Гардероб

Shibu-Kaji: американский кэжуал в Токио

Термин “Shibu-Kaji”(“сибу-кадзи”) — это сокращенная версия словосочетания “Shibuya casual”. Кэжуал — это повседневный стиль одежды, а Сибуя (Шибуйя) — это название одного из наиболее оживленных районов Токио и его центрального делового округа. Округ Сибуя имеет репутацию эпицентра моды и ночной жизни, именно там предпочитает развлекаться продвинутая токийская молодежь. Стиль Shibu-Kaji сформировался там как одно из ответвлений более широкого направления amekaji (“амекадзи”) — это сокращение от “american casual”, что означает японскую интерпретацию американского повседневного стиля одежды и быта.

Содержание

Как все начиналось

Стильная молодежь “распробовала” Сибую в конце 1980-х. Центральная улица округа стала излюбленным местом прогулок для детишек из благополучных семей: в социальной иерархии их семейства принадлежали как минимум к верхушке среднего класса, их родители неплохо зарабатывали, а сами детки учились в престижных школах, после которых им было гарантировано поступление в частный университет. Естественно, такие подростки могли позволить себе регулярные инвестиции в свой внешний вид и развлечения.

Одевались они действительно в повседневном стиле. Но это была новая недешевая, качественная одежда, доступная далеко не всем и имевшая очень мало общего с обычной школьной униформой. Уличные фотографы с удовольствием снимали “Shibu-Kaji zoku” (так на японском назывались приверженцы стиля Shibu-Kaji), а их портреты, опубликованные в модных журналах, становились для ровесников образцом для подражания.

Наиболее известным ответвлением Shibu-Kaji стал стил Kirekaji (кирекадзи), что буквально означает “аккуратный повседневный”. Это практически офисные, предельно элегантные луки — которые, однако, не теряли креативного обаяния стрит-стайла.

С социологической точки зрения та молодежь принадлежала ко второму поколению Dankai, то есть ко второй волне японских бэби-бумеров. Элемент “zoku” (“дзоку”) в словосочетании “Shibu-Kaji zoku” означал бунт, неприятие общепринятых ценностей. Исторически эта японская молодежная субкультура стала последней, к которой применялся термин “zoku”. Во всех последующих его место занял элемент “kei” (“кей”), что обозначает не сопротивление, а вкус, стиль.

Гардероб Shibu-Kaji

Классикой стиля считаются джинсы Levi’s 501 jeans, застегнутые на все пуговицы рубашки от Brooks Brothers, строгие блейзеры темных расцветок, университетские свитера, минималистичные лоферы и аксессуары с монограммой. По сути, это вневременная классика, в которую можно одеваться до сих пор. Даже сегодня одежду Shibu-Kaji уместно носить и на шопинг, и на свидание, и на работу — но конкретно к началу 1990-х и конкретно в Японии она смотрелась особенно остромодно.

Этот стиль стал культурным мостиком между Японией и США. Имидж Shibu-Kaji имитировал внешний вид студентов Лиги Плюща (восьми наиболее элитных американских вузов). Однако на американцах их университетская одежда сидела как влитая, а японцы приветствовали оверсайз: намеренно широкие плечи и предельно свободный крой.

Кроме того, в этой манере одеваться японцы ориентировались также и на французов с их небрежной элегантностью, и как ни странно — на гранж. Из гранжа они позаимствовали любовь к эклектике и неожиданным сочетаниям, а также принцип “Главное — не что ты носишь, а как ты это носишь”.

Влияние Shibu-Kaji

В середине 1980-х японцы были твердыми сторонниками тотал-луков. Если на тебе джинсы определенного бренда — значит, ремень, рубашка, джемпер и шарф тоже обязаны быть того же бренда. Когда Shibu-Kaji отверг это правило, это сказалось не только на внешнем облике токийской молодежи, но и на розничной торговле. Монобрендовые бутики внезапно утратили свое очарование: покупатели захотели увлекательных квестов по десяткам магазинов за день в поисках идеального ансамбля.

Байеры повадились летать в США в сезон распродаж и закупаться там ассортиментом Wrangler, Ray-Ban, Lee, Banana Republic, GAP и Polo Ralph Lauren, а также униформой спортивных команд и кроссовками в дисконтах. Так получилось дешевле, а главное — намного быстрее, чем оформлять традиционным путем заказы сезонных коллекций для розничных магазинов. В Японию все это перевозили в ручной клади, которая на английском называлась “hand carry” — а челноки, которые занимались такими перевозками, получили в японском языке прозвище “hando” (“хандо”). Такая система поставок еще больше подогревала ажиотаж вокруг Shibu-Kaji, приводила в действие сарафонное радио и давала модникам стимул прибежать в магазин первыми после поступления очередной партии. А американские продавцы через некоторое время раскусили принцип работы системы и ввели ограничение на количество товара, отпускаемого в одни руки.

Вторая волна

Развитие розничной торговли привлекало в Сибую все больше молодежи со всех районов Токио и из других городов. В результате толпа на улицах стала еще более разнородной, а изначальное понимание стиля Shibu-Kaji несколько размылось. Однако ролевыми моделями для стильной молодежи продолжали оставаться американцы, в первую очередь калифорнийские серферы. Из хип-хоп культуры японцы с удовольствием позаимствовали массивные серебряные цепи, а главной иконой стиля из мира музыки для них тогда были рокеры Guns’N’Roses.

Увы, из США токийские модники скопировали не только внешний облик, но и агрессивно-деструктивную манеру поведения. В некогда спокойной, благополучной Сибуе появились молодежные банды, которые имитировали поведение гангстеров из голливудских фильмов (и выглядели соответствующе). Район от этого не стал менее модным или менее привлекательным — просто там теперь надо было проявлять повышенную осторожность.

Финал эпохи

Shibu-Kaji стал детищем экономического бума, когда благосостояние населения было достаточно высоким. Однако в 1991 году японский фондовый рынок рухнул, национальная экономика в одночасье просела, и большинство модников уже не могло себе позволить себе бездумные траты на вещички от “хандо”.

Пик продаж в секторе моды пришелся в Японии на 1991 год: тогда стильной одежды, обуви и аксессуаров было распродано в общей сложности на 19.88 миллиардов йен. После обрушения бирж многие магазины вынуждены были скоропостижно закрыться. Однако те, что смогли выжить, стали практиковать более осознанный и дальновидный подход к закупкам. Впоследствии торговые точки наподобие Beams, Ships или United Arrows, куда раньше стекались поклонники Shibu-Kaji, смогли переформатироваться под другие стилевые направления и стали стабильными игроками токийской модной розницы.

Shibu-Kaji был ориентирован на верхние, состоятельные слои общества. Благодаря ему в общественном сознании закрепилось правило: определенные предметы гардероба следует приобретать только у определенных брендов. Именно это направление стало фундаментом для той феерии уличного стиля, что наблюдается в Японии по сей день.

Яша Горкин

Recent Posts

Футболист Пол Гаскойн. Великий дебошир по прозвищу «Газза»

В нашем с вами любимом виде спорта хватает игроков, которые, помимо прекрасной игры, успевали отличаться…

9 часов ago

INNER. – достойное продолжение Antonioli

Сделать универсально хороший магазин невозможно — разные категории покупателей требуют разного подхода. Особенно это заметно…

10 часов ago

От простого мастера до культового писателя. В чём феномен Ирвина Уэлша

«Клей», «Дерьмо», «Экстази», «На игле» – нет, это не просто набор названий, это названия книг,…

10 часов ago

Cheap Monday – путь от секонд-хенда до бренда одежды

Шведский бренд Cheap Monday начался как секонд-хенд в пригороде Стокгольма. Основатели придумали логотип, где на…

12 часов ago

Как бразильцы перевернули игру в мини-футбол

Бразилия — родина мини-футбола. Именно в этой стране придумали мини-футбол таким, каким мы его знаем…

20 часов ago

Николай «Ебошер» Терехов – МС раз**ба

Николай Терехов по кличке «Ебошер» родом из города Макеевка и был частым участником уличных драк.…

22 часа ago

This website uses cookies.