Сколько бы ни оправдывали Роберта Льюиса Стивенсона, будто его рассказ “Маркхейм” никак не связан с романом Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, но связь очевидна. Непонятно, почему это должно оскорблять шотландского писателя и умалять его литературный талант. Свое произведение он очевидно написал под вдохновением от культового труда своего русского коллеги. И ничего предосудительного здесь нет. Это в определенной степени дань уважения Достоевскому.
При этом прямой связи между героями двух произведений нет: Маркхейм не есть Раскольников. Это разные люди, причем по многим аспектам. Главный из которых – одного убийства для Маркхейма было достаточно. Его нужда в деньгах затмила рассудок, ненависть к алчному и язвительному ростовщику сняла все запреты. Маркхейм разрешил себе убийство ужасного по его мнению человека, после чего в душе осознал, что больше не сможет себе позволить подобную вольность. Выглядит, как будто он что-то попробовал, ему не понравилось и он отказался от этого. Но вышло все значительно сложнее и не сравнимо с экзистенциальными терзаниями Родиона Раскольникова.
Маркхейм находится на перепутье. Он не закостенелый грешник, не ужасный убийца и вор. Он весьма набожный, религиозный человек, который прекрасно отдает себе отчет о природе добра и зла. Но внутренняя слабость и помрачение ума приводят его в дом скупщика антиквариата, к которому мужчина регулярно захаживал прежде. Продавая дорогие семейные реликвии, Маркхейм не решал главной проблемы – он не мог ими грамотно и правильно распорядиться. Герой рассказа играет на бирже, чтобы получить хорошую сумму денег для реализации собственных планов. Правда раз за разом терпит неудачу. Каждый последующий финансовый крах загонял Маркхейма все глубже в долговую яму. А спасителем в этой неприятной ситуации становился отвратительный и неприятный лично антиквар, который не мог просто купить вещь, а непременно отвешивал порцию колкостей.
В последний раз ростовщик дошутился. Конечно, Маркхейм заранее спланировал ограбление и убийство, но если бы антиквар вел себя немного сдержаннее, то, возможно, все закончилось бы менее трагично. Сама сцена убийства описана Стивенсоном просто великолепно. Он умудрился весьма динамично описать событие, произошедшее в очень стесненной обстановке, фирменно придав произошедшему волнительную ауру.
Не менее волнительными получились и душевные терзания Маркхейма, который очень быстро растерял свою самоуверенность и обрушился в душевные терзания. Являясь все-таки представителем светлой стороны, он не мог простить себе переступания запретной линии. Хотя мужчина прекрасно осознавал, что прикончил откровенную сволочь, да и сам находился в крайней нужде. Удовлетворение этой нужды непременно помогло бы ему реализовать все свои благие намерения относительно окружающих людей, в том числе и с целью благотворительности. Именно с такими увещеваниями он обращался сначала к себе, а потом к появившемуся незваному гостю.
Этот незваный гость показался Маркхейму дьяволом, бесом, кем угодно, кто пришел обличить в совершенном грехе и окончательно погубить его душу. Но такой погибели Маркхейм сам себе не желал. Отчаянно отнекиваясь, что выбрал темную дорожку, главный герой изливается в высокопарных речах, лишь бы убедить пришедшего потустороннего незнакомца в своей принадлежности стороне добра. В ответ он получает весьма дельное предложение: убить служанку антиквара, которая вот-вот зайдет в дом. Впереди будет целая ночь, чтобы скрыть все улики, поэтому никто и никогда не догадается, что произошло. В награду Маркхейм смог забрать все деньги ростовщика.
Заманчивая идея должна была покоробить главного героя, заставить совершить еще одно убийство, что стало бы подтверждением – никаких исключений больше не будет, преступление не будет последним. Своеобразная проверка на вшивость, которую Маркхейм благородно проходит. Он не только отказался от плана убийства ни в чем неповинной женщины, но и обличает себя в страшном преступлении, за которое скорее всего поплатится жизнью.
Да, история умалчивает, что было дальше. Но признательные показания определенно гарантируют Мархейму казнь. С этой казнью ему будет гарантировано кое-что еще – избавление от нужды и связанных с ней тревог. Он добился чего хотел. Наличие денег не избавляло мужчину от проблем, так как банкноты и монеты испарялись, а нужда появлялась снова. Смерть же обрубает все эти терзания.
В завершении остается понять, кто же явился Маркхейму посреди ночи, чтобы обличить кровавый грех? Ответ кроется в самом конце рассказа, когда главный герой окончательно принимает решение ограничить свой послужной список убийцы на одном трупе. Незваный гость неожиданно будто просиял в счастливой улыбке. Когда казалось, что какой-то бес или демон пытается хладнокровно утопить душу Маркхейма во грехе, предлагая тому спасения за зло, на деле мы видим, что все это было испытанием. К совершившему преступление мужчине явился представитель света, задача которого была проверить беднягу на степень падения его нравов. И как только Маркхейм убеждает своего сверхъестественного приятеля в своей непоколебимости относительно следования по пути добра, наступает всеобъемлющее и всезаражающее умиротворение.
А вот кто именно явился Маркхейму, это решайте сами, можно пофантазировать: был ли это ангел, олицетворенная совесть или же сам Бог.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.