Авто

Запорожец 969 – первый советский внедорожник

Советский автопром всегда славился противоречивыми техническими решениями, но, пожалуй, ни один автомобиль не вызывал столько жарких споров как ЗАЗ 969. И действительно, в модели достоинства и недостатки были не просто тесно переплетены, а доведены до высшей точки.

Содержание

Технические характеристики

  • Кузов: трехдверный, пятиместный внедорожн.
  • Привод: полный, 4 × 4
  • Двигатель ЗАЗ-969: 30-сильный (890 см³), 40-сильный (1200 см³)
  • Расход топлива: 9-13 л/100км
  • КП: Четырехступенчатая механика
  • Масса: 950-1360
  • Д/Ш/В: 3370 мм/1640 мм/1790 мм
  • Колёсн. база: 1800мм

Минусы

Машина получилась достаточно неуклюжей внешне, медленной и жутко некомфортной. Её неудобство бросалось в глаза с порога. Чтобы забраться на передние сиденья, нужно было проявить чудеса гибкости, а у крупных водителей за руль сесть и вовсе не выйдет.

Шумный двигатель «Запорожца» устанавливался спереди. Он быстро перегревался летом и почти не отапливал салон зимой, да и пространство для пассажиров трудно назвать салоном. Это скорее скрипучий металлический каркас, кое-как обтянутый брезентом, он отапливался специальным обогревателем, сжигавшим бензин наподобие буржуйки. В общем зрелище душераздирающее в современном понимании комфорта.

Плюсы

С другой стороны «Запорожец 969» имел и свои достоинства, причем серьезные. Прежде всего, это потрясающая, легендарная проходимость. Благодаря ей миниатюрное авто на бездорожье могло дать фору многим культовым «джипам» вроде «Хаммера» или «Лендкрузера». При этом расход топлива около ведра на сотню считается вполне скромным даже для современных внедорожников. А «Волынка», за исключением некоторых первых модификаций, была именно внедорожником в полном смысле этого слова. Она имела привод на все колеса, понижайку, блокировку дифференциала и другие фишки, которые не ожидаешь увидеть у такой недорогой малютки.

Еще одно важное преимущество – цена. На момент выпуска первой серийной партии автомобиль стоил 1700 советских рублей. То есть, условно говоря, средняя семья колхозников за пару-тройку лет могла, не напрягаясь, собрать нужную сумму и купить полноприводную машину.

А еще первый советский внедорожник был очень вместительным. Владелец мог при необходимости сложить задние сиденья, больше напоминавшие лавки, и трамбонуть четверть тонны крупногабаритных грузов. Больше всего внушительный полезный объем багажника оценили селяне.

Как запорожец 969 стал ЛуАЗом

Кстати, авто создавалось исключительно для нужд сельского хозяйства. А как известно, в полях или на ферме скорость и комфорт – вещи почти бесполезные, а мягкая обивка салона ассоциируется только с дополнительными хлопотами при очистке от сельской пыли и грязи. Зато проходимость на колхозном бездорожье и вместительность – самое оно.

Первая партия авто была выпущена в 1964 году на Запорожском заводе. Тогда на рынок поставили пробных 50 машин, но потом все наработки передали в Луцк, где на основе ЗАЗ-969 местные умельцы создали свой вариант знаменитого авто. Они назвали его ЛуАЗ 969 и в течение года подготовили пробную партию к выпуску. Массовое же производство «Волыней» началось в 1967-м и продолжалось до 2001-го.

Александр Гнилов

Recent Posts

История модели кроссовок New Balance 1600

В 1985 году американская компания New Balance представила серию New Balance #1000. Первый «тысячный» силуэт…

6 часов ago

Дэниел Джонстон – великий аутсайдер

11 сентября 2019 года умер Дэниел Джонстон, американский музыкант и автор-исполнитель. Он всю жизнь боролся…

6 часов ago

Клайв Оуэн – многоплановый актер, выбравший мрачное амплуа

С фильмами «Крупье», «Король Артур», «Госфорд Парк» и «Идентификация Борна» Клайв Оуэн стал одним из…

8 часов ago

Тетское наступление: поражение, обернувшееся победой

Вьетнам убивала кровопролитная гражданская война. Она началась в южной части страны, но вскоре в нее…

9 часов ago

Carhartt WIP SS26: переосмысленный деним как основа сезона

Коллекция Carhartt WIP SS 2026 продолжает фирменный баланс бренда между утилитарностью и современным стилем, предлагая…

1 день ago

FIFA возвращается в игры: Netflix Games и Delphi Interactive запускают новую футбольную симуляцию к ЧМ-2026

FIFA официально возвращается в видеоигры в 2026 году — но уже без EA. Международная федерация…

1 день ago

This website uses cookies.