Любые подборки фильмов про вампиров принято сопровождать фразами “самые лучшие”, “самые крутые” и т.д. Но с момента выхода первой киноленты про притягательных мистических кровопийц прошло уже более 100 лет. Хотя тот же “Носферату, симфония ужаса” 1922 года вряд ли попадет в среднестатистический чарт фильмов, но неправильно сравнивать кинопроекты тех лет с современными наполненными компьютерной графикой экшенами. Каждой эпохе свой продукт, ведь фильмы про вампиров – это всего лишь категория фильмов жанра хоррор. И это не считая всего кинематографа, который с развитием индустрии преображался сам по себе, впитывал определенные тренды, реагировал на социальные явления.
По этой причине знакомим вас с подборкой фильмов про вампиров, разделенных на знаковые временные рамки и выделяющихся оттого определенным набором особенностей, деталей, черт. И, конечно же, отметим самые авторитетные киноленты, познакомиться с которыми будет полезно как любителям носферату, так и уважающим себя киноманам.
Содержание:
Пласт кинолент начала 20 века про вампиров оставим в стороне, так как традиционного образа, описанного Брэмом Стокером, там не представлено. Классическое немое черно-белое кино являло собой специфическую нарезку разрозненных сцен, где зрителю приходилось ломать голову, чтобы соотнести один кадр с другим, а также разгадать тайный замысел режиссера картины. Но проблема здесь больше в другом: вампиры в период с 1900 по 1920 года зачастую представлялись на экране в образе колдунов, вурдалаков, лишенных магнетической притягательности последующего времени. Они вызывали лишь один эффект – отторжение. Таким персонажам трудно сопереживать, их убийство не вызывает никакой эмпатии.
Но все изменилось с выходом венгерского фильма “Смерть Дракулы” режиссера Кароя Лайтая (1921 год), а затем главного хита той эпохи – немецкой ленты “Носферату, симфония ужаса” Фридриха Вильгельма Мурнау (1922 год). Скандальная кинолента, которая не должна была дойти до простого зрителя ввиду грандиозного скандала и судебного процесса с родственниками Брэма Стокера, до сих пор является одним из эталонов жанра всех времен.
Фильм задает образ таинственного кровопийцы, который при всей своей безобразности тем не менее беспрестанно продолжает вызывать интерес у зрителя. Но разве такая картина может попасть в список “самых крутых фильмов про вампиров”? Естественно нет. Смотреть “Симфонию ужаса” будет только настоящий киноман.
Что касается самого кинематографа той поры, то грядущие 20 лет стали знаковыми, явив собой плавный переходный период от эпохи немого кино к эпохе полноценной озвучки как диалогов, так и происходящих в кадре действий. В то же самое время театральная постановка в кадре начинает трансформироваться и обретать собственный исключительный почерк. Наибольший вклад в это внес, конечно же, Голливуд, который, заприметив интересного европейского персонажа, начал его эксплуатировать нещадно. Ярким примером подобного явления стал выпуск картин “Дракула” дуэта режиссеров Тода Браунинга и Карла Фройнда (1931 год), “Дочь Дракулы” Ламберта Хилльера (1936 год), “Сын Дракулы” Роберта Сиодмака (1943 год).
Кинематограф окончательно завершил свое формирование в отдельный жанр. Теперь уже нельзя однозначно утверждать, что фильмы – это запечатленные на кинопленку театральные постановки. Режиссура, написание сценария, выбор локаций, даже кастинг – отныне все это требует особого подхода. Изменилось и отношение к кино обычных людей. Сходить в кинотеатр в компании друзей стало обыденностью, новым видом досуга. Индустрия развлечения обрела очередную устоявшуюся нишу.
Поэтому и фильмы про вампиров стали более целостными, сюжеты разнообразными и отвлеченными от канонической трансильванской истории. Но это не главная особенность стилистики фильмов про вампиров периода 1960-1970-ых. В развитом мире (США и Европа) началась сексуальная революция, раскрепостившая людей и снявшая табу со многих тем. Венцом кинотеатрального творчества имени сексуальной революции стал французский фильм режиссера Жюста Жакена “Эммануэль”, который поставил точку в вопросе о пристойности экранизации человеческих эротических фантазий.
Такие тенденции не могли не оказать влияние на все жанры кинематографа и все категории фильмов, в том числе и на кино про вампиров. В глазах зрителя носферату перестал быть пугающим монстром, его мистический образ теперь не только вызывает праздное любопытство. Создатели кинолент про вампиров стали наделять своих героев манящими чарами эротического свойства, отчего не могли устоять самые обворожительные женщины в кадре. Подобного рода стилистика, кстати говоря, со временем была использована создателями культового фильма “Интервью с вампиром” режиссера Нила Джордана (1994 год). Та лента насквозь пропитана неприкрытым эротизмом, главные герои сексуальны и влекущи как для второстепенных персонажей, так и друг для друга. Каждый помнит этот фильм, и легко может вспомнить испытанные при первом просмотре шокирующие ощущения. Поколению 90-х такими вампиров видеть было непривычно. А теперь представьте, что почти все фильмы про носферату в 1960-1980-е годы были именно такими в той или иной степени.
При этом в 1980-е годы к эротике в кадре добавляется очень важный и характерный для времени элемент – фонтаны крови. А сам жанр получает название – слэшер. Это ярко выделяющаяся разновидность хорроров, в которой на первый план выходит беспощадный убийца, действующий без тени жалости к жертвам. И кто может лучше подходить на эту роль, нежели вечно голодный вампир? Особый акцент в кадре делается на увечья, отрубленные конечности, лужи крови, страшные рожи убийц – и все это перекочевало в фильмы про притягательных кровопийц. Поверх динамичной картинки накладывается тяжелая рок-музыка, и вот мы полностью погружены в атмосферу слэшера 80-х про вампиров.
Без преувеличения можно сказать, что 1990-2000-е годы – это Золотая эра фильмов про вампиров. За 20 лет свет увидел такие культовые ленты, как “Дракула” Фрэнсиса Форда Копполы (1992 год), “Интервью с вампиром”, “От заката до рассвета” Роберта Родригеса (1996 год), “Блэйд” Стивена Норрингтона (1999 год), “Другой мир” Лена Уайзмана (2003 год) и даже, простите, “Сумерки” Кэтрин Хардвик (2008 год).
В первую очередь, стоит отметить жанровое влияние, царившие в индустрии в целом. Романтичное и загадочное начало 90-х с легким флером 70-х (“Интервью с вампиром”) и определенной театральщиной еще 30-40-х (“Дракула”), зубодробительная середина 90-х, вдохновленная царившими тогда боевиками (“От заката до рассвета” и “Блэйд” – у обеих лент были продолжения), а венчает период серия картин, на которых впервые появляется более-менее реалистичная компьютерная графика, заметно расширяющая возможности постановки (“Ван Хельсинг”, “Другой мир” и даже, что тут греха таить, наш российский “Ночной дозор” Тимура Бекмамбетова).
Но более важная деталь, объединяющая столь разнообразную россыпь жанров – это усложнение сюжетной линии. Раньше сценарии картин про вампиров ограничивались 1-2 арками персонажей, жанр колебался максимум от триллера до хоррора, а хронометраж в 1,5 часа считался пределом мечтания. Смотреть на фильмы-семечки зрителю быстро надоедало, а получать прибыль исключительно с кинотеатральных показов студиям уже стало мало. Это автоматически вынудило кинобоссов создать картины, которые захочется пересмотреть через год, 10 или даже 30. А лучше создать бессмертную классику кинематографа и до конца дней получать деньги за имеющиеся на руках авторские права.
Традиционно после Золотого века того или иного культурного явления следует либо Серебряный век, либо период не столь яркий, но все еще держащий марку. Обрушения в небытие обычно не случается. Но в развитии категории фильмов про вампиров случилось именно так. После ярчайшего периода 1990-х и 2000-х, подаривших массовой культуре море персонажей и уникальные истории, наступила застойная пора 2010-2020-х. Не берем в расчет продолжение серии фильмов “Сумерки”, укладывающихся в канву одного сюжета, а оцениваем только оригинальные проекты, так и не выстреливших на широкую аудиторию.
И это удивительно. Доступна компьютерная графика на высочайшем уровне, выборка первоклассных актеров сразу нескольких поколений к вашим услугам, огромные бюджеты студий – казалось, чего еще не хватает. А ответ прост и банален – не хватает свежих идей. Целая армия сценаристов не может сподобиться на написание сносного сюжета, боясь чрезмерно усложнить сценарий. Ведь в наши дни кинематограф будто вернулся на несколько десятилетий назад, когда публика довольствовалась одноразовыми фильмами и на следующий день уже готова потреблять новый продукт. Сюжеты не запоминаются, актеры и режиссеры и без того мелькают из картины в картину. Как тут выделить фильм? Балом правит яркая картинка, море спецэффектов и простая история, пригодная для всех возрастных категорий. По этой причине столь популярны блокбастеры на основе графических романов. Но даже история про вампира Морбиуса оставляет желать лучшего.
Остается надеяться, что этот эффект временный, и к концу 2020-х годов нас ждет перерождение формата фильмов про вампиров. Возможно, стоит вернуться к версии с хоррорами, а там уже и до впечатляющих боевиков рукой подать.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.