Авто

ГАЗ-13 «Чайка»: советский автомобиль, дотянувшийся до звезд

«Чайка» являлась недосягаемой мечтой советского человека. Только сильные мира сего могли обзавестись одним из лучших творений советского автопрома.

Американский след

В конце 50-х годов прошлого столетия в СССР началась работа над собственным автомобилем для партийной элиты. Поскольку опыта в создании машин подобного класса практически не было, конструкторы с подачи «верхов», взяли за образцы американские «Паккарды» – Caribbean и Patrician. За изучение транспортных средств взялись сотрудники ГАЗа, ЗИЛа и НАМИ.

Но ставка была сделана именно на Горьковское предприятие. К новому автомобилю предъявили ряд требований. Во-первых, он должен был лишиться технических огрехов и болячек, которыми страдал ГАЗ-12. Во-вторых, от автомобиля ждали хорошего управления и качественной шумоизоляции.

За работу взялся конструктор Александр Дмитриевич Проскурин и еще несколько специалистов. Одним из новшеств стало появление Х-образной рамы, которая заменила собой несущий кузов. Вообще, в новом ГАЗ-13 были собраны чуть ли не все самые актуальные достижения в автомобилестроении. Например, «автомат» с кнопочным переключением передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины, моторизованные стеклоподъемники, радиоприемник на пять каналов с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. Ну и, конечно, мотор. ГАЗ-13 «Чайка» получил силовой агрегат Chrysler V8, который немного переделали под советские реалии. После модернизации двигатель обладал 5,5 литрами рабочего объема и 195 л.с.

Что внешне, что внутренне «Чайка», конечно, напоминала американские машины того времени. И это не удивительно. Автопром звездно-полосатого берега был в ту пору на ведущих ролях и исполнял роль ориентира. Европейские компании только-только отходили от последствий войны, поэтому ничего толкового и продвинутого советским конструкторам они предложить не могли.

Первый опытный образец был собран летом 1957 года. ГАЗ-13 был покрашен необычно: темно-вишневый низ и светло-кремовый верх. На решетке Горьковского «новобранца» поселилась чайка, которая и поделилась с машиной названием. На конвейер автомобиль встал в 1959 году.

Чайка, запредельная мечта

Мелкосерийное производство автомобиля для советской элиты было приурочено к знаковому для страны событию — XXI съезду ЦК КПСС. Именно на нем правительство заявило, что в СССР безоговорочную победу одержал социализм, а значит, не за горами и достижение конечной цели — коммунизма.

«Чайка» произвела фурор на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, взяв гран-при. Также автомобиль отмечали и на других международных выставках как в Европе, так и в США. Западные зрители сильно удивлялись тому, что «Чайка» являлась детищем советского автопрома.

Если предсерийные образцы окрашивали в разные цвета, то затем черный вытеснил все остальные. Оно и понятно, ведь ГАЗ-13 создавали для партийной элиты. А им по статусу положен строгий черный цвет. Правда, «Чайка» “трудилась” не только в СССР. Машины стали отправлять в дипломатические представительства Советского Союза в других странах. Но основная масса, конечно, «жила» в Москве. На «Чайках» ездили послы и консулы Монголии, КНДР, Эфиопии, Болгарии, ГДР, Финляндии, Венгрии и других стран. Известно, что один автомобиль находился даже в автопарке американского посольства.

Несмотря на успех, конструкторы уже в 1962 году произвели рестайлинг модели. ГАЗ-13 получил новый карбюратор, двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности, другую отделку салона, колпаки и другие новшества. Дизайн решили не трогать, поскольку он все еще являлся актуальным.

Естественно, такая удачная машина не могла выпускаться лишь в одном исполнении. Вскоре ГАЗ-13 обзавелся несколькими разновидностями. Например, медицинской версией ГАЗ-13С в кузове универсал, прозванной в народе «черный доктор». Ее создали по непосредственному приказу Минздрава. И обслуживал «черный доктор» только самых важных чиновников. Также было создано несколько машин в кузовах фаэтон и ландо. Они использовались только во время парадов.

Шли годы, «Чайка» начала заметно устаревать, но проводить глубокий рестайлинг модели не стали. Вместо этого появился ГАЗ-14. Интересно вот что: обе модели выпускались параллельно с 1977 по 1981 годы. И лишь в 1981 году «Чайка» окончательно ушла на пенсию, освободив дорогу новому поколению.

Поскольку производство «Чайки» носило мелкосерийный характер, то за годы производства было выпущено порядка трех тысяч автомобилей. В частные руки ГАЗ-13 попасть не мог в принципе. Единственное исключение — какое-то весомое достижение. «Чайкой», например, наградили писателя Михаила Шолохова и космонавта Валентину Терешкову. Простому работяге, пусть даже стахановцу, о таком автомобиле можно было даже не мечтать.

После выхода на пенсию «Чайка» далеко не сразу отправилась на обочину истории. Некоторые машины были отправлены в ЗАГСы, где трудились на радость молодоженам. Еще часть ушла в распоряжение мелких партийных чиновников в провинции.

К сожалению, до наших дней многие из машин не дожили. А выжившие экземпляры сохранились стараниями коллекционеров.

Павел Жуков

Recent Posts

“Оно приходит за тобой” Дэвида Роберта Митчелла. Современное проклятье человечества

Чтобы удивить искушенного зрителя 21 века фильмом жанра хоррор, необходимо сильно постараться. "Паранормальное явление", "Заклятие",…

16 часов ago

Гаджеты для борьбы с храпом

Когда-то громкий храп считался признаком крепкого здоровья. Человек заливисто храпит, значит, хорошо спит и набирается…

3 дня ago

Описание винтовки “Корд”, ее особенности и характеристики

В последние десятилетия войны носят локальный характер. В таких условиях снайпера отыгрывают важную роль. Общемировая…

3 дня ago

Что нужно есть во время тренировки

Вы активно тренируетесь, у вас все получается, но тут начинает бурлить в животе. Вы продолжаете…

3 дня ago

Karhu – бренд летающих финнов

Финский бренд Karhu уже более ста лет предоставляет олимпийцам кроссовки. Их носил в том числе…

3 дня ago

Всё об актёре Джеффри Райте: фильмография, карьера, личная жизнь

Американский актёр Джеффри Райт, известный по сериалу "Мир Дикого запада" и фильма про Джеймса Бонда,…

3 дня ago

This website uses cookies.