Авто

ГАЗ-55: «фронтовая неотложка»

Санитарный фургон начали производить ещё в довоенные годы. Но и во время ожесточённого противостояния с Германий ГАЗ-55 сходил с конвейера. И эта «фронтовая неотложка» прекрасно проявила себя. Благодаря автомобилям с полей сражений были вывезены тысячи и тысячи раненых советских солдат.

Содержание

Работа над первой советской «санитаркой»

Отгремела Гражданская война. Страна, которой руководила Советская власть, лежала в руинах. Но постепенно жизнь стала налаживаться. Медленно, но верно. Это относится и к автопрому. Существенные изменения в этой отрасли стали происходить в начале 1930-х годов. Но недостаток специализированного транспорта всё равно был очень ощутим. Например, под санитарные фургоны для Красной Армии в те времена переделывали полуторатонные «Форды» и ГАЗы, но их не хватало. Требовалось наладить работу специализированного кузовного предприятия. И выбор руководства пал на Горьковский автомобильный завод.

В 1935 году на предприятии началась работа над первым полноценным советским санитарным автомобилем. Возглавил конструкторский коллектив Юрий Наумович Сорочкин. Первым делом работники завода изучили европейский и американский опыт. Сделали соответствующие выводы и пришли к решению, что необходимо брать за основу шасси ГАЗ-АА, снабдив его требуемым кузовом. И в 1938 году появился ГАЗ-55-55. Первые две «пятёрки» в названии являлись индексом шасси, вторые – индексом кузова. Поскольку они совпадали, обозначение сократили. И даже по заводским документам автомобиль проходил как «ГАЗ-55».

Работы у горьковских конструкторов было предостаточно. Оригинальная рессорная подвеска не подходила под санитарные нужды. Она была слишком жёсткой для транспортировки больных и ранены. В итоге, передние рессоры модернизировали, а у задних увеличили размер. Следом пришлось ставить и новые амортизаторы. Выход нашли быстро – «донором» стал легковой ГАЗ-М1. И ГАЗ-55 получил два амортизатора на переднюю ось и четыре на заднюю. Таким образом заводчанам удалось добиться мягкости хода подвесок.

Особенности ГАЗ-55

Кузов автомобиля, как и почти все остальные ГАЗы, получил деревянный каркас, который обшивали листовым металлом. Учитывая специфику транспортного средства, в крыше были сделаны три вентиляционных кармана с вентиляторами для улучшения воздухообмена. Два из них отвечали за приток, один – за вытяжку. Проходящие через два калорифера, установленных под лавками, выхлопные газы отапливали салон. Кабина водителя была отгорожена от салона при помощи самой обыкновенной фанеры, в которой «прорубили» окошко.

У модели ГАЗ-АА над ветровым стеклом находился обязательный козырек. В санитарном автомобиле его «вырезали», установив фонарь, с нанесённым на стекло красным крестом. Что же касается запасных колёс, то их разместили на кронштейнах по обеим сторонам от капота.

Санитарный отсек позволял перевезти одновременно 8 сидячих человек (с учётом водителя и сопровождающего санитара получалось 10). Если же требовалось доставить лежачих ранены (больных), то автомобиль мог увезти четырёх на носилках, расположенных в два ряда друг над другом. В таком случае, оставалось место ещё для двух сидячих. Если же лежачих было двое, их размещали на носилках под потолком, а свободное место занимали пятеро сидячих человек. Кстати, носилки устанавливались на специальные амортизирующие подвесы, которые передвигались по направляющим (они находились на полу и на потолке). Загружали раненых (больных) в автомобиль через заднюю двухстворчатую дверь. Сидячие пациенты располагались на двух откидных трёхместных сиденьях по бортам кузова и на паре одноместных кресел, что «прописались» у перегородки между кабиной водителя и санитарным кузовом. В целом, такая компоновка оказалась удачной. И автомобиль мог за один раз увезти достаточное количество людей, пусть то раненых с поля боя или же заболевших гражданских.

После того, как производство санитарных автомобилей было налажено в Горьком, к выпуску подключился ещё и Казанский кузовной завод. Это предприятие назначили дублёром. Правда, было и существенное отличие. Все «санитарки», выпущенные Горьковским автозаводом, отправлялись прямиком в РККА. А вот «выпускники» Казани шли в гражданские медицинские учреждения. До начала войны в Татарстане было собрано чуть менее тысячи машин. Но их качество оказалось крайне низким. Доходило до того, что в больницах и на станциях скорой помощи местным механикам приходилось или ремонтировать кузов «санитарки», или же вообще менять его. Претензий к Казанскому предприятию было много. И уже в 1941 году, когда началась война, производство автомобилей там прекратили.

Во время и после войны

А вот в Горьком производство «санитарок» не остановили. Правда, тяжёлое фронтовое время внесло коррективы. На предприятии решили упростить конструкцию автомобиля. И поэтому вместо штампованных передних и задних крыльев появились просто гнутые. Металлические двери кабины были заменены на деревянные. Кроме этого, конструкторы отказались от бампера, вентиляционных отверстий в крыше, остекления кузова, одной фары и передних тормозов. Не всегда устанавливались и запасные колёса по бокам.

Однако несмотря на старания заводчан укомплектовать армию санитарными автомобилями в полном объёме не получалось. В лучшем случае в дивизиях насчитывалась половина машин от необходимого количества. Часто же бывало и так, что в распоряжении красноармейцев вообще отсутствовали «санитарки».

Зато те автомобили, которые поступили на фронт, прекрасно себя проявили. Во-первых, они были ремонтопригодными в любых условиях. Во-вторых, транспорт мог преодолевать даже серьёзное бездорожье, а значит, добраться практически в любое место. В-третьих, «санитарки», несмотря на упрощение конструкции, всё равно остались более комфортными. Они проезжали по разбитым фронтовым дорогам без чрезмерных раскачиваний, тряски и подскоков. Что выгодно отличало «санитарок» от грузовиков и автобусов. Это было очень важным моментом при транспортировке тяжелораненых солдат. Статистику в то время никто не вёл, было не до неё, но понятно, что благодаря ГАЗам-55 с полей сражений было вывезено огромное количество военнослужащих. За это автомобили и прозвали «фронтовыми неотложками».

Производство «пятьдесят пятых» продолжалось вплоть до 1946 года. Потом Горьковское предприятие поставили модель на «паузу». Дело в том, что после окончания войны в народное хозяйство стали возвращаться армейские автомобили. Но уже к концу 1946 года стало понятно – их не хватает. К тому же, многие машины были в плачевном техническом состоянии и ремонтировались они дольше, чем ездили.

В декабре производство «фронтовых неотложек» было возобновлено. Правда, не на самом ГАЗе, а на Горьковском автобусном заводе (ГЗА, чтобы избежать путаницы), который стал самостоятельным предприятием. Здесь выпускались «пятьдесят пятые» как для армии, так и для гражданской службы. Вся разница заключалась в цвете кузова. Военные «санитарки» были стандартного защитного окраса. А гражданские – белые, серые и песочные. Остался и фонарь с красным крестом над лобовым стеклом. Когда «санитарка» отправлялась на выезд, водитель включал свет, чтобы водители могли быстро сориентироваться уступить дорогу.

Красные кресты наносились ещё по бокам гражданских автомобилей. А вот на армейских они, чаще всего, отсутствовали. Так повелось ещё с войны, санитарный транспорт старались замаскировать и не выделять среди прочей техники в целях безопасности. Производство ГАЗ-55 продолжалось до второй половины 1950 года. Потом «санитарку» отправили на покой, поскольку она к тому времени уже сильно устарела как морально, так и технически. В общей сложности было произведено более 12 тысяч машин, которые верой и правой служили стране в самое сложное для неё время. И не подвели.

Павел Жуков

Recent Posts

Сэм Спейд: прародитель образа нуарного детектива

Сэм Спейд – центральный персонаж знаменитого детективного романа «Мальтийский сокол» и ряда других коротких произведений…

2 минуты ago

Шотландский шарф в тартан – к холодам готов!

Все аксессуары можно разделить на две большие категории: функциональные и исключительно декоративные. Шарфы, разумеется, относятся…

5 часов ago

Кто такой травматолог-ортопед

Доброго времени суток! Я не знаю, в какое время суток ты прочтёшь эту статью и…

6 часов ago

Биография писателя Томаса Элиота

Томас Стернз Элиот (1888-1965) – американский и английский поэт, драматург и литературный критик. Он был…

7 часов ago

Марио Кемпес. Недооцененный El Matador аргентинского футбола

Сейчас главным идолом аргентинского футбола (и не только) является Лионель Месси, ранее все боготворили Диего…

8 часов ago

Demix и олимпийские чемпионы запускают новую коллекцию одежды и обуви

Бренд спортивной экипировки Demix представляет новую коллекцию одежды и обуви для фитнеса и тренинга. Технологичная…

15 часов ago

This website uses cookies.