История

Операция “Блуждающая душа”

США полномасштабно участвовали в войне во Вьетнаме 8 лет. Чтобы американских солдат гибло меньше, командование старалось применять дистанционные методы воздействия на врага. На укрепленные районы сбрасывали бомбы, а над вечнозелеными джунглями распыляли «эйджент орандж», лишая вьетнамцев преимуществ использования густой растительности. 

Полноценно велась также психологическая и пропагандистская обработка противника. Один из ее интересных этапов получил название Operation Wandering Soul. В ходе него вооруженные силы США играли на старинных суевериях вьетконговцев. Эту операцию называли также “Крики с неба”. 

Содержание

Удобные поверья

Во Вьетнаме есть пословица: “Рожденный землей должен вернуться в нее”. Она означает, что умерших людей нужно хоронить там, где они родились. Если этого не сделать, то душу ждут страдания и боль, она не найдет упокоения и будет блуждать по земле без цели, досаждая живым. 

На кладбищах во Вьетнаме ставят усыпальницы со стелами, а на могилах богачей часто воздвигают скульптуры. Такое обычно можно увидеть в городах. В деревне у бедных крестьян возможностей с шиком отдать дань памяти предкам меньше, поэтому и кладбища там выглядят попроще. Часто своих мертвых хоронят прямо в огороде, и в этом для местных жителей нет ничего пугающего. Более того, домашнее кладбище считается семейным местом силы, и его появление воспринимается как благоприятный факт. 

Кто во вьетнамской мифологии чаще всего становился “блуждающими душами”? Конечно же, те, кто находился вдали от дома и умирал насильственной смертью. Солдаты очень боялись такой участи, и не менее опасались встречи с неупокоенными духами, которые обычно остаются невидимыми для живых, но проявляются либо в годовщину смерти, либо рядом с местом гибели. 

Листовки, которые закидывали американцы на позиции вьетнамцев

Записи призраков

Только в сухопутной армии США в момент прихода во Вьетнам было около 1000 специалистов, отвечавших за пропагандистскую работу с противником. Примерно 120 из них отлично знали вьетнамский язык. Начинали они с радиопередач и листовок, и после изучения народных поверий нашли ту самую слабую сторону врага, связанную со страхом перед блуждающими душами. 

Американцы решили, что это будет отличный способ для запугивания и подрыва боевого духа вьетконговцев. Несколько недель они потратили на создание аудиозаписей, наполненных страшными звуками и измененными голосами. Композиции должны были изображать погибших вьетнамских солдат, души которых не нашли покоя и теперь досаждают оставшимся в живых. 

Для достоверности озвучивать дикие крики приглашали местных из числа южных вьетнамцев. В записи добавлялись и другие звуки – траурная буддистская музыка, отчаянный женский плач, скорбные выкрики, удары металлических гонгов и рычание диких зверей. В общую “симфонию” вплетались надрывные крики детей, которые звали своих отцов: “Папа, вернись домой!”. Иногда солдаты США просто включали записанные голоса “покойников”. Те вещали будто бы из ада и призывали вьетконговцев вернуться к своим семьям, сдаться и избежать смерти вдали от родной земли. Для большего эффекта над позициями врага американцы разбрасывали листовки с фотографиями убитых и не похороненных вьетнамцев. 

Вариантов “записей призраков” существовало достаточно много. Каждая боевая часть могла по своему желанию сделать собственную вставку в стандартный звукоряд. Транслировались звуки с вертолетов, речных патрульных судов, из портативных громкоговорителей. Если нужно было заставить противника покинуть деревню, то по ее периметру на парашютах сбрасывали магнитофоны с временными реле. Они на протяжении всей ночи периодически включались и выключались, нагоняя на местных ужас. 

Польза

Первые пробы “криков с неба” показали их эффективным психологическим оружием. Вьетнамцы настолько боялись этих звуков, что армии США приходилось даже отводить подальше союзные им подразделения из местных жителей – те тоже предавались панике и разбегались по домам. Впрочем, действовали аудиозаписи не на всех. Одни подразделения вьетконговцев действительно оставляли позиции, в других понимали, что звуки издают магнитофоны, и никакого бегства не происходило. Через какое-то время все воевавшие за Северный Вьетнам узнали о хитрой уловке американцев, и жуткие записи стали давать, скорее, обратный эффект. Они вызывали у вьетнамцев агрессию, а не страх и растерянность, поэтому операция “Блуждающая душа” постепенно прекратилась. 

При не слишком больших расходах транслирование особых записей дало армии США вполне ощутимые результаты. Отдельные районы они занимали без боя или со слабым сопротивлением подавленного противника. Примерно втрое выросло число перебежчиков. Если в обычное время на сторону Америки за месяц переходило примерно 120 человек, то при массированном применении “криков с неба” их число увеличивалось до 380. 

Американцы во Вьетнаме проиграли, хотя и стали сильнее в части ведения психологической войны. Они все скрупулезно считали, и знали, что переубедить одного вьетнамского солдата для них стоит 125 $, а убить – 100 000 $. Учитывая, что за время войны на сторону США перешло около 250 000 вьетнамцев, “крики с неба” можно считать одним из ценных инструментов специальной пропаганды.

Олег Бакланов

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

3 часа ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

4 часа ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

8 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

8 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

9 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

13 часов ago

This website uses cookies.