Авто

УАЗ-450: первая «буханка»

История первого фургона, созданного на Ульяновском предприятии, началась в 1958 году. Тогда с конвейера сошли первые автомобили УАЗ-450. И за почти 8 лет производства было создано более 55 тысяч этих машин в различных модификациях.

Содержание

Задание от военных

К середине 1950-х годов в Советском государстве стояла острая проблема нехватки небольших фургонов, которых можно было использовать как в военной отрасли, так и в мирных целя. Вышло соответствующее Постановление Совета Министров СССР, призывающее решить данную задачу. И вскоре Ульяновское предприятие получило заказ от армии. 

Выполнить задание было непросто, учитывая реалии того времени. Руководство предприятии оказалось на развилке. Первый путь подразумевал глубокую переработку ГАЗа-69, который уже находился на конвейере. Второй – создание принципиально нового автомобиля с использованием агрегатов от того же «шестьдесят девятого». Первый вариант казался более удобным. Но скрывал много «подводных камней». Например, его колёсная база в 2300 миллиметров была слишком короткой для фургона. Но главная проблема – капотная компоновка, которая «отъедала» значительную часть от грузового отсека. Вариант с увеличением колёсной базы не рассматривался, поскольку тянул за собой целый шлейф проблем. Тут и новая рама, и карданы, и прочее.

ГАЗ-69

Поразмыслив, руководство предприятие остановилось на втором варианте, решив выжать максимум из 2300-миллиметровой колёсной базы. В первую очередь, за счёт изменения капотной компоновки в бескапотную, с размещением двигателя под кабиной. В итоге такой модернизации ульяновские специалисты сумели увеличить полезную площадь кузова, сделав его пригодным для транспортировки и специального оборудования, и раненых людей. По факту, ульяновцы тогда совершили настоящую автомобильную революцию в стране, поскольку никогда в СССР подобные машины не выпускались.

Правда, минусы у такой компоновки тоже были. Самой главной проблемой стал перегруз переднего моста, который держал на своих «плечах» и двигатель, и кабину, и водителя с пассажиром. Это привело к уменьшению полезной площади в передней части автомобиля, а также к ухудшению его управляемости, проходимости и устойчивости. Но поскольку иных вариантов не было, пришлось с этим смириться.

Над дизайном фургона работал Владимир Иванович Арямов. И по его эскизам в 1955 году было создано 5 опытных образцов: 2 фургона, 2 санитарные машины и один штабной микроавтобус. Те автомобили получили двухцветную контрастную окраску, за что на заводе их прозвали «сороками». Однако работа Арямова не устроила военных, поскольку он вольно отнёсся к их требованиям. Его машины получили сложную в исполнении переднюю часть, для которой требовалось создание специальных штамповок. Вызвала вопросы и покатая задняя часть, что вызвало бы проблемы с погрузкой носилок с ранеными. И кузов УАЗа был переработан художником П.В. Куликовым. Он уже и привил автомобилю более простые и утилитарные черты.

Прозвище «буханка»

Следующая партия автомобилей сильно отличалась от предыдущей. Они-то и получили говорящее прозвище «буханка», поскольку их силуэт был схож с чёрным хлебом. Кроме мелких декоративных отличий, новые машины не получили дополнительные двери по правому борту (этот вариант рассматривался изначально). Руководство предприятия посчитало, что для погрузки достаточно одних задних дверей. Была и вторая причина, финансовая. Появление дополнительных дверей потребовало бы внесение изменений в раму от ГАЗа-69, а значит, пришлось бы увеличить расходы, на что предприятие пойти не могло. «Четыреста пятидесятые» получили двигатель от того же «шестьдесят девятого» на 2,4 литра, только с увеличенной мощностью до 62 л.с. Работал мотор в паре с 3-ступенчатой МКПП. Была ещё и 2-тупенчатая «раздатка» с муфтой подключения переднего моста.

Окончательные процедуры утверждения фургона прошли весной 1957 года. В УАЗе насчитывалось 1026 оригинальных деталей, 491 из которых находились в шасси. Автомобиль оснастили двумя топливными баками по 48 литров каждый. По приказу Министерства автомобильной промышленности, Ульяновское предприятие должно было выпускать по 4 тысячи машин в год. Из-за различных проблем с поставками оборудования, завод на полную мощность производства вышел к середине лета 1958 года. И вскоре ежегодный план был увеличен, поскольку УАЗ-450 хорошо проявил себя.

Модификации УАЗа-450

В 1958 году появилась санитарная модификация УАЗ-450А. Она получила цельнометаллический кузов с внутренним разделением на два отсека: для водителя и пассажира, для врача и больного. В санитарном отсеке находилось четверо носилок, два трёхместных откидных сиденья, а также одно дополнительное возле перегородки.

УАЗ-450А хорошо себя проявил в сельской местности, поскольку мог передвигаться вне зависимости от наличия или отсутствия дорог. Поэтому автомобиль стал главной «рабочей лошадкой» не только в деревнях, но и в армии. 

УАЗ-450А

УАЗ-450Б – штабной микроавтобус, который получил широкое распространение в армии. В зависимости от требований военных, его оснащали самым различным оборудованием. Например, средствами связи.

УАЗ-450Б

Модификация 450В представляла собой полноценный микроавтобус, в который могло поместиться 11 человек. Однако этот вариант на предприятии посчитали преждевременным, поскольку требовали выделения новых мощностей. В итоге, пассажирская версия «буханки» серийной так и не стала.

УАЗ-450В

А вот у модификации 450Д – иная история. Это была бортовая грузовая версия, получившая прозвище «головастик». И она встала на конвейер в 1958 году, продержавшись на нём 8 лет. Грузовичок с двухместной кабиной и деревянным кузовом стал очень популярен во всей стране, особенно в отдалённых и труднодоступных деревнях, поскольку обладал хорошей проходимостью.

УАЗ-450Д

На Ульяновском предприятии было создано и ещё несколько экспериментальных образцов, которые по разным причинам так и не стали серийными. Например, УАЗ-450И. Его создали для доставки горячей еды труженикам полей. В итоге, модификацию посчитали неперспективной. Были ещё 450П – седельный тягач с полуприцепом и 450ЭМ – электромобиль, предназначенный для нужд Аэрофлота.

УАЗ-450И
УАЗ-450П
УАЗ-450ЭМ

Главная особенность всего 450-го семейства заключалась в том, что это была первая по-настоящему крупна и самостоятельная разработка Ульяновского предприятия. Тогда же начались поиски логотипа, размещённого на автомобилях. Сначала – большая буква «У», придуманная ещё Арямовым. И постепенно логотип менялся, превратившись в итоге во всем знакомый сейчас логотип УАЗа. На конвейере машины в разных модификациях продержались до самого конца 1965 года. За это время было выпущено свыше 55 тысяч 450-х. А потом им на смену пришло уже новое «долгоиграющее» семейство – 452-е.

Павел Жуков

Recent Posts

New Balance представили гостевую форму «Аталанты» на сезон 2025/26 — элегантный реверанс в прошлое с прицелом в будущее

New Balance раскрыли дизайн новой гостевой формы «Аталанты» на сезон 2025/2026 — и это именно…

10 часов ago

Религия моды марки True Religion

True Religion – это американский бренд, выпускающий дизайнерские джинсы и изделия из денима. Основана марка…

1 день ago

Боль в коленях — объяснение и упражнения для устранения проблемы

Боль в колене мучает спортсменов всех мастей, но как они справляются с этим. Неважно, бегаете…

1 день ago

Летние холодные напитки на основе кофе

Лето выдалось что надо, поэтому кофейни без устали фантазировали на тему холодных кофейных напитков. Собрала…

1 день ago

Дик Дейл – король серф-гитары и автор саундтрека к “Криминальному чтиву”

В 1960-е годы на пляжах Калифорнии зародилось особое направление инструментальной гитарной музыки, которую слушали отдыхающие…

1 день ago

Чем отличается сток от секонда и что выбрать покупателю

В современном мире разумного потребления многие покупатели сталкиваются с выбором между стоком и секонд хендом.…

1 день ago

This website uses cookies.