Авто

ВАЗ-2105: легковушка-рекордсмен

«Пятерка» продержалась в производстве более 30 лет. И это рекорд, поскольку ни один из «Жигулей» классического семейства не находился так долго на конвейере. Последние автомобили были собраны в 2010 году.  

Содержание

Рождение легенды

Работа над новым автомобилем началась в середине 70-х годов. И в 1979 году предприятие ВАЗ выпустило первые мелкосерийные партии детища, которое стало родоначальником всего второго поколения «Жигулей». А в начале 1980 года производство началась в полном объеме.

По сути, «Пятерка» не была чем-то кардинально новым. Она появилась на свет благодаря глубокой модернизации уже существовавших моделей. ВАЗ-2105 создавался в качестве «рабочей лошадки», поэтому автомобиль получился довольно спартанским. Более «люксовую» версию сделали отдельным автомобилем и назвали его ВАЗ-2107. Также на базе «пятерки» вскоре появился и универсал – ВАЗ-2104. А через три года с начала массового производства «пятерка» получила Государственный знак качества СССР.

Для своего времени ВАЗ-2105 получил современный дизайн, которому старались соответствовать в Европе. А именно: рубленые формы, прямоугольная оптика. Впрочем, назвать седан продвинутым было нельзя. По «железу» машина на момент выхода уже являлась довольно устаревшей. И дело здесь именно в заднем приводе. Во всем мире от такой компоновки стали постепенно отказываться, отдавая предпочтение автомобилям с передним приводом. 

Но для СССР ВАЗ-2105, тем не менее, стал прорывной моделью. Например, на приводе распредвала появился ремень, который заменил привычную цепь, а система вентиляции получила прямоугольные дефлекторы. Особым шиком считалось появление электрообогрева заднего стекла, причем эта опция являлась базовой. А еще блок предохранителей и реле «поселился» в моторном отсеке. Не обошлось, правда, и без просчетов. Но вызваны они были, по большому счету, экономией и удешевлением процесса производства. Это, например, коснулось хромированных деталей. От них решили отказаться, чтобы не тратиться на сложный технологический процесс подготовки, а затем и нанесения на стальные детали меди, никеля и хрома.

В салоне не внедрено чего-то революционного, но прогресс был заметен. Например, автомобиль получил новые сиденья, которые обшивались кожвинилом. Но минус «Жигулей» никуда не делся – на втором ряду по-прежнему было довольно тесно. О просторе, которым могла похвастать «Волга», оставалось лишь мечтать. К тому же, заметной модернизации подверглась панель приборов, которую немного «осовременили».

Технические характеристики 2105

В начале ВАЗ-2105 получил карбюраторные двигатели с рабочим объемом 1,2-, 1,3- и 1,5-литра и мощностью 59, 69 и 71 л.с. соответственно. При этом силовые агрегаты на протяжении длительного времени модернизировались. Также частым изменениям подвергалось и другое «железо». Например, с 1986 года вместо устаревшего стартера СТ-221 появился стартер типа 35.3708 плюс дополнительное реле зажигания. А к 4-ступенчатым коробкам передач в 1985 году добавились 5-ступенчатые.

Поскольку сам по себе ВАЗ-2105 получился довольно хорошей моделью, на его базе было создано несколько модификаций. Например, ВАЗ-21054. Эта версия получила по дополнительному бензобаку и аккумулятору. Кроме этого, машина оснащалась карбюраторным мотором 1,57-литра на 80 л.с. Эта модификация шла прямиком в правоохранительные органы: ГИБДД, МВД, ФСБ и другие. Специально для спецслужб мелкими партиями производили и ВАЗ-21059. Эти машины оснащались роторно-поршневыми двигателями Ванкеля с рабочим объемом 1,3-литра и мощностью 140 л.с.

ВАЗ-21054
ВАЗ-21059

Lada Riva

Поскольку «пятерка» выглядела довольно современно, ее отправили на экспорт в Великобританию. Экспортная модель называлась Lada Riva (она же – ВАЗ-21057 и ВАЗ-21058).

«Рива» отличалась правосторонним расположением руля, незначительными изменениями в экстерьере и более дорогими материалами отделки салона. Машины оснащались 1,5-литровым мотором, соответствующим нормам ЕВРО-1. Также, экспортные машины, которые уходили в Западную Европу и Канаду, оснащались 3-ступенчатой автоматической коробкой передач.

Было и несколько спортивных вариантов: Лада-2105-ВФТС (LADA-VFTS) и ВАЗ-2105 VIHUR.

Lada Riva
Lada VFTS
Lada VIHUR

Особенности «пятерки»

ВАЗ-2105 продержался на конвейере с 1979 по 2010 годы. За это время было выпущено 2 091 000 автомобилей разных модификаций. В нулевых годах спрос на «пятерку» был низким, но устойчивым. Машину приобретали только из-за того, что она была самой дешевой на рынке. Например, в 2009 году она стоила 178 тысяч рублей. Правда, потом цена все-таки начала расти. И в 2011 году за «классику» просили уже почти 200 тысяч рублей. Соответственно, спрос начал резко падать.

Несмотря на цену, автомобиль был откровенно архаичным, и покупатели предпочитали добавить немного денег и приобрести чуть более современные машины. Например, ту же «семерку», которая выгодно отличалась от своего «прародителя».

На предприятии планировали провести рестайлинг модели, но от задумки все-таки отказались. Модернизация стоила слишком дорого и это сильно бы повлияло на розничную стоимость готового «продукта». И «пятерку» решили отправить на заслуженный отдых. 30 декабря 2010 года с конвейера сошел последний автомобиль ВАЗ-2105. Так закончилась эпоха.

Павел Жуков

Recent Posts

Россияне не ходят в кофейни по утрам

Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…

26 минут ago

Как уместить все необходимое на кухне?

Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…

47 минут ago

DeeCee Style. Лучший в Цюрихе деним

За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…

5 часов ago

История модели кроссовок New Balance 1320

Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…

6 часов ago

Келли Слэйтер. Самый молодой и самый старый чемпион мира по серфингу

Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…

6 часов ago

Chrysler Newport: от рассвета до заката

Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…

11 часов ago

This website uses cookies.