За него мне предлагали 85 000 руб. Чего только ни сделают люди из допущений, что ты можешь продать друга…
В 2019-м моему драгоценному Чиполлино исполнилось 60 лет. Похоже, он не пропустил ни одной вахты: сначала украшал ёлку в доме моего детства в Севастополе, а потом переехал в Ленинград – в город, где когда-то родился сам.
Содержание:
У вас есть любимая марка… ёлочных игрушек? Нет? У меня их две и первая называется КУЛЬТИГРУШКА.
Артель с таким названием когда-то находилась на Рощинской улице в Ленинграде и делали там ни кабы что, а стеклянные, расписные ёлочные игрушки. Во второй половине 50-х изделия этой «марки» были чудо как хороши. Вы и сами знаете до чего дошёл прогресс в этой области – не одно поколение россиян выросло на иноземной моде. Тем, кому меньше сорока, трудно понять, что же так привлекает в этих хрупких фигурках коллекционеров и исследователей.
История русской ёлочной игрушки интересная, поучительная и… грустная, ведь вместе с её производством мы утратили несколько традиций сразу.
Память и связь поколений крепче, если поддерживается материальными свидетельствами. Единение достигается и через присутствие в каждом доме схожих предметов, трогающих память, сердце и душу. Не в каждой советской семье хранились дедовы награды или прабабушкины серебряные ложки, но украшения для ёлки были у всех. Вместе с самыми ценными раритетами под Новый год из коробки извлекались семейные легенды и добрая память. Впрочем, и сегодня, в доме, где живёт настоящая семья, на почётном месте оказываются любимые игрушки, а не импортные или модные…
Никто не заставлял советского человека покупать такие же игрушки, «как у соседа». Не было дефицита этих товаров как и однообразия в дизайне. Не было давления парткома, трудового коллектива и тем более рабской психологии, которую стало модно высматривать в советском прошлом. Ёлочные игрушки объединяли людей так же, как книги Каверина или журнал «Юность». После выхода на экраны популярных фильмов на ёлках заблестели часы из фильма «Карнавальная ночь» (со стрелкой на без пяти двенадцать), в своё время появились игрушки-космонавты, дирижабли, спутники. Люди не только хотели что-то праздновать одновременно, они хотели чувствовать себя в этот день единым народом.
Как любой предмет, нагруженный смыслом, игрушка покупалась взрослыми со знанием дела (эстетические соображения нередко уступали место педагогическим). Целые наборы игрушек по сказкам Пушкина и Родари становились предметами гордости родителей. Мы помним сказки нашего детства ещё и потому, что их герои красовались на самом главном домашнем сооружении в самый волшебный праздник в году. Дошкольники знали, как выглядят овощи и фрукты, животные и птицы, грибы и даже национальные одежды народов нашей страны.
На сайте Citywalls, созданном питерскими энтузиастами (ценителями архитектуры), приводится историческая справка.
“В 1930-е гг. производством ёлочных украшений занималась входившая в Всекопромсовет артель «Изокульт». Она располагалась в Апраксином дворе на Мариинской линии. Кроме украшений из стекла и ваты тут выпускались барельефы вождей, игры и куклы. Цех по производству стеклянных ёлочных украшений в 1939 г. находился на Рощинской ул., 15. В 1940 г. «Изокульт» продолжила свою деятельность по старым адресам, а вот на Рощинской ул. 15 уже работала входящая в систему Ленкультпромсоюза артель «Культигрушка». Производство: ёлочные украшения. массовая скульптура и лабораторное оборудование. (Весь Ленинград на 1940 г. С. 192)… Артель «Изокульт» закрылась в 1947 г. Явилась ли артель «Культигрушка» родоначальником фабрики ёлочных украшений, пока установить не удалось.
В 1968 г. Фабрика ёлочных украшений на Рощинской 8 вошла в Производственное объединение «Ленинградская игрушка» (см. Московский пр., 25), а в 1970 г., после реорганизации производственного объединения, стала филиалом. С этого времени её название «Ленигрушка. Филиал №2 ёлочные украшения».
В 1992 г. ЛПО «Ленигрушка» было приватизировано, было создано АОЗТ (потом ЗАО) «Орбита», ставшее правопреемником предприятия. Оно было ликвидировано в 2010 г., само производство ёлочных украшений скорее всего прекратилось ещё раньше”.
Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранит редкие фотографии, в том числе, того самого производства, на котором в конце 50-х годов родился мой Чиполлино. Остаётся загадкой, каким образом удавалось добиться точности воспроизведения качества для этого вида изделий? Крупносерийное производство – и такие одинаковые игрушки одной серии (а не партии). В них множество мелких деталей, у каждого предмета своя уникальная раскраска. Каким образом удавалось сделать стеклянную игрушку доступной простому советскому человеку, если только не за счёт низкой (?) оплаты труда работников? (Процесс производства стеклянной ёлочной игрушки описан в статье на сайте любителей раритетов.)
Можно ли найти сегодня красивую игрушку? Можно. На развале во Владимирском Пассаже в Питере мне встречались коллекционные наборы и авторские изделия ручной работы. У нижегородской фабрики «Ариэль» есть свой интернет-магазин. Просто полюбоваться можно на выставках и в музее ёлочной игрушки, который находится в подмосковном городе Клин (ул. Староямская, дом 4).
История стеклянной ёлочной игрушки не оставляет места для споров о роли личности в Истории. В ремёслах уход мастера означает утрату технологии. Либеральная революция разрушила не только систему ценностей постсоветского человека, но и преемственность созидания в цепи поколений. То, что не было уничтожено Войной, погибло «под колёсами прогресса». В стране-победителе стеклянная викторианская ёлочная игрушка канула в Лету, а вот немцы пронесли её через войны, раздел и объединение Германии.
Вторая моя любимая марка ёлочных украшений носит гордое имя Krebs.
История немецкой компании Krebs Glass Lauscha (Германия) – пример того, как немецкая предприимчивость и национальная солидарность сохранили традицию, рабочие места и лидерство.
Стеклодувным районом Германии с XII века является Тюрингия. В 1597 году в городе Лауша (герцогства Захсен-Кобург) Кристоф Мюллер и Ханс Грайнер основали первый стекольный завод. В 1847 году Ханс Грайнер младший начал изготавливать стеклянные игрушки в форме фруктов, печенья, орехов и шаров. Изнутри изделия серебрили (поначалу ртутно-свинцовым соединением), выглядели они волшебно, но были тяжелыми. Особый указ о признании новогодних шаров от Грейнера официальным рождественским украшением поддержал его дело, но в 1870 году Луи Грайнер-Шолотфегер отлил первую тонкостенную игрушку и покрыл изнутри нитратом серебра. Постепенно тяжёлые шары из разноцветного стекла, а также изделия, покрытые воском или лаком, отошли в прошлое. У ремесленного очага прочно обосновались стеклодувы. Игрушка стала лёгкой, изящной и к середине XIX века необычайно разнообразной (около 5000 форм).
По существу, немцы были монополистами в этом деле, пока на заре века XX их не потеснил производитель бус из чешского города Яблонец. Однако вплоть до начала Второй Мировой войны слава Лауши шла впереди имён своих трудолюбивых горожан. После раздела Германии город оказался на территории Восточной Европы, частные стекольные заводы отошли государству, но благодаря энтузиастам сохранилось несколько мелких производств. Среди мастеров развернулась конкуренция: одни были талантливыми художниками, другие – искусными придумщиками глазурей и технологических приёмов. Столицей ёлочного царства вскоре стал город Нойштадт в Западной Германии.
После падения Берлинской Стены большая часть компаний в Лауше снова перешли в частные руки. Им предстояло конкурировать не только с соседями по континенту, но и с Индией, Мексикой, США, Колумбией и Китаем. К 1992 году ведущее предприятие Лауши VEB Thüringer Glasschmuck (1300 сотрудников) оказалось на грани банкротства.
К этому времени у западногерманского производителя игрушек Krebs Glas уже были современные заводы в Розенхайме (Германия) и Розуэлле (штат Нью-Мексико, США). Но всё же основатели решили выпускать высококачественные изделия, используя методы ручного труда. И где же это лучше делать, как не на родине стеклянных рождественских украшений, где живут самые опытные стеклодувы в мире?
Как сообщает сайт компании, Krebs Glas Lauscha GmbH была основана в ноябре 1991 года после приватизации VEB Thüringer Glasschmuck. Спустя шесть недель работы (в январе 1992) на рынок была выпущена первая коллекция украшений. Это стало возможным благодаря 50-летнему опыту, накопленному в данной отрасли семьей Кребс. Условия для старта не были благоприятными, однако было создано 50 новых рабочих мест и инвестировано 3 млн.евро.
В мае 1999 г. был построен новый офис, складские помещения и сервисный центр с комнатой переговоров и просторным шоурумом. С тех пор любой посетитель может увидеть своими глазами историю производства рождественской игрушки в корпоративном музее и приобрести как эксклюзивные изделия компании, так и продукцию массового производства.
Для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке Krebs Glas Lauscha объединилась с другими фирмами Krebs в Розуэлле и Гонконге. Она по-прежнему специализируется на том, что у неё лучше всего получается – на создании стеклянных ёлочных украшений. Секретом своего успеха компания считает возвращение к традициям производства с комплексом мер по обеспечению качества, куда входят, с одной стороны, инвестиции в маркетинг, обучение персонала и охрану окружающей среды, а с другой – меры по оптимизации документооборота и логистики. Сегодня компания ежегодно производит около 2 миллионов изделий ручной работы. Около половины из них экспортируется в США, Восточную Европу, Японию, Азию и Австралию.
О компании вы можете узнать больше на её сайте, а я приглашаю вас заглянуть в один из моих любимых магазинов ёлочных украшений. Он находится в Турине, где у Международной Гильдии Лидеров перемен есть отделение. В этом году моя домашняя коллекция Krebs пополнилась пушистой совой и чудесным Пиноккио. Другие новогодние фигурки вы можете увидеть в моём фб-альбоме “Правильная – ёлка это вам не игрушка”.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.