Санитарный фургон начали производить ещё в довоенные годы. Но и во время ожесточённого противостояния с Германий ГАЗ-55 сходил с конвейера. И эта «фронтовая неотложка» прекрасно проявила себя. Благодаря автомобилям с полей сражений были вывезены тысячи и тысячи раненых советских солдат.
Содержание
Отгремела Гражданская война. Страна, которой руководила Советская власть, лежала в руинах. Но постепенно жизнь стала налаживаться. Медленно, но верно. Это относится и к автопрому. Существенные изменения в этой отрасли стали происходить в начале 1930-х годов. Но недостаток специализированного транспорта всё равно был очень ощутим. Например, под санитарные фургоны для Красной Армии в те времена переделывали полуторатонные «Форды» и ГАЗы, но их не хватало. Требовалось наладить работу специализированного кузовного предприятия. И выбор руководства пал на Горьковский автомобильный завод.
В 1935 году на предприятии началась работа над первым полноценным советским санитарным автомобилем. Возглавил конструкторский коллектив Юрий Наумович Сорочкин. Первым делом работники завода изучили европейский и американский опыт. Сделали соответствующие выводы и пришли к решению, что необходимо брать за основу шасси ГАЗ-АА, снабдив его требуемым кузовом. И в 1938 году появился ГАЗ-55-55. Первые две «пятёрки» в названии являлись индексом шасси, вторые – индексом кузова. Поскольку они совпадали, обозначение сократили. И даже по заводским документам автомобиль проходил как «ГАЗ-55».
Работы у горьковских конструкторов было предостаточно. Оригинальная рессорная подвеска не подходила под санитарные нужды. Она была слишком жёсткой для транспортировки больных и ранены. В итоге, передние рессоры модернизировали, а у задних увеличили размер. Следом пришлось ставить и новые амортизаторы. Выход нашли быстро – «донором» стал легковой ГАЗ-М1. И ГАЗ-55 получил два амортизатора на переднюю ось и четыре на заднюю. Таким образом заводчанам удалось добиться мягкости хода подвесок.
Кузов автомобиля, как и почти все остальные ГАЗы, получил деревянный каркас, который обшивали листовым металлом. Учитывая специфику транспортного средства, в крыше были сделаны три вентиляционных кармана с вентиляторами для улучшения воздухообмена. Два из них отвечали за приток, один – за вытяжку. Проходящие через два калорифера, установленных под лавками, выхлопные газы отапливали салон. Кабина водителя была отгорожена от салона при помощи самой обыкновенной фанеры, в которой «прорубили» окошко.
У модели ГАЗ-АА над ветровым стеклом находился обязательный козырек. В санитарном автомобиле его «вырезали», установив фонарь, с нанесённым на стекло красным крестом. Что же касается запасных колёс, то их разместили на кронштейнах по обеим сторонам от капота.
Санитарный отсек позволял перевезти одновременно 8 сидячих человек (с учётом водителя и сопровождающего санитара получалось 10). Если же требовалось доставить лежачих ранены (больных), то автомобиль мог увезти четырёх на носилках, расположенных в два ряда друг над другом. В таком случае, оставалось место ещё для двух сидячих. Если же лежачих было двое, их размещали на носилках под потолком, а свободное место занимали пятеро сидячих человек. Кстати, носилки устанавливались на специальные амортизирующие подвесы, которые передвигались по направляющим (они находились на полу и на потолке). Загружали раненых (больных) в автомобиль через заднюю двухстворчатую дверь. Сидячие пациенты располагались на двух откидных трёхместных сиденьях по бортам кузова и на паре одноместных кресел, что «прописались» у перегородки между кабиной водителя и санитарным кузовом. В целом, такая компоновка оказалась удачной. И автомобиль мог за один раз увезти достаточное количество людей, пусть то раненых с поля боя или же заболевших гражданских.
После того, как производство санитарных автомобилей было налажено в Горьком, к выпуску подключился ещё и Казанский кузовной завод. Это предприятие назначили дублёром. Правда, было и существенное отличие. Все «санитарки», выпущенные Горьковским автозаводом, отправлялись прямиком в РККА. А вот «выпускники» Казани шли в гражданские медицинские учреждения. До начала войны в Татарстане было собрано чуть менее тысячи машин. Но их качество оказалось крайне низким. Доходило до того, что в больницах и на станциях скорой помощи местным механикам приходилось или ремонтировать кузов «санитарки», или же вообще менять его. Претензий к Казанскому предприятию было много. И уже в 1941 году, когда началась война, производство автомобилей там прекратили.
А вот в Горьком производство «санитарок» не остановили. Правда, тяжёлое фронтовое время внесло коррективы. На предприятии решили упростить конструкцию автомобиля. И поэтому вместо штампованных передних и задних крыльев появились просто гнутые. Металлические двери кабины были заменены на деревянные. Кроме этого, конструкторы отказались от бампера, вентиляционных отверстий в крыше, остекления кузова, одной фары и передних тормозов. Не всегда устанавливались и запасные колёса по бокам.
Однако несмотря на старания заводчан укомплектовать армию санитарными автомобилями в полном объёме не получалось. В лучшем случае в дивизиях насчитывалась половина машин от необходимого количества. Часто же бывало и так, что в распоряжении красноармейцев вообще отсутствовали «санитарки».
Зато те автомобили, которые поступили на фронт, прекрасно себя проявили. Во-первых, они были ремонтопригодными в любых условиях. Во-вторых, транспорт мог преодолевать даже серьёзное бездорожье, а значит, добраться практически в любое место. В-третьих, «санитарки», несмотря на упрощение конструкции, всё равно остались более комфортными. Они проезжали по разбитым фронтовым дорогам без чрезмерных раскачиваний, тряски и подскоков. Что выгодно отличало «санитарок» от грузовиков и автобусов. Это было очень важным моментом при транспортировке тяжелораненых солдат. Статистику в то время никто не вёл, было не до неё, но понятно, что благодаря ГАЗам-55 с полей сражений было вывезено огромное количество военнослужащих. За это автомобили и прозвали «фронтовыми неотложками».
Производство «пятьдесят пятых» продолжалось вплоть до 1946 года. Потом Горьковское предприятие поставили модель на «паузу». Дело в том, что после окончания войны в народное хозяйство стали возвращаться армейские автомобили. Но уже к концу 1946 года стало понятно – их не хватает. К тому же, многие машины были в плачевном техническом состоянии и ремонтировались они дольше, чем ездили.
В декабре производство «фронтовых неотложек» было возобновлено. Правда, не на самом ГАЗе, а на Горьковском автобусном заводе (ГЗА, чтобы избежать путаницы), который стал самостоятельным предприятием. Здесь выпускались «пятьдесят пятые» как для армии, так и для гражданской службы. Вся разница заключалась в цвете кузова. Военные «санитарки» были стандартного защитного окраса. А гражданские – белые, серые и песочные. Остался и фонарь с красным крестом над лобовым стеклом. Когда «санитарка» отправлялась на выезд, водитель включал свет, чтобы водители могли быстро сориентироваться уступить дорогу.
Красные кресты наносились ещё по бокам гражданских автомобилей. А вот на армейских они, чаще всего, отсутствовали. Так повелось ещё с войны, санитарный транспорт старались замаскировать и не выделять среди прочей техники в целях безопасности. Производство ГАЗ-55 продолжалось до второй половины 1950 года. Потом «санитарку» отправили на покой, поскольку она к тому времени уже сильно устарела как морально, так и технически. В общей сложности было произведено более 12 тысяч машин, которые верой и правой служили стране в самое сложное для неё время. И не подвели.
Nike снова сыграли на территории легенд и добавили в футбол щепотку Mamba Mentality, выпустив кроссовер,…
Если с сегодняшнего дня налечь на отруби и фасоль килограммами, вас просто раздует. Так с…
Lay’s и Saucony объединились и сделали то, что выглядит одновременно неожиданно и логично: выпустили игривую…
Полное название: Swansea City Association Football Club Год основания: 1912 Страна и город: Уэльс, Суонси…
У анонсированной новогодней комедии "Обратная связь" был серьезный задел для того, чтобы стать успешным фильмом,…
Всем известно ощущение нехватки кислорода. Одышка появляется при задержке дыхания, выполнении тяжелых упражнений или подъеме…
This website uses cookies.