Scaldia - Каменный лес Stone Forest

Бельгийское акционерное общество Scaldia-Volga S.A достигло своего пика в период с 1979 по 1983 годы. За этот временной отрезок советско-бельгийская компания реализовала более 140 тысяч автомобилей из СССР. Но после подъема последовал сильный спад, справиться с которым «Скальдии» не удалось.

Содержание

Завод Scaldia - Каменный лес Stone Forest

Советские машины в странах Бенилюкса

Первой компанией, которая занялась экспортом советских автомобилей в Европу, стала финская Konela. Дела у нее пошли довольно неплохо, поэтому в 1964 году Советский Союз и Бельгия решили совместно создать акционерное общество для продаж «красных» машин в страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург). Но эти монархии являлись, скажем так, «стартовой площадкой». Scaldia-Volga имела виды и на другие страны Европы. Например, Британию и Францию. Штаб-квартира компании находилась в Брюсселе, а на первом этапе в ней трудилось семьдесят два человека.

Началась работа по продвижению «красных» брендов. Понятно, что сделать это было не так-то просто: европейский покупатель сильно отличался от советского, поскольку привык к большому ассортименту. Кроме этого, автомобили из СССР проигрывали конкуренцию в плане технической начинки и комфорта. Но все же один плюс был, за него и уцепились представители Scaldia-Volga – это цена. Советские машины были значительно дешевле, поэтому шансы на продажи были. Да и в компании не ставили слишком амбициозных планов, прекрасно понимая реалии рынка.

На первых порах жителям Бенилюкса были представлены все малолитражки, которыми был богат СССР. Речь идет о ЗАЗ-965 Запорожец, Москвичи и Волги. Причем все машины получили новые названия. Например, Запорожец превратился в Jalta, поскольку исходное имя для европейцев было слишком сложным. Москвичи стали Scaldia и Scaldia Elite, а Волги получили литеру М (М21, М22 и М24).

За первые четыре года работы компания сумела реализовать чуть более 13 500 автомобилей. И это было довольно неплохим результатом. Но в Scaldia-Volga решили, что показатели можно улучшить. Поэтому вскоре появились дизельные варианты советских машин. Из СССР Волги и Москвичи доставлялись в Бельгию без силовых агрегатов, а родные коробки передач находились в багажниках. На 21-е и 22-е Волги ставили 1,6-литровые дизельные моторы Perkins, которые выдавали смешные по современным меркам 43 «лошадки». Машины, оснащенные такими силовыми агрегатами, могли разгоняться максимум до 115 км/ч. Но и этого было вполне достаточно. Волги приобретались либо семьями с невысоким доходом, либо такси, поэтому на скорость внимания никто не обращал. Главное, большой, вместительный автомобиль за небольшие деньги. Вскоре точно такой же мотор начали ставить и на 408-й Москвич. Но затем его поменяли на более мощный, выдававший 52 «лошадки».

Новые моторы получили и Волги. Их оснащали 2,2-литровыми дизелями на 65 л.с. от Rover. Благодаря новому силовому агрегату советские «каравеллы» смогли стать более шустрыми – их «максималка» возросла до 120 км/ч. Но уже в 1968 году на смену Rover пришел Indenor. Этот дизельный агрегат на 68 «лошадок» ставился в паре с 4-ступенчатой коробкой передач от «Пежо».

Собирали в Бельгии и праворульные дизельные Волги. Правда, тираж был невелик – всего около сотни экземпляров. Их, скажем так, на разведку отправили в Индию, Пакистан и Сингапур. Но затея провалилась. В тех странах советским автопромом не интересовались. Пробовали реализовывать Волги и в Великобритании, но тоже неудачно. Зато на Туманном Альбионе удалось добиться неплохих результатов 412-у Москвичу. В 1969 году там реализовали около трехсот машин, а в 1973… почти 3700 экземпляров! Надо сказать, что высокий спрос на советскую машину появился не на ровном месте – сказался успех Москвича в ралли-марафоне Лондон-Мехико, который прошел в 1970 году.

Но уже через два года спрос на Москвичи упал. Реализовав менее 350 машин в 1975 году, компания решила прекратить экспорт.

Авто Scaldia - Каменный лес Stone Forest

Scaldia-Volga — последняя надежда

Для Scaldia-Volga удачным выдался временной отрезок с 1974 по 1978 годы. За это время компания смогла реализовать более 82,5 тысяч советских автомобилей. Это был успех, ведь за 14 лет работы фирма смогла нарастить объемы продаж в несколько раз. Прорыв был связан не только с новыми моторами, но и общим подходом к автомобилям. Изначально и Москвичи, и Волги, отправлявшиеся на экспорт, были гораздо качественнее, нежели те, которые предназначались для внутреннего рынка. На советских предприятиях существовали специальные комиссии, которые оценивали состояние автомобилей, ведь нельзя было ударить в грязь лицом перед европейскими друзьями. Не остались в стороне и сами бельгийцы. На предприятии машины получали наружные хромированные элементы, а также другие детали, влиявшие на экстерьер. Например, та же 21-я Волга получила другую, более современную решетку радиатора.

Пик успешности Scaldia-Volga пришелся на конец 70-х и начало 80-х годов. Тогда компания реализовала более 144 тысяч машин. Выросла и сама фирма, численность сотрудников на тот момент составляла более 250 человек. В Антверпене в 1983 году был построен новый комплекс площадью 115 тысяч квадратных метров, который включал в себя открытую стоянку и закрытые боксы.

Автомобиль Scaldia - Каменный лес Stone Forest

Закрытие автобренда

Но… затем пошел резкий спад. В середине 80-х советские машины уже окончательно проиграли конкуренцию, превратившись в глазах европейцев в архаичные транспортные средства. И повлиять на эту ситуацию не могла даже привлекательная цена. Но все же бельгийцы не сдавались. Они вывели на рынок Москвич-2141 под названием Aleko. В Германии машины именовались Aleko 141, а во Франции — Aleko S и SL. Интересно вот еще что: в Европе Москвичи реализовывались под брендом Lada, поскольку в те времена Лада пользовалась большей популярностью. Относительным спросом машины пользовались разве что во Франции. С 1990 по 1993 год удалось реализовать 769 Москвичей. Продажей машин занималась фирма Sadco, являвшаяся дочерней компанией Scaldia-Volga.

Scaldia Aleko 141 - Каменный лес Stone Forest
Aleko 141

В 90-х годах компания активно пыталась реализовывать продукцию Волжского предприятия. Специалисты подразделения Scaldia-Volga разработали кабриолет Lada Natasha (основой послужила «восьмерка»), а также заряженную модификацию Lada Samara RSI. Но особым спросом эти автомобили не пользовались. Время Советского Союза вышло, государству было уже не до новых машин, а пережитки прошлого в Европе никого не интересовали.

Lada Natasha Scaldia - Каменный лес Stone Forest
Lada Natasha

Но Scaldia-Volga продолжала бороться за существование. Правда, в 1999 году большая часть предприятий была закрыта, а штат сократился до пятнадцати человек. В 2000 году компания вывела в Европу ВАЗ-2110. Но это была лишь агония. Продаж практически не было, поэтому в 2006 году Scaldia-Volga прекратила свое существование.