Интерес к панку как к особому феномену в музыке и прочих видах искусства сохраняется по сей день. Например, на «Винзаводе» проходит выставка «Панк-культура. Король и Шут» от Planet9, Яндекс Афиши и Плюс Студии, посвященная не только культовой группе, но и именам, которые стояли у истоков панка. Среди них Игги Поп, Сид Вишес, Джейми Рид, Вивьен Вествуд и другие. Интерес к панку заметен в поп-культуре. Молодые хип-хоп артисты обращаются к эстетике движения, а некоторые даже называют себя панками — например, американский рэпер Playboi Carti. Панк-культуру пытаются осмыслить и в кинематографе. Про уже упомянутую группу «Король и Шут» сняли сериал на Кинопоиске, трагической судьбе Янки Дягилевой посвящен фильм «На тебе сошёлся клином белый свет», а документальный фильм о группе The Stooges Джима Джармуша популярен на стриминговых сервисах.
Безусловно, у западного и отечественного панка много параллелей. Однако российская панк-сцена изначально обладала неустойчивой культурной идентичностью, так как не только боролась с российским рок-мейнстримом, но и дистанцировалась от западного панка.
«Это — типичная история всех великих культурных движений.
Дай им определение — и они умирают. Они умирают в момент их определения.
И панк в этой стране [имеется в виду Великобритания] умер в тот момент, когда ему дали определение».
Пенни Рэмбо, основоположник анархо-панка и движения DIY
После того, как панк распространился по всему миру, стало понятно, что он неразрывно связан с национальным контекстом. Несмотря на заимствование с Запада, в России формировались уникальные художественные языки панка, аутентичные своему конкретному моменту. У отечественных панков не было цели бороться с коммерциализацией рок-н-ролла. Они, скорее, стремились к более радикальной культурной автономии рок-сообщества. Кроме того, так называемый «русский панк» имел внутренние противоречия и не был однородным явлением. С середины 1980-х годов он разбился на множество самых разных, зачастую изолированных и нередко антагонистических сцен.
На Западе панк возник как протест против культуры взрослых, которая была представлена серьезной рок-музыкой, потерявшей свой бунтарский дух. В Советском Союзе в конце 1970-х годов ситуация была иной. Сама по себе рок-музыка находилась в глубоком подполье, поэтому о протесте и речи не шло. Однако неформальная сцена, находясь в поиске культурной автономии, порождает специфическую антиэстетику, которая впоследствии превратится в панк. В первую очередь к этой сцене относилось движение ленинградских некрореалистов, в которое на ранних его этапах входил Андрей Панов — одна из главных фигур отечественной панк-сцены. Основой философии некрореалистов было утонченное «дуракаваляние».
В основном это были молодые люди, которые не испытывали восхищение западной культурой и носили классические советские бренды, но в причудливой своеобразной манере. Например, строгий пиджак одевался на тельняшку, галстук на голое тело, а длиннополый плащ дополнялся кроссовками и женским шарфом. Некоторые дополняли свой яркий образ самодельными украшениями, советскими значками и вообще всем, что можно было на себя нацепить. Среднестатистический гражданин реагировал на таких персонажей негативно, однако молодых людей нисколько не смущали осуждающие взгляды. Единственным способом законной борьбы с ними был закон о тунеядстве, но и его «пришить» было сложно, так как многие «бездельники» числились в ПТУ или работали дворниками. Некоторые из них открыли для себя музыкальные инструменты и принялись сочинять достаточно простую музыку с незамысловатыми текстами, что сильно отличало их от советских рок-музыкантов.
Андрей «Свинья» Панов был одним из них. В 1979 году он создал группу «Автоматические удовлетворители» (АУ). Музыкальный критик Артемий Троицкий указывает на то, что АУ удачно совместили в своем творчестве элементы западного панка и философию универсального нигилизма с отечественной традицией уличного фольклора. Современный слушатель, скорее всего, отнесет АУ к постпанку. Сам Панов панком себя не считал:
«Панк-люди — это там, а здесь — вонючки малорослые. Мы не музыканты и не считаем себя ими, не позируем».
Панов обладал репутацией хулигана и алкоголика, чье эпатажное поведение привело к тому, что АУ были фактически исключены из официальной тусовки ленинградского рока. Выступали они преимущественно на квартирниках. Запись одного из них, позднее названная «Первый приезд в Москву», стала первым панк-альбомом в СССР.
В 1981 Виктор Цой, который периодически играл на басу в «Автоматических удовлетворителях», собрал группу «Гарин и гиперболоиды». Коллектив нехотя приняли в Ленинградский рок-клуб из-за их «панковсти» — безыдейности и граничащей с примитивизмом простоты музыки. В начале 1980-х годов этого было достаточно, чтобы группа стала считаться панковской. В 1982 году группа стала называться «Кино». В тот же год выходит альбом «’45», в котором появляется «Бездельник» — неофициальный гимн потерянного поколения начала 1980-х.
В тот же период на квартирниках с песнями собственного сочинения выступал один из прародителей русского панка Петр Мамонов. В его песнях музыкальный минимализм перемешивается с практически театральной эстетикой выступления и довольно радикальными для того времени текстами, повествующими о нелегкой доле обитателя городского дна.
«Бездельники» вели маргинальный образ жизни и это, безусловно, сближает их с панкам на Западе. Музыкальный продюсер Олег Коврига утверждал, что «мамоновское пьянство было поистине чемпионским», а Панов прямо заявлял, что в его жизни есть две вещи — «пить и петь». Маргинализация и музыкальный минимализм были двумя аспектами раннего советского панка. Уловив общий настрой британского панка первой волны, советские панки проигнорировали ее политический контекст. В отличие от панков на Западе, «бездельники» не пытались бороться с системой, предпочитая находиться вне ее.
«Еще не вполне Европа, но уже — относительно наследования традиций — далеко не Россия. Европа ближе. Россия реальней. В общем, хороший альбом. Оптимально для тех, кому Янка-Егор чересчур «гружено», а Тараканы — слишком попсово».
Музыкальный критик Иван Граммофонов об альбоме «ГексАген»
С приходом к власти в СССР Юрия Андропова начинается «закручивание гаек». Милиция разгоняет неформальные собрания, в число которых все чаще начинают попадать рок-концерты. Власти хотят защитить социалистическую мораль.
В Ленинграде появляются коллективы, которые смело называют себя панками. Прежде всего это группы «Народное ополчение», «Отдел самоискоренения» и «Объект насмешек», которые предстали перед зрителями в классических панк-образах — в кожаных куртках, рваных джинсах, с торчащими волосами.
Центром политизации русского панка становится Сибирь. В 1984 году Егор Летов и Константин Рябинов основывают группу «Гражданская оборона». Они уходят от карнавальной эстетики Панова и Мамонова и берут на вооружение ярость, напор и искренние эмоции. Песни Летова полны эпатажа, иронии, сарказма и ненависти к «послушному большинству». Русский панк перестал быть просто «дуракавалянием». Теперь он, как и западный, активно противостоял государству и обществу. Именно в этот период отечественные панки разделились на протестных, таких как «ГрОБ», и политически индифферентных, как «Король и Шут» и «Тараканы!».
В 1990-х панк стал тяготить к металлической сцене. В 1996 году «Корпорация тяжелого рока», возглавляемая лидером группы «Коррозия металла» Сергеем «Пауком» Троицким, начала выпуск первой коммерческой серии отечественных панк-компиляций «Панк-революция». В разное время на «Панк-революции» выходили «АЗЪ», «Пурген», «Ышо-Ышо», «Король и Шут», «Четыре Таракана» (позже — «Тараканы!»), «Чудо-Юдо».
В 1990-х западный панк был источником вдохновения для молодых исполнителей. Они стремились сделать панк модным и это достаточно быстро окупилось. Так, песня «Тараканов» прозвучала в телерекламе «Сникерса», а композиция «Прыгнуть со скалы» группы «Король и Шут» в 1998 году возглавила чарты «Нашего радио». Причем сама группа в 1999 году при аншлаге дала сольный концерт в ДК «Юбилейный» — самом большом концертном зале Санкт-Петербурга.
Однако панки первой волны воспринимают новых исполнителей негативно, считая их неаутентичными и вторичными. «Гражданская оборона» выпускает кавер на песню Иосифа Кобзона «И вновь продолжается бой» в ответ на превращение панка в стиль, который лишь заимствует западную эстетику. Многие группы в тот период находились в поиске родного «народного» языка, чтобы дистанцироваться от западного панка. Одной из таких был «Сектор Газа». Коллектив набрал популярность в среде гопников, которые были традиционными антагонистами панков и прочих неформалов.
В нулевые государство всё более централизованное стало чаще попадать под критику русских панков. В 2001 году «Последние танки в Париже» записывают альбом «ГексАген», который критики назвали остросоциальным. В тот период панк-сцена делилась на успешный коммерческий панк, безыдейный «колхозный» алко-панк и хардкор, который обратился к западному саунду. Некоторые политизированные группы, такие как «ЙОРШ» и «Индульгенция», впоследствии стали представлять анархо-хардкор тусовку.
Русский панк всегда имел множество внутренних противоречий. В нем множество разных голосов из различных регионов. Многие из них отказываются признать свою принадлежность к сцене и культуре панка в целом. Это их роднит с Sex Pistols, которые никогда панками себя не называли, считаясь при этом одними из основателей движения. Здесь вспоминаются слова Пенни Рэмбо о том, что панк — уникальный жанр, который лишен самоопределения.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.