Его называли «Королем маршей», в его честь называли музыкальный инструмент, который, по его же собственному заказу, изготовили специально для оркестра. Речь о знаменитом американском композиторе и музыканте Джоне Суза. Его сочинения, пожалуй, известны любому американцу, однако гастролировал он не только по родным Штатам, но и по всему миру. Марши Сузы являются синонимом американского патриотизма, именно поэтому несколько раз они сопровождали инаугурации президентов США.
Содержание
Джон Филип Суза родился 6 ноября 1854 года в семье баварских и португальских иммигрантов. Он был третьим из десяти детей. Из-за слабого здоровья мальчик едва ли мог посещать школу, поэтому родители воспитывали и учили его дома на начальном этапе. Затем, когда он немного окреп, его отдали в школу, где мальчик практически сразу же пристрастился к игре на скрипке. Он начал брать уроки музыки и композиции.
Несмотря на то что сам Суза вспоминает о своем детстве с теплотой, нельзя сказать, что с семьей его связывают совсем уж близкие отношения. Он хорошо относился к своему отцу, но, кажется, это единственный человек, к которому он испытывал хоть какую-то привязанность. Отец мальчика был скромным и тихим человеком и старался привить сыну любовь к музыке и к людям. Сам Жуан был музыкантом, играл на тромбоне в оркестре морской пехоты. Многочисленные братья и сестры практически не упоминаются автобиографии Сузы, упоминания удостоилась лишь сестра Кэтрин и то лишь потому, что она помогала в его воспитании.
Постепенно уроки игры на скрипке уже стали недостаточными для юного гения. Он начал осваивать фортепиано, флейту и, что самое главное, духовые инструменты. Уже в возрасте 11 лет Суза создает свой первый духовой оркестр. Дело настолько увлекает мальчика, что в 13 лет он даже планирует бежать из дома с бродячим цирком в качестве странствующего музыканта. Но отцу удается остудить пыл сына и уговорить его поступить в оркестр морской пехот, в котором он играл сам, в качестве скрипача.
В военном оркестре Суза провел почти шесть лет. В 1874 году он покидает его, однако выступления в качестве скрипача не бросает. Он выступает в нескольких театрах Вашингтона, а также на ярмарочной площади. Можно сказать, что 70-е годы для него стали годом учебы, он постоянно пробовал разные приемы, учился строить композицию и проявлял себя как аранжировщик.
В 1876 году случай приводит его в Филадельфию, где он принимает участие в торжествах, посвященных столетию США. Специально для праздничных гастролей был создан оркестр, руководителем которого стал Жак Оффенбах. Суза же становится первой скрипкой оркестра. Он регулярно выступает, а в свободное от выступлений время пробует себя в качестве композитора в театральных постановках. В эти годы появляются такие его работы, как аранжировки к опереттам Гилберта и Салливана (в том числе «Фрегат «Пинафор»», для которой Суза написал новую оркестровку, столь высоко оцененную самими авторами).
В 1880 году Сузу замечает полковник Чарльз Макколи, комендант морской пехоты. Он был поражен качеством музыкального сопровождения одного из спектаклей и захотел узнать имя аранжировщика. Когда ему сообщили, что это не кто иной, как его бывший оркестрант, он захотел встретиться с Джоном за обедом и предложить ему должность дирижера оркестра морской пехоты. На тот момент дела оркестра шли плохо и Чарльз решил, что молодой и талантливый Суза сможет преобразить его и вдохнуть новую жизнь. Так и случилось.
Суза не просто вернулся в оркестр, но превратил его в один из лучших духовых оркестров Америки. Двенадцать лет работы в этом коллективе принесли Сузе настоящий успех. Репертуар значительно расширился и пополнился не только новыми аранжировками классических произведений, но и совершенно новыми авторскими композициями.
Именно в 80-е годы Суза ярко раскрывается как композитор. Первый громкий успех настигает его после создания оперетты «Желанная». Не менее популярным стал и его первый марш – «Гладиатор». Оркестр под руководством Сузы гастролирует по всей стране и именно это становится для Джона серьезным испытанием. Он начинает особенно остро ощущать, что его положение в качестве военнослужащего без офицерского ранга значительно контрастирует с тем уровнем известности, который принесла ему работа в военном оркестре. Ему становится все тяжелее развиваться дальше как композитору и дирижеру.
Все эти метания вынуждают его в итоге оставить военную службу и принять предложение мецената Дэвида Блейкли. Блейкли давно предлагал Джону оставить прежнюю должность и создать свой собственный оркестр. Новый ансамбль «Оркестр Сузы» практически с первых же дней получил известность (все благодаря имени самого руководителя). Оркестр гастролировал по США, а затем, когда в одной стране ему стало уже тесно, отправился в мировое турне. Он появился на всемирной выставке в Париже, а затем прокатился по всей Европе и другим мировым столицам.
Кстати, Джон Суза известен не только своими музыкальными произведениями. В честь него назвал и целый музыкальный инструмент – сузафон. В те времена в оркестре морской пехоты использовался лишь геликон, звучание и форма которого совершенно не устраивали Сузу. Он имел маленький раструб, небольшой диаметр, а выход звука шел влево. Джону для полноты звучания его маршей требовался такой духовой инструмент, звук которого бы шел вверх, над оркестром, но который был бы легче тубы. Идею Сузы сначала воплотил в жизнь Джеймс Пеппер, а затем Чарльз Конн. Так и появился сузафон – медный духовой инструмент с басовым звучанием.
В 90-е годы Суза активно работает над различными опереттами. Одной из самых известных становится «Капитан», увидевшая свет в 1895 году. Оркестровая деятельность тоже не угасает. Суза был большим трудягой, он не останавливался в своем музыкальном совершенствовании ни на секунду, что негативно сказывалось на его здоровье. Но он старался не обращать внимания на это и брался за новую работу.
Активная деятельность оркестра затихла лишь в 1914 году, когда пришла Первая мировая война. В эти годы гастроли прекратились, но после окончания военных действий практически сразу восстановились. Но пережить Великую депрессию оркестру Сузы так и не удалось. Глобальный кризис сократил число выступлений коллектива, а в 1931 году оркестр и вовсе дал последний концерт. Это стало предвестником конца и для самого музыканта.
В 1932 году друзья и коллеги Сузы узнали печальную весть – Джон Филип Суза внезапно скончался. Причиной стал инфаркт. Умер Джон как и подобает настоящему музыканту – он провел репетицию с местным духовым оркестром в городе Рединг, а затем вернулся домой и уже больше никогда не вышел на сцену. Долгие годы после смерти Сузы бывшие музыканты его оркестра отмечали день рождения своего руководителя, отдавая дань его памяти таким образом.
Джон Суза никогда особенно не стремился к бурной личной жизни. В его жизни главной женщиной была музыка. Впрочем, это не помешало ему жениться на Джейн ван Миддлсворт Беллис в 1879 году. В те годы он работал аранжировщиком у Гилберта и Салливана, а Джейн была певицей в том же театре. Неясно, насколько большую роль супруга сыграла в карьере самого Сузы и насколько сильно ей пришлось приглушить собственные амбиции, чтобы не затмевать таланты мужа – о жене Джон редко распространялся. В семье родилось трое детей: мальчик и две девочки.
В апреле 1979 года произошла страшная трагедия, которая унесла жизни нескольких десятков человек. По официальным…
Брюс родился 30 января 1967 года в Атлантик Сити (Соединенные Штаты Америки). В настоящее время…
Прежде чем креативный директор Stone Island Карло Риветти набрал команду дизайнеров, у руля стоял всего…
The Smashing Pumpkins одна из самых неординарных рок-групп: взлеты и падения, скандалы и слава, наркотики…
25 ноября 2025 года в Москве пройдет форум «Революция в продажах: e-com, marketplaces, retail &…
Полис КАСКО может обойтись в 7–12 % от стоимости автомобиля, и львиная доля этой суммы…
This website uses cookies.