Катастрофа 1960 года на космодроме Байконур памятник

Стратегические ракеты, способные поражать цели на территории страны-противника, выпускаются в нашей стране с конца 1940-х годов. Эволюция их шла по пути наращивания дальности полета, и к 1957 году появилась модель Р-7, способная при взлете с территории СССР долететь до США. Это был огромный прорыв как в вооружении, так и в космонавтике. Но ракета была несовершенна – она готовилась к пуску 32 часа и находилась в заправленном состоянии не более 8 часов. Армии остро требовались образцы вооружения с длительным сроком хранения, и конструкторская мысль двигалась дальше.

Содержание


В конце 1950-х годов началась разработка ракеты Р-16. Руководители проекта торопились – хотели успеть к очередной годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 24 октября 1960 года произошла катастрофа, погибло по разным данным до 126 человек. В советской прессе говорить об этом случае начали только в перестройку.

Р-16

В конце 1958 года начался Берлинский кризис, один из самых сложных эпизодов холодной войны в Центральной Европе. Советскому руководству особенно остро потребовались силовые аргументы. Когда Хрущеву доложили о возможностях ракеты Р-16, он высоко оценил перспективы и отметил, что при успехе проекта “оборона страны будет поставлена на прочную основу”.

Созданием нового образца занималось КБ Янгеля, которому дали все необходимое, в том числе, наработки в СКБ-385, связанные с морской тематикой. В то же время от бюро четко потребовали начать летно-конструкторские испытания в 4-м квартале 1960 года и приступить к серийному выпуску ракет в 1962 году.

Лавина огня

К испытаниям готовились обстоятельно. На Байконуре возвели большой комплекс новых сооружений и стали ждать прибытия ракеты. Ее заводские испытания закончились в августе 1960 года, и в конце сентября на полигоне уже был первый образец. Со стороны министерства обороны процессом руководил главком РВСН Неделин, за техническую часть отвечал главный конструктор ОКБ-586 Янгель.

Высшее руководство страны внимательно следило за подготовкой, на полигон несколько раз звонили и Хрущев, и Брежнев. В СССР было принято посвящать большие достижения каким-то важным календарным датам. Приближалось 24 октября, поэтому работы велись круглосуточно. Госкомиссия назначила пуск на 19:00 23 октября.

Старт в назначенное время не состоялся – за полчаса до него несанкционированно запустился двигатель второй ступени. Работы остановили, и 24 октября началось с устранения найденных дефектов. Со стороны конструкторов Госкомиссии доложили о необходимых доработках, требовавших длительного времени. От них отказались.

Некоторые специалисты возражали и говорили об опасности манипуляций с заправленной ракетой. Один из очевидцев вспоминал, как Неделин сказал: “Что я буду говорить Никите?” И приказал дорабатывать стоящее на старте изделие.

Главкому РВСН нужно было показать отсутствие страха и уверенность в своих решениях. Для этого он сел на стул в 17 метрах от ракеты, то есть на нулевой отметке. Рядом с ним находились и остальные руководители проекта. Люди действительно оказались сплочены большой целью. На стартовой площадке собралось около 250 человек, в то время как непосредственные работы выполняли только 100 из них.

Обратный отсчет времени завершиться не успел – вновь несанкционированно заработал двигатель второй ступени. От появившейся огненной струи оказались разрушенными баки с топливом и окислителем первой ступени. Пламя шло лавиной примерно 20 секунд, и потом еще два часа догорали останки ракеты и окружающие строения. Только после этого у спасателей появилась возможность приблизиться к месту катастрофы.

На ракете были установлены кинокамеры, которые автоматически включались при запуске второй ступени. Они сработали как положено и засняли все, что происходило на стартовом столе. Пламя распространялось концентрическими кругами, из него в разные стороны разбегались горящие люди.

Катастрофа Неделина

Из находившихся рядом со стартовой площадкой в живых практически никого не осталось. В момент взрыва погибло 74 человека, большинство из которых были военнослужащими. Почти столько же оказалось в числе раненых. Маршал Неделин погиб, и на Западе это происшествие стали называть “Катастрофой Неделина”.

Янгель чудом остался жив – его спасло курение. Главный конструктор не хотел подавать подчиненным плохого примера и отошел в курилку. Вместе с ним спаслись еще два конструктора – Иосифьян и Богомолов. Существует версия о том, что они пытались уговорить Янгеля остановить работы на полной топлива ракете.

У многих из оставшихся в живых были серьезные ожоги. Трудным оказался и процесс опознания погибших, настолько сильно их обезобразил огонь. Того же Неделина смогли идентифицировать по погону маршала, остановившимся при взрыве часам и начавшей плавиться звезде Героя Советского Союза. В следующие несколько месяцев в медицинских учреждениях умерло еще 4 обожженных человека, и жертв оказалось 78. Это официальная цифра, расходящаяся с мнением некоторых участников событий, которые существенно увеличивают ее.

Правительственная комиссия оказалась точна в установлении причин катастрофы – она произошла из-за грубого нарушения мер безопасности. После серьезнейшей работы над ошибками в феврале 1961 года Р-16 была поднята в воздух, хотя и не достигла цели. Нормально летать ракеты этой модели начали в августе 1962 года, и уже через два месяца их приняли на вооружение.

Официальных сообщений о катастрофе не было. Свидетелям трагедии и родственникам погибших советовали говорить о том, что произошла авиакатастрофа или несчастный случай. Прах Неделина захоронили у Кремлевской стены рядом с Курчатовым.

Однако западные СМИ узнали о случившемся и начали писать о смерти главкома РВСН с примерно сотней человек при неудачных испытаниях ракеты еще до конца 1960 года. В последующие годы информацию подтверждали и дополняли шпионы и сбежавшие диссиденты. В СССР о взрыве Р-16 на испытаниях и его последствиях впервые в 1989 году написал, конечно же, “Огонек”. В 1994 году в архивах были найдены и опубликованы касающиеся трагедии материалы.

В гонке вооружений взрывы ракет на подготовке к старту происходили и у нас, и у американцев. Однако катастрофа 1960 года на Байконуре стала наиболее крупной по числу жертв за всю историю ракетостроения.