Авто

Scaldia: советский автопром в Европе

Бельгийское акционерное общество Scaldia-Volga S.A достигло своего пика в период с 1979 по 1983 годы. За этот временной отрезок советско-бельгийская компания реализовала более 140 тысяч автомобилей из СССР. Но после подъема последовал сильный спад, справиться с которым «Скальдии» не удалось.

Содержание

Советские машины в странах Бенилюкса

Первой компанией, которая занялась экспортом советских автомобилей в Европу, стала финская Konela. Дела у нее пошли довольно неплохо, поэтому в 1964 году Советский Союз и Бельгия решили совместно создать акционерное общество для продаж «красных» машин в страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Но эти монархии являлись, скажем так, «стартовой площадкой». Scaldia-Volga имела виды и на другие страны Европы. Например, Британию и Францию. Штаб-квартира компании находилась в Брюсселе, а на первом этапе в ней трудилось семьдесят два человека.

Началась работа по продвижению «красных» брендов. Понятно, что сделать это было не так-то просто: европейский покупатель сильно отличался от советского, поскольку привык к большому ассортименту. Кроме этого, автомобили из СССР проигрывали конкуренцию в плане технической начинки и комфорта. Но все же один плюс был, за него и уцепились представители Scaldia-Volga – это цена. Советские машины были значительно дешевле, поэтому шансы на продажи были. Да и в компании не ставили слишком амбициозных планов, прекрасно понимая реалии рынка.

На первых порах жителям Бенилюкса были представлены все малолитражки, которыми был богат СССР. Речь идет о ЗАЗ-965 Запорожец, Москвичи и Волги. Причем все машины получили новые названия. Например, Запорожец превратился в Jalta, поскольку исходное имя для европейцев было слишком сложным. Москвичи стали Scaldia и Scaldia Elite, а Волги получили литеру М (М21, М22 и М24).

За первые четыре года работы компания сумела реализовать чуть более 13 500 автомобилей. И это было довольно неплохим результатом. Но в Scaldia-Volga решили, что показатели можно улучшить. Поэтому вскоре появились дизельные варианты советских машин. Из СССР Волги и Москвичи доставлялись в Бельгию без силовых агрегатов, а родные коробки передач находились в багажниках. На 21-е и 22-е Волги ставили 1,6-литровые дизельные моторы Perkins, которые выдавали смешные по современным меркам 43 «лошадки». Машины, оснащенные такими силовыми агрегатами, могли разгоняться максимум до 115 км/ч. Но и этого было вполне достаточно. Волги приобретались либо семьями с невысоким доходом, либо такси, поэтому на скорость внимания никто не обращал. Главное, большой, вместительный автомобиль за небольшие деньги. Вскоре точно такой же мотор начали ставить и на 408-й Москвич. Но затем его поменяли на более мощный, выдававший 52 «лошадки».

Новые моторы получили и Волги. Их оснащали 2,2-литровыми дизелями на 65 л.с. от Rover. Благодаря новому силовому агрегату советские «каравеллы» смогли стать более шустрыми – их «максималка» возросла до 120 км/ч. Но уже в 1968 году на смену Rover пришел Indenor. Этот дизельный агрегат на 68 «лошадок» ставился в паре с 4-ступенчатой коробкой передач от «Пежо».

Собирали в Бельгии и праворульные дизельные Волги. Правда, тираж был невелик – всего около сотни экземпляров. Их, скажем так, на разведку отправили в Индию, Пакистан и Сингапур. Но затея провалилась. В тех странах советским автопромом не интересовались. Пробовали реализовывать Волги и в Великобритании, но тоже неудачно. Зато на Туманном Альбионе удалось добиться неплохих результатов 412-у Москвичу. В 1969 году там реализовали около трехсот машин, а в 1973… почти 3700 экземпляров! Надо сказать, что высокий спрос на советскую машину появился не на ровном месте – сказался успех Москвича в ралли-марафоне Лондон-Мехико, который прошел в 1970 году.

Но уже через два года спрос на Москвичи упал. Реализовав менее 350 машин в 1975 году, компания решила прекратить экспорт.

Scaldia-Volga – последняя надежда

Для Scaldia-Volga удачным выдался временной отрезок с 1974 по 1978 годы. За это время компания смогла реализовать более 82,5 тысяч советских автомобилей. Это был успех, ведь за 14 лет работы фирма смогла нарастить объемы продаж в несколько раз. Прорыв был связан не только с новыми моторами, но и общим подходом к автомобилям. Изначально и Москвичи, и Волги, отправлявшиеся на экспорт, были гораздо качественнее, нежели те, которые предназначались для внутреннего рынка. На советских предприятиях существовали специальные комиссии, которые оценивали состояние автомобилей, ведь нельзя было ударить в грязь лицом перед европейскими друзьями. Не остались в стороне и сами бельгийцы. На предприятии машины получали наружные хромированные элементы, а также другие детали, влиявшие на экстерьер. Например, та же 21-я Волга получила другую, более современную решетку радиатора.

Пик успешности Scaldia-Volga пришелся на конец 70-х и начало 80-х годов. Тогда компания реализовала более 144 тысяч машин. Выросла и сама фирма, численность сотрудников на тот момент составляла более 250 человек. В Антверпене в 1983 году был построен новый комплекс площадью 115 тысяч квадратных метров, который включал в себя открытую стоянку и закрытые боксы.

Закрытие автобренда

Но… затем пошел резкий спад. В середине 80-х советские машины уже окончательно проиграли конкуренцию, превратившись в глазах европейцев в архаичные транспортные средства. И повлиять на эту ситуацию не могла даже привлекательная цена. Но все же бельгийцы не сдавались. Они вывели на рынок Москвич-2141 под названием Aleko. В Германии машины именовались Aleko 141, а во Франции – Aleko S и SL. Интересно вот еще что: в Европе Москвичи реализовывались под брендом Lada, поскольку в те времена Лада пользовалась большей популярностью. Относительным спросом машины пользовались разве что во Франции. С 1990 по 1993 год удалось реализовать 769 Москвичей. Продажей машин занималась фирма Sadco, являвшаяся дочерней компанией Scaldia-Volga.

Aleko 141

В 90-х годах компания активно пыталась реализовывать продукцию Волжского предприятия. Специалисты подразделения Scaldia-Volga разработали кабриолет Lada Natasha (основой послужила «восьмерка»), а также заряженную модификацию Lada Samara RSI. Но особым спросом эти автомобили не пользовались. Время Советского Союза вышло, государству было уже не до новых машин, а пережитки прошлого в Европе никого не интересовали.

Lada Natasha

Но Scaldia-Volga продолжала бороться за существование. Правда, в 1999 году большая часть предприятий была закрыта, а штат сократился до пятнадцати человек. В 2000 году компания вывела в Европу ВАЗ-2110. Но это была лишь агония. Продаж практически не было, поэтому в 2006 году Scaldia-Volga прекратила свое существование.

Павел Жуков

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

13 часов ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

13 часов ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

17 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

18 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

19 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

23 часа ago

This website uses cookies.