Сегодня, во время того, как информация делает мир всё меньше, тасуя культуры, менталитеты, народности – мы попробуем взглянуть на одну из ложек такого замеса. А именно, как выглядит мир комиксов к востоку от нулевого меридиана, до самого запада, обогнув земной шар. Для всех, кто интересуется комиксами больше, чем те, кто имеет мнение, что какие-то «картинки для детей» вроде бы регулярно издают, а затем даже иногда снимают по ним фильмы – существуют очевидные три отличные друг от друга школы (способы, стили – называть можно по-разному) комиксов. Американская, европейская школы и манга. Давайте по порядку разберемся какие они, как реализуются и с чем их едят.
Содержание
Первая наша десантная высадка будет вглубь американского континента – с позиции комикса на родину героики, латексных трусов на латексных лосинах и суперсил, предполагающих суперответственность. Здесь комикс эмоционален за счет экшена, в котором главный герой, как правило, несёт свои внутренние проблемы и переживания до конца (“дядя Бээээн!”; “мистер и миссис Уэйн!”), а сюжет зачастую неотвратимо движется к финальной раздаче оплеух суперзлодею. Наваляли Отто Октавиусу – конец главы, предотвратили планы Джокера – пора и на перерыв.
Может показаться, что такое мнение сложено из прочтения пилотных выпусков про того или иного героя (автор ерунду несёт, автор не разбирается в вопросе), но речь пока идет только о канонах, любое отклонение от которых и задает интересность и новизну для комикса. Именно погружение в более глубокий сюжет заставляет размышлять о Капитане Америка как об агенте Гидры в «Гражданской войне 2», а более широкое раскрытие характера Бэтмана толкает фанатов на споры о том, что же происходит в кульминации «Убийственной шутки» – душит ли он Джокера или панибратски держит за плечи.
В аспекте рисовки американский комикс – это «золотая середина» количества информации на странице. Облачка с текстом и ономатопея (bang; pow; blam; puff и др.) читаются относительно в равной степени, что и само изображение. То есть, несущая информация подается уравновешено. Фоны в кадрах преимущественно условны. Цвет в заливке далеко не уходит от небольшого градиента.
Как ни удивительно, взглянув на весь этот пантеон персонажей Marvel и DC, такое заявлять… Но в американском комиксе мало уникальных героев. Поясню, что имеется ввиду. Представим себя инициативным комиксистом, пришедшим здесь в издательство. Если сходятся звёзды, проведение, талант и куча других вещей – принимаем поздравления, мы приняты – работаем над уже существующими периодическими изданиями. Рисуем (или придумываем сценарий) Бэтмана, Тора, Халка. Но на первой ступени скорее всего что-то менее популярное, однако, одна суть – не своё. Принесённые в нашем портфолио идеи (и уж тем более новые герои) не имеют интереса для издательства. Это огромная индустрия, в которой сценаристы, раскадровщики, инкеры, колористы одного комикса могут быть даже друг с другом не знакомы. Как результат – крепкие истории героев с более полувековой известностью.
Ну что ж, поехали дальше. Пересекаем Атлантический океан для десантирования в следующий наш наблюдательный пункт. Европейский комикс. Школа глубокого сюжета и сложной детальной рисовки. Стилистика у разных авторов или даже в разных работах отличается. Изображение здесь именно читают. Информации в кадре может быть чрезвычайно много. Временами это может быть целая баталия с большим количеством действий.
Для выпуска комиксов в разных жанрах здесь необходимо идти в соответствующие издательства. Фэнтези – в одно место, приключения – другое, научная фантастика – третье, боевик – четвертое и тому подобное. Автор приносит издателю 5 страниц комикса, обложку и синопсис своего сюжета. А редактор решает – давать ли зеленый свет этим идее, стилистике, героям.
Европейские комиксы – это произведения изобразительного и писательского искусства, которые не про «полистать». Это преимущественно книги большого формата в твёрдом переплёте для чтения не в один присест.
Для русского человека воспринять комикс как вид искусства – именно эту школу проще остальных. Хорошая рисовка для нас подсознательно – это как у Репина, чтоб на стену повесить. Над камином.
Про «полистать» комиксы находятся далее на восток. Пересекаем всю Евразию для остановки на острове восходящего солнца. Здесь останавливаем первого попавшегося японца на улице – и скорее всего у него есть своя коллекция любимой манги.
Это комикс преимущественно в формате, едва превышающем А5. То количество информации, которая на одной странице американского комикса или в одном кадре европейского, здесь может занимать десяток страниц. Манга – это комикс ощущения, а не комикс действия. В большом кадре может быть лицо героя или огромный мех, а действие с ними связанные в маленьких быстрых кадрах, а большинство фонов – это заготовленные стандартные лекала. Рисует в основном один автор (ака сценарист, раскадровщик и другое). Иногда с парой ассистентов. В среднем по 3 страницы в день – сумасшедшая производительность по меркам американцев и европейцев.
Сюжет тоже имеет по ощущениям лекало (как и фоны). Важны не события, а эмоциональные пики. Главному герою становится от чего-то хуже, хуже и хуже. Всё это слезливое преодоление придуманных автором трудностей заканчивается последним эмоциональным пиком, когда протагонисту, наконец, становится «хорошо».
Нигде комикс не охватывает такое соотношение населения по своей популярности как манга в Японии. Нигде так не налажен путь начинающего комиксиста (здесь мангаки) от идеи, таланта и энтузиазма до публикации. И, пожалуй, нигде так не сложно действительно стать популярным среди тысяч авторов.
Начинающий мангака со своими идеей и «ваншотом» (30 готовых страниц) идет в издательство Jump (еженедельный толстенный журнал с новинками манги на страницах из тонкой газетной бумаги). Если редактора всё устраивает – начинается та самая гонка со сроками и соревнование с обилием других авторов за популярность в различных голосованиях и конкурсах. Когда популярность достигнута – появляется возможность выпускать различный мерч (плакаты, артбуки, фигурки героев), а затем и сама вершина – выпуск аниме. Всё это в тесной работе с издателем.
Вот в общем-то и окончание стереотипно-каноничного рассуждения. Но повторюсь. Мир не стоит на месте, всё видоизменяется. Выходит, к примеру, американская манга (Скотт Пилигрим), европейская (в какой-то мере) героика (Ларго Винч) или сумасшедшая японская сатира на супергероев (Ванпанчмен).
Если проводить аналогию с видеопрокатом: американский комикс – это сериалы, европейский – полнометражные фильмы, а манга – это мультсериалы. Но ничего нам не мешает получить удовольствие от просмотра любого из этого на наших экранах, главное понимать – чего ожидать, не правда ли?
Скромная итальянская "Болонья" в прошлом сезоне крайне неожиданно ворвалась в список команд, которые будут представлять…
С 17 по 20 октября 2024 года в Гостином дворе в Москве в пятый раз…
Снег - не повод прекращать заниматься спортом на улице. Но для этого потребуются кроссовки для…
В середине шестидесятых годов американская компания Gatorade стала популяризовать спортивные напитки. Ими был разработан ассортимент…
Один из самых дорогих моментов при производстве фильмов – это натурные съемки, особенно связанные с…
В течение нескольких десятилетий лидерами в разработке и производстве снайперских винтовок оставались американские конструкторы. Создать…
This website uses cookies.