Стратегические ракеты, способные поражать цели на территории страны-противника, выпускаются в нашей стране с конца 1940-х годов. Эволюция их шла по пути наращивания дальности полета, и к 1957 году появилась модель Р-7, способная при взлете с территории СССР долететь до США. Это был огромный прорыв как в вооружении, так и в космонавтике. Но ракета была несовершенна – она готовилась к пуску 32 часа и находилась в заправленном состоянии не более 8 часов. Армии остро требовались образцы вооружения с длительным сроком хранения, и конструкторская мысль двигалась дальше.
Содержание
В конце 1950-х годов началась разработка ракеты Р-16. Руководители проекта торопились – хотели успеть к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 24 октября 1960 года произошла катастрофа, погибло по разным данным до 126 человек. В советской прессе говорить об этом случае начали только в перестройку.
В конце 1958 года начался Берлинский кризис, один из самых сложных эпизодов холодной войны в Центральной Европе. Советскому руководству особенно остро потребовались силовые аргументы. Когда Хрущеву доложили о возможностях ракеты Р-16, он высоко оценил перспективы и отметил, что при успехе проекта “оборона страны будет поставлена на прочную основу”.
Созданием нового образца занималось КБ Янгеля, которому дали все необходимое, в том числе, наработки в СКБ-385, связанные с морской тематикой. В то же время от бюро четко потребовали начать летно-конструкторские испытания в 4-м квартале 1960 года и приступить к серийному выпуску ракет в 1962 году.
К испытаниям готовились обстоятельно. На Байконуре возвели большой комплекс новых сооружений и стали ждать прибытия ракеты. Ее заводские испытания закончились в августе 1960 года, и в конце сентября на полигоне уже был первый образец. Со стороны министерства обороны процессом руководил главком РВСН Неделин, за техническую часть отвечал главный конструктор ОКБ-586 Янгель.
Высшее руководство страны внимательно следило за подготовкой, на полигон несколько раз звонили и Хрущев, и Брежнев. В СССР было принято посвящать большие достижения каким-то важным календарным датам. Приближалось 24 октября, поэтому работы велись круглосуточно. Госкомиссия назначила пуск на 19:00 23 октября.
Старт в назначенное время не состоялся – за полчаса до него несанкционированно запустился двигатель второй ступени. Работы остановили, и 24 октября началось с устранения найденных дефектов. Со стороны конструкторов Госкомиссии доложили о необходимых доработках, требовавших длительного времени. От них отказались.
Некоторые специалисты возражали и говорили об опасности манипуляций с заправленной ракетой. Один из очевидцев вспоминал, как Неделин сказал: “Что я буду говорить Никите?” И приказал дорабатывать стоящее на старте изделие.
Главкому РВСН нужно было показать отсутствие страха и уверенность в своих решениях. Для этого он сел на стул в 17 метрах от ракеты, то есть на нулевой отметке. Рядом с ним находились и остальные руководители проекта. Люди действительно оказались сплочены большой целью. На стартовой площадке собралось около 250 человек, в то время как непосредственные работы выполняли только 100 из них.
Обратный отсчет времени завершиться не успел – вновь несанкционированно заработал двигатель второй ступени. От появившейся огненной струи оказались разрушенными баки с топливом и окислителем первой ступени. Пламя шло лавиной примерно 20 секунд, и потом еще два часа догорали останки ракеты и окружающие строения. Только после этого у спасателей появилась возможность приблизиться к месту катастрофы.
На ракете были установлены кинокамеры, которые автоматически включались при запуске второй ступени. Они сработали как положено и засняли все, что происходило на стартовом столе. Пламя распространялось концентрическими кругами, из него в разные стороны разбегались горящие люди.
Из находившихся рядом со стартовой площадкой в живых практически никого не осталось. В момент взрыва погибло 74 человека, большинство из которых были военнослужащими. Почти столько же оказалось в числе раненых. Маршал Неделин погиб, и на Западе это происшествие стали называть “Катастрофой Неделина”.
Янгель чудом остался жив – его спасло курение. Главный конструктор не хотел подавать подчиненным плохого примера и отошел в курилку. Вместе с ним спаслись еще два конструктора – Иосифьян и Богомолов. Существует версия о том, что они пытались уговорить Янгеля остановить работы на полной топлива ракете.
У многих из оставшихся в живых были серьезные ожоги. Трудным оказался и процесс опознания погибших, настолько сильно их обезобразил огонь. Того же Неделина смогли идентифицировать по погону маршала, остановившимся при взрыве часам и начавшей плавиться звезде Героя Советского Союза. В следующие несколько месяцев в медицинских учреждениях умерло еще 4 обожженных человека, и жертв оказалось 78. Это официальная цифра, расходящаяся с мнением некоторых участников событий, которые существенно увеличивают ее.
Правительственная комиссия оказалась точна в установлении причин катастрофы – она произошла из-за грубого нарушения мер безопасности. После серьезнейшей работы над ошибками в феврале 1961 года Р-16 была поднята в воздух, хотя и не достигла цели. Нормально летать ракеты этой модели начали в августе 1962 года, и уже через два месяца их приняли на вооружение.
Официальных сообщений о катастрофе не было. Свидетелям трагедии и родственникам погибших советовали говорить о том, что произошла авиакатастрофа или несчастный случай. Прах Неделина захоронили у Кремлевской стены рядом с Курчатовым.
Однако западные СМИ узнали о случившемся и начали писать о смерти главкома РВСН с примерно сотней человек при неудачных испытаниях ракеты еще до конца 1960 года. В последующие годы информацию подтверждали и дополняли шпионы и сбежавшие диссиденты. В СССР о взрыве Р-16 на испытаниях и его последствиях впервые в 1989 году написал, конечно же, “Огонек”. В 1994 году в архивах были найдены и опубликованы касающиеся трагедии материалы.
В гонке вооружений взрывы ракет на подготовке к старту происходили и у нас, и у американцев. Однако катастрофа 1960 года на Байконуре стала наиболее крупной по числу жертв за всю историю ракетостроения.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.