Гардероб

Shibu-Kaji: американский кэжуал в Токио

Термин “Shibu-Kaji”(“сибу-кадзи”) — это сокращенная версия словосочетания “Shibuya casual”. Кэжуал — это повседневный стиль одежды, а Сибуя (Шибуйя) — это название одного из наиболее оживленных районов Токио и его центрального делового округа. Округ Сибуя имеет репутацию эпицентра моды и ночной жизни, именно там предпочитает развлекаться продвинутая токийская молодежь. Стиль Shibu-Kaji сформировался там как одно из ответвлений более широкого направления amekaji (“амекадзи”) — это сокращение от “american casual”, что означает японскую интерпретацию американского повседневного стиля одежды и быта.

Содержание

Как все начиналось

Стильная молодежь “распробовала” Сибую в конце 1980-х. Центральная улица округа стала излюбленным местом прогулок для детишек из благополучных семей: в социальной иерархии их семейства принадлежали как минимум к верхушке среднего класса, их родители неплохо зарабатывали, а сами детки учились в престижных школах, после которых им было гарантировано поступление в частный университет. Естественно, такие подростки могли позволить себе регулярные инвестиции в свой внешний вид и развлечения.

Одевались они действительно в повседневном стиле. Но это была новая недешевая, качественная одежда, доступная далеко не всем и имевшая очень мало общего с обычной школьной униформой. Уличные фотографы с удовольствием снимали “Shibu-Kaji zoku” (так на японском назывались приверженцы стиля Shibu-Kaji), а их портреты, опубликованные в модных журналах, становились для ровесников образцом для подражания.

Наиболее известным ответвлением Shibu-Kaji стал стил Kirekaji (кирекадзи), что буквально означает “аккуратный повседневный”. Это практически офисные, предельно элегантные луки — которые, однако, не теряли креативного обаяния стрит-стайла.

С социологической точки зрения та молодежь принадлежала ко второму поколению Dankai, то есть ко второй волне японских бэби-бумеров. Элемент “zoku” (“дзоку”) в словосочетании “Shibu-Kaji zoku” означал бунт, неприятие общепринятых ценностей. Исторически эта японская молодежная субкультура стала последней, к которой применялся термин “zoku”. Во всех последующих его место занял элемент “kei” (“кей”), что обозначает не сопротивление, а вкус, стиль.

Гардероб Shibu-Kaji

Классикой стиля считаются джинсы Levi’s 501 jeans, застегнутые на все пуговицы рубашки от Brooks Brothers, строгие блейзеры темных расцветок, университетские свитера, минималистичные лоферы и аксессуары с монограммой. По сути, это вневременная классика, в которую можно одеваться до сих пор. Даже сегодня одежду Shibu-Kaji уместно носить и на шопинг, и на свидание, и на работу — но конкретно к началу 1990-х и конкретно в Японии она смотрелась особенно остромодно.

Этот стиль стал культурным мостиком между Японией и США. Имидж Shibu-Kaji имитировал внешний вид студентов Лиги Плюща (восьми наиболее элитных американских вузов). Однако на американцах их университетская одежда сидела как влитая, а японцы приветствовали оверсайз: намеренно широкие плечи и предельно свободный крой.

Кроме того, в этой манере одеваться японцы ориентировались также и на французов с их небрежной элегантностью, и как ни странно — на гранж. Из гранжа они позаимствовали любовь к эклектике и неожиданным сочетаниям, а также принцип “Главное — не что ты носишь, а как ты это носишь”.

Влияние Shibu-Kaji

В середине 1980-х японцы были твердыми сторонниками тотал-луков. Если на тебе джинсы определенного бренда — значит, ремень, рубашка, джемпер и шарф тоже обязаны быть того же бренда. Когда Shibu-Kaji отверг это правило, это сказалось не только на внешнем облике токийской молодежи, но и на розничной торговле. Монобрендовые бутики внезапно утратили свое очарование: покупатели захотели увлекательных квестов по десяткам магазинов за день в поисках идеального ансамбля.

Байеры повадились летать в США в сезон распродаж и закупаться там ассортиментом Wrangler, Ray-Ban, Lee, Banana Republic, GAP и Polo Ralph Lauren, а также униформой спортивных команд и кроссовками в дисконтах. Так получилось дешевле, а главное — намного быстрее, чем оформлять традиционным путем заказы сезонных коллекций для розничных магазинов. В Японию все это перевозили в ручной клади, которая на английском называлась “hand carry” — а челноки, которые занимались такими перевозками, получили в японском языке прозвище “hando” (“хандо”). Такая система поставок еще больше подогревала ажиотаж вокруг Shibu-Kaji, приводила в действие сарафонное радио и давала модникам стимул прибежать в магазин первыми после поступления очередной партии. А американские продавцы через некоторое время раскусили принцип работы системы и ввели ограничение на количество товара, отпускаемого в одни руки.

Вторая волна

Развитие розничной торговли привлекало в Сибую все больше молодежи со всех районов Токио и из других городов. В результате толпа на улицах стала еще более разнородной, а изначальное понимание стиля Shibu-Kaji несколько размылось. Однако ролевыми моделями для стильной молодежи продолжали оставаться американцы, в первую очередь калифорнийские серферы. Из хип-хоп культуры японцы с удовольствием позаимствовали массивные серебряные цепи, а главной иконой стиля из мира музыки для них тогда были рокеры Guns’N’Roses.

Увы, из США токийские модники скопировали не только внешний облик, но и агрессивно-деструктивную манеру поведения. В некогда спокойной, благополучной Сибуе появились молодежные банды, которые имитировали поведение гангстеров из голливудских фильмов (и выглядели соответствующе). Район от этого не стал менее модным или менее привлекательным — просто там теперь надо было проявлять повышенную осторожность.

Финал эпохи

Shibu-Kaji стал детищем экономического бума, когда благосостояние населения было достаточно высоким. Однако в 1991 году японский фондовый рынок рухнул, национальная экономика в одночасье просела, и большинство модников уже не могло себе позволить себе бездумные траты на вещички от “хандо”.

Пик продаж в секторе моды пришелся в Японии на 1991 год: тогда стильной одежды, обуви и аксессуаров было распродано в общей сложности на 19.88 миллиардов йен. После обрушения бирж многие магазины вынуждены были скоропостижно закрыться. Однако те, что смогли выжить, стали практиковать более осознанный и дальновидный подход к закупкам. Впоследствии торговые точки наподобие Beams, Ships или United Arrows, куда раньше стекались поклонники Shibu-Kaji, смогли переформатироваться под другие стилевые направления и стали стабильными игроками токийской модной розницы.

Shibu-Kaji был ориентирован на верхние, состоятельные слои общества. Благодаря ему в общественном сознании закрепилось правило: определенные предметы гардероба следует приобретать только у определенных брендов. Именно это направление стало фундаментом для той феерии уличного стиля, что наблюдается в Японии по сей день.

Яша Горкин

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

15 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

16 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

20 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

21 час ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

22 часа ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

1 день ago

This website uses cookies.