История первого фургона, созданного на Ульяновском предприятии, началась в 1958 году. Тогда с конвейера сошли первые автомобили УАЗ-450. И за почти 8 лет производства было создано более 55 тысяч этих машин в различных модификациях.
Содержание
К середине 1950-х годов в Советском государстве стояла острая проблема нехватки небольших фургонов, которых можно было использовать как в военной отрасли, так и в мирных целя. Вышло соответствующее Постановление Совета Министров СССР, призывающее решить данную задачу. И вскоре Ульяновское предприятие получило заказ от армии.
Выполнить задание было непросто, учитывая реалии того времени. Руководство предприятии оказалось на развилке. Первый путь подразумевал глубокую переработку ГАЗа-69, который уже находился на конвейере. Второй – создание принципиально нового автомобиля с использованием агрегатов от того же «шестьдесят девятого». Первый вариант казался более удобным. Но скрывал много «подводных камней». Например, его колёсная база в 2300 миллиметров была слишком короткой для фургона. Но главная проблема – капотная компоновка, которая «отъедала» значительную часть от грузового отсека. Вариант с увеличением колёсной базы не рассматривался, поскольку тянул за собой целый шлейф проблем. Тут и новая рама, и карданы, и прочее.
Поразмыслив, руководство предприятие остановилось на втором варианте, решив выжать максимум из 2300-миллиметровой колёсной базы. В первую очередь, за счёт изменения капотной компоновки в бескапотную, с размещением двигателя под кабиной. В итоге такой модернизации ульяновские специалисты сумели увеличить полезную площадь кузова, сделав его пригодным для транспортировки и специального оборудования, и раненых людей. По факту, ульяновцы тогда совершили настоящую автомобильную революцию в стране, поскольку никогда в СССР подобные машины не выпускались.
Правда, минусы у такой компоновки тоже были. Самой главной проблемой стал перегруз переднего моста, который держал на своих «плечах» и двигатель, и кабину, и водителя с пассажиром. Это привело к уменьшению полезной площади в передней части автомобиля, а также к ухудшению его управляемости, проходимости и устойчивости. Но поскольку иных вариантов не было, пришлось с этим смириться.
Над дизайном фургона работал Владимир Иванович Арямов. И по его эскизам в 1955 году было создано 5 опытных образцов: 2 фургона, 2 санитарные машины и один штабной микроавтобус. Те автомобили получили двухцветную контрастную окраску, за что на заводе их прозвали «сороками». Однако работа Арямова не устроила военных, поскольку он вольно отнёсся к их требованиям. Его машины получили сложную в исполнении переднюю часть, для которой требовалось создание специальных штамповок. Вызвала вопросы и покатая задняя часть, что вызвало бы проблемы с погрузкой носилок с ранеными. И кузов УАЗа был переработан художником П.В. Куликовым. Он уже и привил автомобилю более простые и утилитарные черты.
Следующая партия автомобилей сильно отличалась от предыдущей. Они-то и получили говорящее прозвище «буханка», поскольку их силуэт был схож с чёрным хлебом. Кроме мелких декоративных отличий, новые машины не получили дополнительные двери по правому борту (этот вариант рассматривался изначально). Руководство предприятия посчитало, что для погрузки достаточно одних задних дверей. Была и вторая причина, финансовая. Появление дополнительных дверей потребовало бы внесение изменений в раму от ГАЗа-69, а значит, пришлось бы увеличить расходы, на что предприятие пойти не могло. «Четыреста пятидесятые» получили двигатель от того же «шестьдесят девятого» на 2,4 литра, только с увеличенной мощностью до 62 л.с. Работал мотор в паре с 3-ступенчатой МКПП. Была ещё и 2-тупенчатая «раздатка» с муфтой подключения переднего моста.
Окончательные процедуры утверждения фургона прошли весной 1957 года. В УАЗе насчитывалось 1026 оригинальных деталей, 491 из которых находились в шасси. Автомобиль оснастили двумя топливными баками по 48 литров каждый. По приказу Министерства автомобильной промышленности, Ульяновское предприятие должно было выпускать по 4 тысячи машин в год. Из-за различных проблем с поставками оборудования, завод на полную мощность производства вышел к середине лета 1958 года. И вскоре ежегодный план был увеличен, поскольку УАЗ-450 хорошо проявил себя.
В 1958 году появилась санитарная модификация УАЗ-450А. Она получила цельнометаллический кузов с внутренним разделением на два отсека: для водителя и пассажира, для врача и больного. В санитарном отсеке находилось четверо носилок, два трёхместных откидных сиденья, а также одно дополнительное возле перегородки.
УАЗ-450А хорошо себя проявил в сельской местности, поскольку мог передвигаться вне зависимости от наличия или отсутствия дорог. Поэтому автомобиль стал главной «рабочей лошадкой» не только в деревнях, но и в армии.
УАЗ-450Б – штабной микроавтобус, который получил широкое распространение в армии. В зависимости от требований военных, его оснащали самым различным оборудованием. Например, средствами связи.
Модификация 450В представляла собой полноценный микроавтобус, в который могло поместиться 11 человек. Однако этот вариант на предприятии посчитали преждевременным, поскольку требовали выделения новых мощностей. В итоге, пассажирская версия «буханки» серийной так и не стала.
А вот у модификации 450Д – иная история. Это была бортовая грузовая версия, получившая прозвище «головастик». И она встала на конвейер в 1958 году, продержавшись на нём 8 лет. Грузовичок с двухместной кабиной и деревянным кузовом стал очень популярен во всей стране, особенно в отдалённых и труднодоступных деревнях, поскольку обладал хорошей проходимостью.
На Ульяновском предприятии было создано и ещё несколько экспериментальных образцов, которые по разным причинам так и не стали серийными. Например, УАЗ-450И. Его создали для доставки горячей еды труженикам полей. В итоге, модификацию посчитали неперспективной. Были ещё 450П – седельный тягач с полуприцепом и 450ЭМ – электромобиль, предназначенный для нужд Аэрофлота.
Главная особенность всего 450-го семейства заключалась в том, что это была первая по-настоящему крупна и самостоятельная разработка Ульяновского предприятия. Тогда же начались поиски логотипа, размещённого на автомобилях. Сначала – большая буква «У», придуманная ещё Арямовым. И постепенно логотип менялся, превратившись в итоге во всем знакомый сейчас логотип УАЗа. На конвейере машины в разных модификациях продержались до самого конца 1965 года. За это время было выпущено свыше 55 тысяч 450-х. А потом им на смену пришло уже новое «долгоиграющее» семейство – 452-е.
Nike снова сыграли на территории легенд и добавили в футбол щепотку Mamba Mentality, выпустив кроссовер,…
Если с сегодняшнего дня налечь на отруби и фасоль килограммами, вас просто раздует. Так с…
Lay’s и Saucony объединились и сделали то, что выглядит одновременно неожиданно и логично: выпустили игривую…
Полное название: Swansea City Association Football Club Год основания: 1912 Страна и город: Уэльс, Суонси…
У анонсированной новогодней комедии "Обратная связь" был серьезный задел для того, чтобы стать успешным фильмом,…
Всем известно ощущение нехватки кислорода. Одышка появляется при задержке дыхания, выполнении тяжелых упражнений или подъеме…
This website uses cookies.