Авто

Запорожец 969 – первый советский внедорожник

Советский автопром всегда славился противоречивыми техническими решениями, но, пожалуй, ни один автомобиль не вызывал столько жарких споров как ЗАЗ 969. И действительно, в модели достоинства и недостатки были не просто тесно переплетены, а доведены до высшей точки.

Содержание

Технические характеристики

  • Кузов: трехдверный, пятиместный внедорожн.
  • Привод: полный, 4 × 4
  • Двигатель ЗАЗ-969: 30-сильный (890 см³), 40-сильный (1200 см³)
  • Расход топлива: 9-13 л/100км
  • КП: Четырехступенчатая механика
  • Масса: 950-1360
  • Д/Ш/В: 3370 мм/1640 мм/1790 мм
  • Колёсн. база: 1800мм

Минусы

Машина получилась достаточно неуклюжей внешне, медленной и жутко некомфортной. Её неудобство бросалось в глаза с порога. Чтобы забраться на передние сиденья, нужно было проявить чудеса гибкости, а у крупных водителей за руль сесть и вовсе не выйдет.

Шумный двигатель «Запорожца» устанавливался спереди. Он быстро перегревался летом и почти не отапливал салон зимой, да и пространство для пассажиров трудно назвать салоном. Это скорее скрипучий металлический каркас, кое-как обтянутый брезентом, он отапливался специальным обогревателем, сжигавшим бензин наподобие буржуйки. В общем зрелище душераздирающее в современном понимании комфорта.

Плюсы

С другой стороны «Запорожец 969» имел и свои достоинства, причем серьезные. Прежде всего, это потрясающая, легендарная проходимость. Благодаря ей миниатюрное авто на бездорожье могло дать фору многим культовым «джипам» вроде «Хаммера» или «Лендкрузера». При этом расход топлива около ведра на сотню считается вполне скромным даже для современных внедорожников. А «Волынка», за исключением некоторых первых модификаций, была именно внедорожником в полном смысле этого слова. Она имела привод на все колеса, понижайку, блокировку дифференциала и другие фишки, которые не ожидаешь увидеть у такой недорогой малютки.

Еще одно важное преимущество – цена. На момент выпуска первой серийной партии автомобиль стоил 1700 советских рублей. То есть, условно говоря, средняя семья колхозников за пару-тройку лет могла, не напрягаясь, собрать нужную сумму и купить полноприводную машину.

А еще первый советский внедорожник был очень вместительным. Владелец мог при необходимости сложить задние сиденья, больше напоминавшие лавки, и трамбонуть четверть тонны крупногабаритных грузов. Больше всего внушительный полезный объем багажника оценили селяне.

Как запорожец 969 стал ЛуАЗом

Кстати, авто создавалось исключительно для нужд сельского хозяйства. А как известно, в полях или на ферме скорость и комфорт – вещи почти бесполезные, а мягкая обивка салона ассоциируется только с дополнительными хлопотами при очистке от сельской пыли и грязи. Зато проходимость на колхозном бездорожье и вместительность – самое оно.

Первая партия авто была выпущена в 1964 году на Запорожском заводе. Тогда на рынок поставили пробных 50 машин, но потом все наработки передали в Луцк, где на основе ЗАЗ-969 местные умельцы создали свой вариант знаменитого авто. Они назвали его ЛуАЗ 969 и в течение года подготовили пробную партию к выпуску. Массовое же производство «Волыней» началось в 1967-м и продолжалось до 2001-го.

Александр Гнилов

Recent Posts

Вещи из СССР, которые мы недооценивали раньше, а они сейчас на волне популярности

Новая эстетика старых вещей: феномен возвращения советского дизайна. Когда-то мы без сожаления избавлялись от хрустальных…

3 часа ago

Самые драматичные финальные серии плей-офф в истории КХЛ

Фанаты ледовых драм замерли в предвкушении ярких эмоций — «Трактор» и «Локомотив» ведут борьбу за…

4 часа ago

История модели кроссовок adidas PureBOOST

В 2013 году adidas представил технологию амортизации BOOST — тысячи объединённых между собой полиуретановых гранул…

18 часов ago

Nike ACG — как появилась экипировка для всех условий

Линейка Nike ACG появилась в 1989 году — с тех пор это синоним универсальных вещей…

18 часов ago

Opel Kapitan – рожденный в Третьем рейхе

Opel Kapitän – авто представительского класса. Оно выпускалось с 1938 по 1970 год с перерывом…

19 часов ago

‘Beware the Batman’ — в окружении забытых врагов

Настало время поговорить о самом позднем и об одном из самых неоднозначных мультсериалов про Бэтмена…

21 час ago

This website uses cookies.