Авто

ГАЗ-93: советский труженик

Почти на три десятилетия ГАЗ-93 закрыл потребность советского государства в грузовиках-самосвалах. За эти годы было выпущено несколько модификаций, но до массового производства дошли не все.

Содержание

Стране нужен новый самосвал

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз лежал в руинах. Для восстановления огромного государства срочно требовались самосвалы. Но грузовиков, переживших войну, катастрофически не хватало. Эта проблема была признана на государственном уровне. И её решением занялось несколько предприятий. В том числе, Горьковский автомобильный завод. В его арсенале к тому времени находилась устаревшая модель ГАЗ-410. Ей на смену должен был прийти новый базой грузовик ГАЗ-51. Причём работу над ним проводили сотрудники не Горьковского предприятия, а инженеры и конструкторы Уральского автозавода имени Сталина, построенного в Миассе. И в 1948 году они представили самосвал ГАЗ-93, в основе которого и находилось шасси «пятьдесят первого».

Этот грузовик получил цельнометаллическую самосвальную платформу (объём составлял 1,65 м³) и откидной задний борт.  Подъём кузова осуществлялся при помощи специального гидравлического механизма, который управлялся из кабины.

Первоначально предполагалось, что производство нового самосвала возьмёт на себя Новосибирский автозавод. Но на «верхах» поменялись планы. Мощности НАЗа были перепрофилированны и отданы под другой стратегически важный проект. А производство «девяносто третьего» переехало на Одесский автомобильный завод.

ГАЗ-93 должен был перекрыть потребность государства в самосвалах. На него, как на рабочую лошадку, были возложены большие надежды. Но очень скоро выяснилось, что запущенный в производство грузовик практически не пригоден для использования в сельскохозяйственной отрасли. Соответственно, перед инженерами и конструкторами появилась приоритетная задача — адаптировать ГАЗ-93 для нового вызова.

ГАЗ-93Д

В конце 1940-х и начале 1950-х годах самосвалы в сельском хозяйстве задействовались крайне редко. И на то была веская причина — грузовики использовались в других сферах (например, на стройках), а в колхозы и совхозы они попадали по остаточному принципу. Но когда в начале 1950-х годов в стране возникла проблема с продовольствием, руководство СССР призвало крупнейшие предприятия решить её. Более того, ситуация была взята под контроль Министерством автомобильной и тракторной промышленности. Чиновники  распорядились создать самосвал упрощенной конструкции (с использованием древесины, поскольку листовой металл являлся дефицитным), но с обязательной складной крышей и увеличенным объёмом кузова.

Требования возникли не на ровном месте. Дело в том, что изначально ГАЗ-93 создавался для перевозки тяжёлых грузов, например, щебня и гравия. И, соответственно, под эти задачи самосвал и получил кузов объёмом 1,65 м³ с грузоподъёмностью в 2,2 тонны. Но сельскохозяйственная продукция была легче, поэтому использовать исходную конструкцию на все 100% не получилось бы. Не было у «девяносто третьего» и герметичной крыши над кузовом. И это тоже стало бы проблемой во время транспортировки зерна.

ГАЗ-93Д

Вскоре появилась модификация ГАЗ-93Д, оснащённая деревянно-металлическим кузовом. И в конце 1954 года, после испытаний, началось серийное производство самосвала. Грузовик получил кузов (со складной деревянной крышей и откидным задним бортом) объёмом 3,16 м³, предназначенный для транспортировки удобрений, зерна, овощей и других сельскохозяйственных грузов. Грузоподъёмность составила 1,8-2 тонны, в зависимости от условий эксплуатации.

Как только началось серийное производство, появились и проблемы. Головной болью всего конструкторского отдела стали поставляемые для кузовов пиломатериалы (брус и доски). Они очень часто отличались размерами от необходимого. Причём как в большую, так и в меньшую стороны. И конструкторам то и дело приходилось вносить корректировки в чертежи.

 Второй проблемой стали сроки изготовления кузовов из металла и дерева. Процесс занимал гораздо больше времени, чем планировалось. Из-за этого сдвигались и сроки производства самосвалов. И вскоре стало понятно — нужно менять конструкцию.

ГАЗ-93Д

Модификации ГАЗов

В 1956 году на смену самосвалу с индексом «Д», пришёл новый — ГАЗ-93Б. Он уже получил цельнометаллический кузов объёмом 3,2 м³. Эта версия являлась сельскохозяйственной. Была ещё модификация с литерой «А» (она появилась четырьмя годами позже), предназначенная для работы на промышленном строительстве.

ГАЗ-93Б

Как только появился ГАЗ-93Б, с производства была снята многострадальная модификация «Д». Затем появилась ещё вариация «В». Она получила другую самосвальную установку и новую грузовую платформу без прямых углов. Во время заводских испытаний ГАЗ-93В хорошо проявил себя. Но до серийного производства дело не дошло. Его обошёл прямой конкурент – ЗИЛ-ММЗ-555.

ГАЗ-93В

В начале 1960-х годов на Саранском автомобильном заводе началась работа по созданию нового самосвала, оснащённого предварительным подъёмом кузова. Эта модификация, предназначенная для сельского хозяйства, получила название САЗ-2500, хотя и являлась модернизированной версией «девяносто третьего».

САЗ-2500 получил кузов объёмом в 2,7 м³. При этом, его можно было увеличить почти в два раза за счёт надставных бортов. В производстве самосвал находился вплоть до 1966 года. За это время предприятие выпустило свыше четырёх тысяч грузовиков.

САЗ-2500

ГАЗ-93 и некоторые его модификации (в особенности ГАЗ-93А и САЗ-2500) пользовались популярностью не только в самом Советском Союзе. Самосвалы шли на экспорт в дружественные страны Средней Азии и Африки. Эти грузовики получали иные комплектации, разработанные, с учётом специфического климата.

На конвейере Газ-93 находился до 1976 года. После этого производство самосвалов было прекращено. А освободившееся место заняли грузовики, построенные на платформах ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Однако «девяносто третьи» далеко не сразу ушли на покой. На протяжении последующего десятилетия они трудились как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Конечно, к тому моменту ГАЗ-93 был уже и морально, и физически устаревшим самосвалом со скоромной грузоподъёмностью. Но удачная конструкция, хороший запас прочности и ремонтопригодность продлили ему срок жизни. И только в конце 1980-х годов они окончательно уступили место более современным самосвалам.

Павел Жуков

Recent Posts

“Воронья лощина” Кристофера Хаттона. Как мистика вошла в жизнь Эдгара Аллана По

Эдгар Аллан По и Николай Гоголь родились в один год. Эти два культовых для мировой…

13 часов ago

Сохатый трофей

Лось – ценный трофей, но чтобы им обзавестись придется приложить много усилий. Порой, неопытные охотники…

13 часов ago

Стивен Кинг – великий, ужасный и 70-летний

В шумихе и потоке мемов с красным воздушным шариком после выхода снятого Андресом Мускетти «Оно»…

14 часов ago

Кокаиновые короли из Кали

В торговле наркотиками много схожего с обычным, ведущимся в рамках закона бизнесом. Здесь есть свои…

16 часов ago

BOOM Esports: История, Достижения и Современное Состояние Команды по Dota 2

BOOM Esports — одна из самых известных киберспортивных организаций из Индонезии, которая приобрела широкую популярность…

21 час ago

Трилистник adidas возвращается на ретро формы футбольных клубов

adidas решили отметить свое 75-летие возвращением одного из самых знаковых элементов брендинга немецкой компании -…

3 дня ago

This website uses cookies.