Образ

Похмелье по-берлински: «Виктория» Себастьяна Шиппера

«Виктория» Себастьяна Шиппера — фильм уникальный чисто технически: его почти два с половиной часа экранного времени были сняты одним разом, без монтажа. Но всё это не имело бы никакого значения, если бы не другие вводные данные: Берлин, ночь, дружба, любовь.

Внутри душного подвального берлинского клуба играет, разумеется, техно. Девушка по имени Виктория танцует в одиночестве, потом идёт заказывать двойную водку — бармен угрюмо игнорирует её попытки флиртовать на сносном английском, девушка отправляется на выход, где встречает компанию подвыпивших немецких гопников, которые как раз совсем не прочь пообщаться. Какое-то время всё плавно движется в сторону любовной трилогии имени Линклейтера, но затем романтическое напряжение между Викторией и обаятельным лидером стаи Зонне переходит в стресс — ребята тащат испанку на приём к мелкому бандиту, который в приказном порядке отправляет всех четверых грабить банк. Дальше — что-то вроде «Бумера» или «Отвязных каникул», кому как больше нравится.

Берлин — отличная локация для того, чтобы снять боевик дёшево и сердито. В 1998 году это показал Том Тыквер своим «Беги, Лола, беги», одну из ролей второго плана в котором сыграл как раз будущий режиссёр «Виктории» Себастьян Шиппер. Город до сих пор остаётся самой демократичной по ценам на жильё большой европейской столицей, поэтому если уж где-то и можно вляпаться в приключения на выходе из техно-клуба, то точно здесь. В этом смысле отпущенная в свободное плавание ручная камера оператора Стурлы Грёвлена кажется не эксклюзивным авторским аттракционом, а единственно верным инструментом — как ещё можно снять настоящее ограбление по-берлински. Отличная возможность сесть в машину с четырьмя пьяными друзьями, которые решаются на первый в жизни вооружённый грабёж ради 50 тысяч евро.

«Виктория» — не фильм про ограбление банка. Погоня и стрельба, конечно, имеются, но гораздо больше захватывают дух сцены игры на пианино в закрытом кафе и эйфорических танцев под утро. Ограбление — лишь звено цепочки инициаций: кража пива в ночном мини-маркете, вылазка на крышу, стычка со случайными прохожими; доведённая до гротеска кульминация волшебной ночи, когда одиночка вдруг находит свою стаю в чужом городе, а все опасения меркнут перед чувством единения. Как отказаться, когда только что обретённые друзья нуждаются в твоей помощи?

Дружба и её магическая, иррациональная природа, вытесняющая холодный прагматизм европейского человека, представителя разобщённого общества, — главный объект исследования для 47-летнего Себастьяна Шиппера. Свой дебютный фильм 2000 года «Настоящие гиганты» он тоже посвятил главной ночи, последней ночи, которую герой проводит с друзьями юности перед тем, как покинуть город, возможно, навсегда. В этой немецкой версии coming of age-комедии всё закончилось по законам жанра хорошо: герои не сильно пострадали от агрессивных турок, выиграли решающий матч в кикер и спасли девушку от смертельной передозировки алкоголем. В последовавшем спустя целых семь лет «Моём друге» режиссёр препарировал внезапно зарождающееся чувство дружбы между белым воротничком-интровертом и инфантильным перевозчиком автомобилей и вновь сделал неожиданно оптимистичные выводы: пройдя через стандартный для бадди-муви кризис, дружба между двумя мужчинами внезапно оказывается даже сильнее любви к одной женщине.

Во всех фильмах Шиппера ключевым становится момент, когда герои отпускают поводья — танцуют, играют на воображаемой гитаре или, раздеваясь догола, устраивают гонки на автобане (фетишизация автомобилей присутствует абсолютно в каждой ленте немца). Именно таким моментом подлинности и становятся два с половиной часа берлинской ночи, за которые Виктория из Мадрида находит друзей, влюбляется, грабит банк и теряет всё, кроме 50 тысяч евро. В последних кадрах мы видим, как девушка, слегка пошатываясь, идёт одна по смурному утреннему Берлину. Со стороны похоже на всем знакомый путь домой после бурной ночи, когда опустошение и похмельный стыд ещё не вытеснили до конца главный знаменатель — всё было очень весело и по-настоящему.

* материал канувшего в лету FURFUR

Семен Скрипник

Автор раздела Кино на портале Каменный лес

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

15 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

16 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

20 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

20 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

21 час ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

1 день ago

This website uses cookies.