Личности

«Маленький джаз» с большим сердцем: история Роя Элдриджа

Невысокий рост не помешал ему стать настоящим гигантом джаза. То, как он структурировал свои соло, было неповторимо. Вдохновением для него был Луи Армстронг, однако он никогда не опускался до подражания и сумел создать свой собственный стиль, ставший вдохновением для других поколений музыкантов. Речь о знаменитом Рое Элдридже, которого до сих пор называют самым невероятным и эмоциональным трубачом Эпохи свинга.

Содержание

Ранние годы

Рой Элдридж родился 30 января 1911 года в Питтсбурге. Его отец был простым плотником, а мама – пианисткой. Мама Роя обладала абсолютным музыкальным слухом, который и унаследовал Рой. Уже в пять лет он мог спокойно сыграть блюзовые мелодии без какой-либо подготовки. Кроме того, интерес к музыке рос для Роя благодаря его старшему брату Джо, который виртуозно играл на скрипке, саксофоне и кларнете.

Сам Рой ранних лет уже играл на ударных. Джо был настолько поражен успехами брата, что предложил ему попробовать освоить трубу. Рой не проявил особого интереса к этому инструменту, да и сноровки ему на тот момент не хватило. Лишь после смерти матери Элдридж вернулся к инструменту и начал серьезно заниматься им. Порой на его занятия уходило по 8-9 часов в день. Несмотря на прирожденный талант к музыке, Рой не владел нотной грамотой. Абсолютный слух позволял ему подбирать мелодии на слух, но вот «читать» их он мог плохо.

В 16 лет Роя выгоняют из школы за неуспеваемость. Юноша решает уйти из дома и податься в прямом смысле в бродячие музыканты. Сначала он играл в различных передвижных шоу и карнавальных оркестрах, затем начал собирать собственные группы и выступать с ними по Среднему западу. Считается, что именно в те годы юношу заметил Каунт Бэйси. Он отметил, что парень является «лучшим трубачом, что он слышал в своей жизни». Бэйси был недалек от истины, как показала история.

Начало карьеры

В 1931 году Элдридж переезжает в Нью-Йорк, где играет в различных танцевальных оркестрах. Кстати, именно тогда он получает свое прозвище – «Little Jazz». Его прозвали так за бурную и крайне эмоциональную манеру исполнения.

Первая популярность пришла к музыканту в 1935 году. В тот момент он играл в оркестре Тэдди Хилла. Оркестр часто аккомпанировал Билли Холидей и принимал участие в записях. Это позволило Элдриджу самому записать сольные импровизации, которые и привлекли внимание к музыканту. Он покидает оркестр Хилла и присоединяется к Флетчеру Хендерсону, где начинает исполнять и вокальные партии. Голос у Роя был прекрасный: приятный тембр в сочетании с отличным слухом и страстной манерой исполнения сразу же находил отклик в сердцах слушателей.

Расцвет карьеры

В 1936 году Элдридж женится. Его избранницей становится Виола Ли Фонг. Одновременно с этим он принимает участие в записях таких хитов как «Christopher Columbus» и «Blue Lou». Эти записи приносят Рою оглушительный успех. Его страстная манера исполнения, потрясающий свинг привлекают к себе внимание широкой публики. Он становится звездой.

В 1937 году он вновь играет с братом, Джо выступает и в роли саксофониста, и в роли аранжировщика. Они неоднократно появляются на радио, записываются на студии и выступают в клубах. В 1939 году Элдридж становится руководителем оркестра из 10 музыкантов и слывет самым интересным трубачом современности.

В начале 1941 года на него обрушивается целая череда приглашений и предложений от лучших свинговых биг-бэндов. Рой выбирает из всего этого списка предложение Джина Крупы. Элдридж становится одним из первых черных музыкантов, работающим на постоянной основе в «белом» оркестре. Он по-настоящему блистал на сцене, можно сказать, что именно благодаря его таланту и неиссякаемой харизме оркестр Крупы начал играть настоящий джаз и снискал славу у публики. В те же времена прозвучало и самое известное соло Роя в «Rockin’ Chair», это был маленький бенефис музыканта, после которого критики неустанно восхваляли и его стиль, и его талант, и его уникальный тембр.

Впрочем, это не уберегло оркестр Крупы от распада. Некоторое время после этого Элдридж выступал в различных коллективах, а затем попал в еще один белый коллектив – оркестр Арти Шо. Несмотря на успех и громкую популярность, Рой все равно регулярно сталкивался с проблемами расовой сегрегации. Очередной инцидент подобного рода произошел во время гастролей, после чего Элдридж решил покинуть коллектив Шо и создать свой собственный бэнд. Попытка оказалась неудачной (не хватило финансирования), поэтому Рой вернулся к работе в небольших коллективах.

В 50-х годах музыканта настиг своеобразный творческий кризис, он начал думать, что его игра уже неактуальна и что он сам, как джазмен, устарел. Но удачные гастроли во Франции вернули ему вкус к жизни, он выступил в «Birdland», провел несколько удачных записей у Нормана Гранца, а затем и вовсе стал одним из звездных участников JATP. Работу в различных ансамблях он не бросал: он успел поиграть и у Хокинса, в том числе на Ньюпортском фестивале.

Последние годы

В 60-х годах Элдридж вновь сталкивается с кризисом, но на этот раз причина крылась не во внутренних проблемах, а во внешних. Работы стало объективно мало, даже гастроли с Каунтом Бэйси и Эллой Фицджеральд не приносили нормального дохода. Музыканту казалось, что он уже не нужен. После возвращения в Нью-Йорк он попытался вновь «пофрилансить» в различных коллективах. Можно сказать, что вполне успешно, однако самому Элдриджу это не приносило удовлетворения.

Большую часть 70-х годов Элдридж записывался для лейбла «Pablo», уже будучи введенным в «Зал джазовой славы Down Beat», однако возраст давал о себе знать: диапазон музыканта был уже не тот. Но он не хотел принимать реальность и продолжал выдавать самые высокие ноты, несмотря на то, что здоровье ему уже не позволяло. Он перенес инсульт, но продолжал руководить группой и выступать самостоятельно. Он всегда стремился поддерживать непринужденную и веселую атмосферу во время работы, все, кто успели поработать с Роем, отмечали, что он был невероятно добрым и открытым человеком, обожавшим свое дело.

В 1980 году Элдридж переносит очередной инсульт, из-за чего он уже не мог брать инструмент в руки и выступать. 26 февраля 1989 года Роя Элдриджа не стало. Он скончался через три недели после смерти супруги.

Семен Скрипник

Автор раздела Кино на портале Каменный лес

Recent Posts

adidas Spezial – возрождение модели кроссовок

adidas в настоящее время переживает эпоху возрождения благодаря сотрудничеству с иконами современной поп-культуры Канье Уэстом…

7 часов ago

Домашний кинотеатр: 10 фильмов про скинхедов

За окном стремительно желтеют листья, дуют холодные ветра, на глазах тает световой день, равно как…

9 часов ago

Победитель Кубка Дэвиса, теннисист Андрей Чесноков, отвоевавший свои призовые у СССР

В самый разгар популярности профессионального мирового тенниса в Советском Союзе тренировался Андрей Чесноков. Скромный мальчик…

10 часов ago

ФК Базель. История 20-кратных чемпионов Швейцарии

Полное название: Fussball Club BaselГод основания: 1893Страна и город: Швейцария, БазельСтадион: St. Jakob-ParkЦвета: красно-синиеСайт: fcb.ch…

11 часов ago

Студия подкастов в Петербурге: как выбрать без ошибок

Во многих компаниях подкаст уже стал каналом продаж и PR. Но качество решает, а оно…

17 часов ago

Форум «Лидеры потребительского рынка»: главная точка встречи бизнеса и потребителей

11 ноября в Сочи пройдет форум «Лидеры потребительского рынка» – ключевая площадка диалога между бизнесом…

18 часов ago

This website uses cookies.