История не знает сослагательного наклонения, поэтому нам остается лишь гадать, каким был бы реальный ИЖ-13. Но что-что, а перспективным он являлся. Передний привод, практичный кузов, мотор, коробка – все это могло помочь «Старту» стать всенародно любимым. Но не получилось, СССР сделал ставку на ВАЗ-2101, в основу которого лег Fiat-124.
Содержание
В 60-х годах в Советском Союзе остро чувствовалась проблема отсутствия народного автомобиля. Создать его собственными силами не было возможности, поэтому руководство страны смотрело в сторону Запада. Амбициозный Брежнев, который известен своей любовью к машинам, а также его помощники, загорелись идеей превращения Fiat-124 в новый советский автомобиль. Но у «Фиата» был конкурент в лице Renault-16. Этот автомобиль появился в середине 60-х и произвел эффект взорвавшейся бомбы. Что и позволило «французу» стать автомобилем года.
«Рено-16» – переднеприводный хэтчбек, чью практичность и удобство быстро оценили европейцы. Не остался он незамеченным и в СССР. До этого в Союзе на этот тип кузова особо внимание не обращали. Хотя и понимали, что по эксплуатационным характеристикам и возможностям, хэтч превосходит седан. Да и по сравнению с универсалом, он более удобен. «Рено-16» понравился руководству Ижевского предприятия. Было решено создать свой хэтчбек (в Союзе машины в таком кузове называли «комби»).
Работа началась в 1968 году. В то время на заводе полным ходом шла сборка и «четыреста восьмого» «Москвича», и «четыреста двенадцатого». Но руководство предприятия этот факт не смущал. Все горели идеей нового всенародного автомобиля в кузове хэтчбек.
И сначала все складывалось более, чем удачно. Еще на проектной стадии разработок стало отчетливо понятно, что этот автомобиль обладает просто фантастическим потенциалом. И он легко уложит на лопатки не только «Москвич-412», но и итальянский «Фиат-124». Так что, заводчане работали с воодушевлением, понимая, что их труд действительно важен и нужен стране.
Естественно, полного «копипаста» с «Рено» не было. Эту модель взяли, скорее, в качестве, если можно так выразиться, музы. И поэтому ИЖ-13, получивший пятидверный кузов хэтчбек, сильно отличался от «француза». Во-первых, сильные различия были во внешности. «Старт» получил современный и симпатичный по меркам того времени облик. А это уже играло немаловажную роль. В целом, «тринадцатый» выглядел прогрессивно и спортивно. И это должно было подкупить потенциальных потребителей.
Во-вторых, в отличие от всех других советских автомобилей, которые оснащались задним приводом, ИЖ-13 получил привод передний, а также продольное расположение силового агрегата. Еще на заводе решили, что капот должен открываться не как у «Москвичей», а как у «Волги». И поэтому петли крышки расположили не со стороны радиатора, а у лобового стекла.
В-третьих, что касается размеров, то «Старт» в длину имел 4 045 мм, в ширину – 1 677 мм, а в высоту – 1 480 мм. Такие параметры должны были привнести в автомобиль больше комфорта для пассажиров. Дело в том, что «тринадцатый» получался на 127 мм шире «Москвича». Более того, обошел он по этому показателю и будущий бестселлер – ВАЗ-2101. ИЖ был шире на 66 мм.
«Старт» получил 1,5-литровый мотор от серийного «Москвича-412». И если на «доноре» силовой агрегат выдавал 75 «лошадок», то специально для ИЖ-13 его форсировали до 95 л.с. И этот показатель для того времени был очень достойным. Благодаря прокаченному двигателю «Старт» мог разогнаться до 100 км/ч за 12 секунд. А его максимум составил 165 км/ч. При этом, сам автомобиль весил чуть менее 900 килограммов.
Конечно, у «Старта» были и недостатки. В первую очередь это было связано с тем, что переднеприводные автомобили в стране не котировались. И соответственно, промышленность не была готова к их появлению. Яркий пример – отсутствие шарниров равных угловых скоростей. И наружным шарнирам, используемым в ИЖ-13, пришлось работать на износ. Из-за этого значительно сократился срок эксплуатации шин, шестерней и валов трансмиссии. Пришлось срочно решать проблему. Но выход из ситуации нашли один: сделали так, что колеса могли поворачивать на угол в 76 градусов. Но из-за этого резко возрос радиус поворота. В общем, ситуация требовала какого-то другого решения. Но справиться в одиночку Ижевское предприятие не могло.
Советское руководство кране неоднозначно реагировало на события, происходящие в Ижевске. Министр транспорта и многочисленные чиновники не верили в то, что передний привод способен составить конкуренцию заднему. И поэтому их внимание было полностью сосредоточено на «Фиате». Именно в нем они видели идеальный автомобиль для рядовых граждан СССР. Но Ижевское предприятие не сдавалось. К тому же, у него нашелся союзник – министр оборонной промышленности Зверев. Директор завода Иван Федорович Белобородов при поддержке Зверева пытался доказать свою правоту Совету министров и настаивал на развитии сотрудничества не с «Фиатом», а с «Рено». Ведь французы могли подсказать решение проблемы с шарнирами, а также помочь в других технических нюансах.
Но работа прошла в пустую. Министры приняли решение о строительстве нового завода в Тольятти. И когда Ижмаш представил опытный образец, там как раз уже собирались запускать в серию «Фиат», превратившийся в ВАЗ-2101. Министерство автомобильной промышленности сделало ставку именно на «Жигули» с классическим задним приводом. Время переднеприводных машин еще не пришло. И ИЖ-13, оказавшийся слишком продвинутым для своего времени, отправился на свалку истории. Все работы по проекту были прекращены в 1972 году.
Яндекс Карты выяснили, как изменился интерес пользователей к кофейням и другим точкам продажи кофе. Сейчас…
Небольшие кухни могут быть настоящим вызовом, особенно во время приготовления еды. Однако правильно спланированная организация…
За последние десять лет Цюрих как минимум два раза попадал на первое место в списке…
Американский бренд New Balance был основан в 1906 году и с тех пор сделал огромный…
Имя: Роберт Келли Слэйтер Возраст: 45 лет Место рождения: Флорида, США Сейчас живет: Кокоа-Бич, Флорида,…
Модель «Ньюпорт» была призвала не только расширить покупательскую аудиторию «Крайслера». Эти машины стали самыми доступными…
This website uses cookies.