«Чайка» являлась недосягаемой мечтой советского человека. Только сильные мира сего могли обзавестись одним из лучших творений советского автопрома.
В конце 50-х годов прошлого столетия в СССР началась работа над собственным автомобилем для партийной элиты. Поскольку опыта в создании машин подобного класса практически не было, конструкторы с подачи «верхов», взяли за образцы американские «Паккарды» – Caribbean и Patrician. За изучение транспортных средств взялись сотрудники ГАЗа, ЗИЛа и НАМИ.
Но ставка была сделана именно на Горьковское предприятие. К новому автомобилю предъявили ряд требований. Во-первых, он должен был лишиться технических огрехов и болячек, которыми страдал ГАЗ-12. Во-вторых, от автомобиля ждали хорошего управления и качественной шумоизоляции.
За работу взялся конструктор Александр Дмитриевич Проскурин и еще несколько специалистов. Одним из новшеств стало появление Х-образной рамы, которая заменила собой несущий кузов. Вообще, в новом ГАЗ-13 были собраны чуть ли не все самые актуальные достижения в автомобилестроении. Например, «автомат» с кнопочным переключением передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины, моторизованные стеклоподъемники, радиоприемник на пять каналов с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. Ну и, конечно, мотор. ГАЗ-13 «Чайка» получил силовой агрегат Chrysler V8, который немного переделали под советские реалии. После модернизации двигатель обладал 5,5 литрами рабочего объема и 195 л.с.
Первый опытный образец был собран летом 1957 года. ГАЗ-13 был покрашен необычно: темно-вишневый низ и светло-кремовый верх. На решетке Горьковского «новобранца» поселилась чайка, которая и поделилась с машиной названием. На конвейер автомобиль встал в 1959 году.
Мелкосерийное производство автомобиля для советской элиты было приурочено к знаковому для страны событию — XXI съезду ЦК КПСС. Именно на нем правительство заявило, что в СССР безоговорочную победу одержал социализм, а значит, не за горами и достижение конечной цели — коммунизма.
Если предсерийные образцы окрашивали в разные цвета, то затем черный вытеснил все остальные. Оно и понятно, ведь ГАЗ-13 создавали для партийной элиты. А им по статусу положен строгий черный цвет. Правда, «Чайка» “трудилась” не только в СССР. Машины стали отправлять в дипломатические представительства Советского Союза в других странах. Но основная масса, конечно, «жила» в Москве. На «Чайках» ездили послы и консулы Монголии, КНДР, Эфиопии, Болгарии, ГДР, Финляндии, Венгрии и других стран. Известно, что один автомобиль находился даже в автопарке американского посольства.
Естественно, такая удачная машина не могла выпускаться лишь в одном исполнении. Вскоре ГАЗ-13 обзавелся несколькими разновидностями. Например, медицинской версией ГАЗ-13С в кузове универсал, прозванной в народе «черный доктор». Ее создали по непосредственному приказу Минздрава. И обслуживал «черный доктор» только самых важных чиновников. Также было создано несколько машин в кузовах фаэтон и ландо. Они использовались только во время парадов.
Поскольку производство «Чайки» носило мелкосерийный характер, то за годы производства было выпущено порядка трех тысяч автомобилей. В частные руки ГАЗ-13 попасть не мог в принципе. Единственное исключение — какое-то весомое достижение. «Чайкой», например, наградили писателя Михаила Шолохова и космонавта Валентину Терешкову. Простому работяге, пусть даже стахановцу, о таком автомобиле можно было даже не мечтать.
К сожалению, до наших дней многие из машин не дожили. А выжившие экземпляры сохранились стараниями коллекционеров.
Поскольку в Голливуде никогда не будет слишком много супергероев, не стоит удивляться появлению нового персонажа…
Шотландия известна в индустрии моды не только благодаря килту и узору тартан. Здесь зародился знаковый…
Если хотите лучше понимать произведение того или иного автора, обязательно заранее поинтересуйтесь его биографией. Окончательно…
В 1871 году значительная часть города Чикаго сгорела. Эта катастрофа, унесшая жизни нескольких сотен жителей,…
Если вы ищете идеальную кофемашину, чтобы наслаждаться ароматным кофе каждый день, обратите внимание на нашу…
Проектирование собственного дома – это увлекательный и ответственный процесс. Многие мечтают о создании уникального пространства,…
This website uses cookies.