал-демократов. В то время, кстати, многие авиаторы поддерживали революционное движение. Так что Михаил Никифорович не являлся белой вороной. В армии, конечно, знали о его «красном увлечении», но смотрели на это сквозь пальцы. Все-таки Ефимов являлся одним из лучших авиаторов во всей стране. А такими ценными кадрами в то сложное время не разбрасывались.

После Февральской революции авиатор получил место в комитете гидроавиации. Михаил Никифорович вел активную агитационно-пропагандистскую работу среди матросов и летчиков. И весной 1918 года, когда белым удалось занять Крым, его арестовали. В тюрьме Ефимов провел почти год – до тех пор, пока полуостров не захватили большевики. Но ситуация была слишком шаткой, к Крыму стягивались армии белогвардейцев, и большевикам пришлось оставить занятые позиции.

В Красной армии бывший авиатор служил водителем автоколонны. Во время отступления, в районе Херсона, машины застряли. И чтобы они не достались врагу, их сожгли. Ефимов пешком добрался до родной Одессы. Но вскоре в город нагрянули белые. Михаила Никифоровича арестовали. Последовало разбирательство и суд. На заседании первый авиатор Российской империи был приговорен к высшей мере наказания. Белогвардейцы не стали учитывать заслуг летчика, для них он являлся предателем, который переметнулся на сторону большевиков. И вскоре Ефимов был казнен. По одной из версий его в лодке вывезли на середину водоема, а потом приказали прыгнуть в воду. Как только Михаил Никифорович оказался за бортом, солдаты открыли по нему огонь.

В честь русского летчика названо несколько улиц, а также малая планета под номером 2754. Это решение было принято Международным планетным центром в 1988 году.