Так сложились обстоятельства, что чтение произведения Розмэри Сатклиф “Орел девятого легиона” шло аккурат после просмотра одноименного фильма, который был снят на базе литературного первоисточника. Это обычная история, и да, данный отзыв будет посвящен старому-доброму ворчанию о том, что киношники убили крутой сюжет и превратили картину в бенефис Ченнинга Татума. Поэтому формат обзора будет следующим: что стоило бы добавить в фильм? Но начать стоит естественно с сюжета.
Молодой воин Марк Флавий Аквила, рано потерявший отца, дослужился до звания центуриона. С бесследным исчезновением отца в ходе военного похода Марк бесповоротно решил посвятить себя военной службе.
Кратковременное пребывание в одном из фортов в Британии выявило в юном еще офицере зрелость не по годам и храбрость воплощенного льва. Именно благодаря его чутью и смелости удалось отбить неожиданную ночную атаку войск аборигенов. Но тяжелейшая рана вывела Марка из строя. Длительное восстановление и приобретенное увечье поставили крест на военной карьере. Это настоящая трагедия для центуриона, для которого вердикт эскулапов был подобен концу света. Он больше ничего не знал, кроме военного ремесла. Чем он будет заниматься остаток жизни, как зарабатывать на жизнь?
Отправившись в гости к своему родному дяде Аквиле, Марк делится своими переживаниями. В беседе дядя предлагает племяннику долечиться, прийти в себя, а потом уже решать насущные вопросы. Одно из главных развлечений для элит тех лет – гладиаторские бои. В ходе одного из таких поединков Марк заступается за поверженного британца Эску, а позже выкупает его себе в рабы. Тогда же Марк знакомится с симпатичной девицей по имени Коттия, и они начинают непринужденное общение, которое в будущем перерастет в настоящую искреннюю любовь.
Как раз в это время к дяде Аквиле приезжает старый друг-сослуживец. В беседе обнаруживается, что по поводу пропавшего Девятого легиона, которым командовал отец Марка, появились некоторые сведения. Якобы золотой орел со штандарта легиона оказался в руках местных воинов. Марк решается отправиться в экспедицию на поиски орла Девятого легиона, чтобы восстановить честь отца и узнать его судьбу. Вместе с ним в дорогу отправляется Эска, который заблаговременно получил вольную и больше не считался рабом. К тому времени молодой бывший центурион и его раб сдружились, поэтому Марк просто не мог позволить своему другу считаться собственным рабом.
Притворившись лекарями, два друга прошли многие километры в поисках долгожданных новостей. Они бывали в местных племенах, встречали бывших воинов Девятого легиона, освоившихся в чужих краях. В конце пути было найдено племя, бережно хранившее золотой артефакт римских оккупантов. Племя, захватившее его, создало из трофея настоящий культ. И этого культа Марк с Эской должны были их лишить.
После продуманной операции по краже золотого орла началось увлекательное бегство, которое включило в себя еще больше приключений. Итогом стало возвращение символа Девятого легиона, восстановление чести отца и семьи Марка, а также степенная жизнь в окружении любимой девушки и верного друга.
Что не получилось сделать у Кевина Макдональда и прекрасно удалось Розмэри Сатклиф, так это погрузить аудиторию в атмосферу эпохи Древнего Рима и их великих коллониальных походов. Причем Макдональд, будучи коренным шотландцем, прекрасно справился с описанием быта и обычаев британских племен. Режиссер буквально упивался любованием родных краев. Но вот в Рим он нас погрузить не удосужился. Мало построить форт и поместить туда римских легионеров в доспехах, важно было показать быт римлян. Именно обыденность лучше всего рассказывает о менталитете людей.
Автор первоисточника отнесся к этому вопросу куда более щепетильно: здесь и обычаи римской знати, и повадки рабов, и жизненные принципы, и даже витиеватые и порой многозначные диалоги. Причем римские провинции могут быть крайне отличными друг от друга, а жители этих регионов очень разниться в манере поведения, изысканности речи и пытливости ума. Но всех их объединяет преданность величию Рима.
Благодаря Розмэри Сатклиф мы узнали, как лечили римские врачи, как знатные воины становились центурионами, как сражались легионеры, как дружили старые сослуживцы, как влюблялись молодые люди. А благодаря Кевину Макдональда изучили пейзажи северной Британии и мимику Ченнинга Татума.
С одной стороны непонятно, как опытная кинокоманда решилась на удаление из сценария любовной истории. Причем любовь главного героя и Коттии была столь нежной, а их отношения столь романтичными, что цепляться за эту сюжетную линию нужно было обеими руками. С другой стороны был один нюанс. Коттии было всего 14 лет, и снимать фильм про отношения хоть и юного, но уже совершеннолетнего римского центуриона было бы опрометчиво. В 21 веке это нонсенс, а Сатклиф писала свой роман в середине 20 века.
Но не было никаких проблем в том, чтобы сделать свою героиню старше, чем ее прообраз, у кинематографистов не было. Значит, ее убрали все-таки просто так, за нежеланием впутываться в еще более сложный сценарий или из-за опасения, что для Ченнинга Татума придется привозить Коттию подороже, а бюджет итак был невелик.
Оставить без внимания домашнее животное Марка Флавии тоже было опрометчиво. Речь про прирученного волка, попавшего в руки главного героя еще волчонком и со временем ставшего его верным другом.
Что-то похожее по сценарию кинофильма мы видим в образе Эски. Видимо, этот мотив сценаристы и режиссеры картины решили отразить исключительно во втором главном действующем лице фильма.
По характеру и типажу актер Джейми Белл показал нам отличного Эску, но его образ всего равно получился несколько ограниченным. В романе Сатклиф Экса куда более сложный персонаж, с куда более широким спектром действий, и это не затрагивая его умения и способности выживать в условиях дикой природы.
И не хватило, конечно, в книге упоминания Крадока. Это местный житель, к которому Марк испытывал симпатию и уважение, получая взамен то же. Оба были хорошими воинами, оба руководствовались понятиями чести и достоинства, оба любили лошадей, на чем собственно и сошлись. Они вполне ладили до того момента, пока Крадок не оказался в числе напавших на римский форт местных воинов.
Это важная арка сюжета. С одной стороны мы видим, что Марк, будучи римским центурионом, все-таки испытывает симпатию к жителям Британии. А с другой стороны Крадок хоть и относился к молодому центуриону с теплом, вынужден был попрать этими отношениями в пользу интересов своего народа. Какими бы друзьями вы ни были, все это продлится ровно до того момента, пока не встанет вопрос формата “свой/чужой”. Ты всегда будешь прежде всего за своих, несмотря на личную симпатию к кому-то из чужих.
В итоге если речь идет о выборе предпочтения, что лучше сделать – почитать роман Сатклиф или фильм Макдональда, хочется посоветовать прочитать все-таки литературное произведение. И лишь затем посмотреть фильм, который на самом-то деле неплох.
Диван в квартирном интерьере чаще всего используется как элемент зонирования помещения или место для отдыха,…
Именно в этот день 19 августа в 1874 году Великий Князь Константин Николаевич Романов издал…
Покорение российского алкогольного рынка давно стоит в глазах многих промышленников Европы.
Пролив между Англией и Францией — идеальное место для того, чтобы устанавливать рекорды. Бесчисленное количество…
Стратегические ракеты, способные поражать цели на территории страны-противника, выпускаются в нашей стране с конца 1940-х…
Лучшие идеи для новогоднего корпоратива: от А до Я Новый год - прекрасное время для…
This website uses cookies.