Кино

К 20-летию фильма «Звонок» – о его корнях в японской мифологии и влиянии на мировую киноиндустрию

31 января 1998 года состоялась премьера японского фильма ужасов «Звонок», снятого начинающим и до этого не подававшим больших надежд режиссером Хидэо Наката. Кино неожиданно стало невероятно успешным. Ужастик быстро приобрел культовый статус, и в итоге оказался в числе наиболее успешных в мировом прокате картин из всех когда-либо снятых в Японии.

Приемы из оригинального «Звонка» на много лет вперед определили то, как будет развиваться жанр японских фильмов ужасов – J-хоррор. Повлияла картина и на весь мировой кинематограф. Первым «Звонок» пересняли у себя соседи японцев – южные корейцы. Вскоре история добралась и до Голливуда, откуда уже разошлась по всему миру. Распространяющееся со скоростью вируса проклятие и девочка-призрак со спадающими на лицо черными волосами навсегда врезались в память миллионов зрителей. Эти приемы за дальнейшие 20 лет были повторены невероятное количество раз как в попытках подражания, так и в пародиях.

Содержание

Сначала была книга

Фильм Хидэо Накаты в оригинале называется «Ringu». Это калька от английского «ring», что означает не только «звонить», но и «кольцо». Окружность стала символом фильма – призрак появляется именно из круглого колодца. При русском переводе названия эта игра слов пропадает.

Основой фильма стал роман «Звонок», опубликованный в 1991 году японским писателем Кодзи Судзуки. Для автора цикл «Звонок» стал делом жизни. Впоследствии он издал еще несколько романов, развивающих тему видеокассеты-убийцы. Некоторые из них до сих пор не получили экранизации.

История романа «Звонок» вполне документальна. Судзуки опирался на истории двух реальных японских женщин. Первую звали Тидзуко Минуфэ, и именно с нее писался образ матери Садако. Минуфэ убеждала всех, что является ясновидящей. В 1910 году ей решили устроить глубокую проверку в Токийском университете. Ученые никаких подтверждений особых способностей женщины не нашли и объявили ее шарлатанкой. Минуфэ этого не пережила и в 1911 году покончила с собой. Ей было 24 года.

Вторым персонажем из реальной жизни, перешедшим на страницы романа, стала Садако Такахаси. Она родилась в 1910 году и физически никак не была связана с Тидзуко Минуфэ. Однако девушка утверждала, что обладает редкой способностью – может мысленным усилием запечатлевать образы на самых разных предметах. Отсюда в книге и появилась та самая видеозапись.

Отражение японской мифологии

В Японии с древности верят, что призраки чаще всего приходят глубокой ночью. Во время моросящего дождя шансы повстречаться с ними значительно повышаются.

Эти традиционные японские представления о потустороннем мире Судзуки органично перенес на бумагу. Он считает наиболее подходящим местом для появления призрака влажное ограниченное пространство. Им в итоге и становится колодец.

Девочка-призрак Садако Ямамура – явная отсылка к юрэй. Так в японской мифологии называют призраков. Они обычно предстают в образе молодой девушки в длинной белой одежде с распущенными волосами. Юрэй в классическом представлении изображались безногими, однако современные привидения часто наделяются ногами. Видимо, так призраки становятся еще страшнее. Наличие ног приближает их к реальности и отделяет от многочисленных летающих привидений, которые за десятки лет стараний мультипликаторов стали скорее смешными, чем пугающими.

Реалистичность и осязаемость ужаса определила невероятный успех «Звонка». Добиться этого оказалось легко – за счет той самой кассеты, которая одновременно является и обыденным предметом и точкой соприкосновения с миром призраков.

Колодец – еще один характерный для японского фольклора образ. Именно это сооружение, предназначенное для добычи дающей жизнь воды, по злой иронии стало местом смерти многих персонажей легенд о юрэй.

Однако не все в «Звонке» соответствует вековым японским традициям. Упоминавшееся уже вирусное распространение проклятия – это нововведение режиссера. В мифологии Японии призрак после совершения мести обретает покой. Для этого будет достаточно и одного загубленного путника, на свою беду решившего переночевать в пустом старом доме в лесу. У Хидэо Накаты целью проклятия становится его максимальное распространение.

Эффект Звонка

Американцы смогли успешно адаптировать японскую историю под свою аудиторию, в результате чего жанр хоррора, находившийся к началу 1990-х годов в очевидном застое, получил новый толчок в развитии. В Азии, напротив, ужастики тогда были на пике популярности. В результате у Голливуда появился отличный источник вдохновения – любой заметный восточный фильм ужасов переснимался под западного зрителя. Так появились свои версии японских фильмов «Проклятие», «Темные воды», «Один пропущенный звонок» и «Пульс».

Не осталась без внимания и кинопродукция из других стран. Например, в Гонконге была позаимствована идея фильма «Глаза», в Южной Корее «История двух сестер», в Таиланде – «Затвор».

Садако в виде мертвой японской девушки в белых одеждах давно стала самостоятельным культурным феноменом. Ее узнают практически везде, ведь этот образ появлялся уже в десятках фильмов, снятых в разных жанрах.

Олег Бакланов

Recent Posts

Эдвард Тич: история жизни и смерти кровожадного пирата

Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода» прославился пиратскими рейдами в районе Карибского моря. Его имя…

9 часов ago

10 советов для любителей пробежек

Надоело бегать по утрам без спортивного интереса? Хочется добавить в свои показатели прогресс? Давайте делать…

10 часов ago

The Flat Head — история, философия и знаковые продукты

The Flat Head — японский бренд одежды из джинсовой ткани. Компания выпускает продуманную и качественную…

11 часов ago

Эрнандо де Сото – первый европеец на той стороне Миссисипи

В 1492 году закончилась реконкиста – мавры после 7 веков присутствия были окончательно изгнаны с…

11 часов ago

Субкультуры из разных стран

Музыка не имеет границ, смело подписываемся под каждой буквой. Убедитесь сами на примере интернационального обзора…

12 часов ago

Тепло по-итальянски: Роберт Де Ниро и Аль Пачино в новой кампании Moncler

В Голливуде есть дуэты, которые просто нельзя переиграть. Джек Николсон и Дэнни Де Вито, Скарлетт…

1 день ago

This website uses cookies.