Авто

Skoda 1201: «универсальный солдат» из Чехословакии

Эта модель сыграла важную роль в истории компании Skoda. Несмотря на то, что экспортные надежды в Европе не оправдались, автомобили оказались востребованными в странах Бенилюкса. Более того, именно Skoda 1201 стала первой моделью компании, которая официально поставлялась в СССР.

Содержание

Skoda в погоне за удачей

После окончания Второй мировой войны Чехословакия лежала в руинах. Однако государство, сделав ставку на восстановление промышленности, постепенно выбиралась из кризиса. Важную роль в этом непростом процессе сыграл концерн Skoda. Главное автомобильное отделение компании в то время находилось в городе Млада Болеслав. Называлось оно «Автомобильный завод, народное предприятие» (Automobilové závody, národní podnik). После войны произошла национализация, следом отделение в Млада Болеславе получило задание – сконструировать новый «народный» автомобиль. Сделать это было не просто. Нельзя сбрасывать со счетов контекст того времени. В конце 1940-х годов в Чехословакии вся власть перешла в руки коммунистической партии. И часть населения высказывало недовольство политической ситуацией в стране. «Контрреволюцию» активно поддерживала западная агентура. Шла ожесточённая подковёрная борьба. Соответственно, инженерам и конструкторам Skoda пришлось работать в жёстких условиях, с ограниченными ресурсами.

За основу новой модели, по заводским документам она проходила под названием «тип 955», были взяты узлы и агрегаты от уже существующего автомобиля – Skoda 1102. Их предстояло серьёзно модернизировать, чтобы получить нужный результат. Инженерам и конструкторам удалось добиться увеличения рабочего объёма двигателя, что привело к возрастанию мощности. Исходные 32 л.с удалось «дотянуть» до 36 л.с. Поскольку новая модель подразумевалась более крупной, нежели предыдущая, то многое зависело от мастерства Йозефа Велебны – инженера, отвечавшего за конструкцию кузова. От него требовалось создать не просто современный автомобиль, но и снизить его массу, чтобы нехватка мощности силового агрегата была не столь очевидна.

Первым делом Велебна оказался от использования древесины в каркасе автомобиля. Затем решил оставить хребтовую трубчатую раму, что добавляло вариативности с типами кузовов. Изменилась и колёсная база. Новая модель получила версию, увеличенную с 2485 до 2685 мм. Благодаря конструктивным особенностям, руководство предприятия решило, что будет налажен выпуск автомобилей с разными тапами кузовов: седаны, универсалы, кабриолет, фургон, пикап.

Неоправданные надежды

Новая модель получила название  Skoda 1200. Её официально представили на Женевском автосалоне весной 1952 года. В целом, автомобиль сумел произвести хорошее впечатление и на критиков, и на рядовых людей. Это подтолкнуло руководство компании к амбициозному шагу — заняться экспортом модели в страны Западной Европы.

Однако там представителя соцблока никто особо не ждал. Но главная проблема модели заключалась не в стране-производителе, а в жёсткой конкуренции. Skoda 1200, несмотря на все свои достоинства, оказалась во втором эшелоне. В первую очередь из-за наследия модели 1102. Мотор откровенно был слабоват, к тому же автомобиль получил топливный бак всего на 35 литров (сделать его больше не позволяли конструктивные особенности — бак располагался непосредственно в моторном отсеке).

Первым «под нож» отправился вариант с кузовом кабриолет. Руководство концерна понимало, что его продажи провалятся. В целом, не стал популярным и седан. Зато «выстрелил» универсал и его различные вариации. Например, модификация, предназначенная для медицинских учреждений, пользовалась спросом в Австрии, а также в странах Бенилюкса.

Очевидная слабость силового агрегата привела к модернизации модели в 1955 году. Выпуск был переведён на заводы в Врхлаби и Квасины. Так собирали модели, оснащённые мотором на 45 л.с. Эта модель получила индекс «1201».

Производство Skoda 1201 было поделено. На предприятии в Квасинах выпускали исключительно седаны. А вот универсалы, фургоны, пикапы и версии для медицинских учреждений — во Врхлаби. Спустя ещё 5 лет модель получила новый мотор, выдававший 46 или 47 л.с., в зависимости от версии. Он достался от Skoda 450 Octavia.

Первыми на заслуженный отдых отправились седаны. Произошло это в 1958 году. Производство во Врхлаби продержалось до 1961 года. За всё время, что модель (со всеми вариантами кузовов) стояла на конвейере, было создано свыше 67 тысяч автомобилей. А производственные мощности были отданы под  Skoda 1202.

Skoda 1201 в СССР

Если с Западной Европой у концерна не получилось, то с Советским Союзом история другая. Первая партия в 578 автомобилей в кузове универсал прибыла их Чехословакии в 1957 году. Машины оказались востребованными. И в последующие четыре года в СССР было отправлено свыше 9 тысяч Skoda 1201. Основная масса являлась универсалами, но были фургоны и пикапы.

Здесь у модели «1201» не было конкурентов. И даже когда в 1958 году появились универсал «Москвич-423» и фургон «Москвич-430», «чехов» это не испугало. На тот момент они были лучше по всем параметрам. Фургоны, универсалы и пикапы быстро завоевали популярность среди различных мелких государственных контор. Например, они использовались для транспортировки небольших грузов или для разъездной работы экспедиторов и ремонтных бригад.

Особое место заняли медицинские Skoda 1201. У них в СССР на протяжении определённого времени вообще отсутствовали даже формальные конкуренты. «Санитарная» модификация имела ряд существенных отличий от фургона и универсала. Важную роль сыграл увеличенный задний свес. Это конструктивное решение позволило разместить в кузове пару носилок (они размещались в два яруса) для лежачих больных. Рядом находилось кресло для сопровождающего (или же третьего пациента). Спинка сиденья откидывалась и человек мог ехать полулёжа.

А вот седаны в СССР из Чехословакии официально не поставлялись. Однако они всё равно попадали в нашу страну. Использовались они также для нужд всевозможных государственных учреждений. Например, в столице несколько ввезённых Skoda 1201 трудились на «Мосторгтрансе», пополнив количество машин на автобазах комбината. Несмотря на то, что модель была окончательно снята с производства в 1961 году, ещё на протяжении многих лет машины встречались на улицах советских городов. И только ближе к середине 1970-х годов Skoda 1201 окончательно отправилась на заслуженный отдых.

Павел Жуков

Recent Posts

Давай небанально? Топ-5 идей активного отдыха для пар

Свидание с любимым человеком всегда хочется сделать запоминающимся. Цветы, рестораны, свечи -- это все, конечно,…

18 часов ago

Подбор обуви для бега: советы на все случаи жизни

Бег — это не только популярный вид физической активности, но и эффективный способ укрепления здоровья…

18 часов ago

Фотографии Дональда Трампа до президентского поста

Родившийся и выросший в Нью-Йорке Дональд Трамп начал свою карьеру в семейной компании, которая занималась…

20 часов ago

Увлекательная история виски Северной Америки

В чем разница между ржаным, бурбонским и канадским виски? Пара сотен лет. Вы задаетесь вопросом,…

20 часов ago

История модели кроссовок Nike Air Max Zero

Про модель кроссовок Nike Air Max Zero говорят «первые перед первыми». Именно на основе скетча…

21 час ago

«Когда мы начали идиотничать, ещё не было никаких панков»: как зарождался отечественный панк-рок

Расцвет панк-рока приходится на 70-ые годы. К концу 1976 года ряд исполнителей — New York…

22 часа ago

This website uses cookies.